Знания автора в этой теме бессмысленно измерять годами, был испытан опыт пробуждения (один из его уровней), и снова возвращение-вовлечение в суету, проанализированы несколько направлений и учений. В очень краткой и доступной форме рассказано и показано для тех кто… Как говорится, имеющий уши да услышит.Главная ценность этой книги, конечно же, в другом. Прочитав, есть шанс это узнать. Как говорил один человек, ценность таких учений выше миллионов планет, осыпанных алмазами. Проверяйте!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На пути к пробуждению, или Ламрим по-русски» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Игра, кино, танец, сценарий — что между ними общего?
Давайте-ка уберём серьёзность с наших лиц, ведь это одно из самых больших препятствий на пути пробуждения:-)
При этом также не стоит относиться ко всему и слишком легкомысленно, вот такой парадокс. Впрочем, обо всём по порядку, а он тут есть, хотя порой и неочевиден на первый взгляд.
В игре, фильме (в кино), в танце и в сценарии есть одна общая важная черта: все они реализуются максимально полно, успешно и глубоко, если присутствовало состояние «лёгкости» и в то же время есть «присутствие» и «наблюдение», и все эти состояния нужны для реализации «пробуждения», поэтому и идёт речь об этих понятиях.
И попробуйте сейчас, читая, воспринимать легко, присутствовать в моменте и как бы наблюдать со стороны, когда я буду рассказывать об ИГРЕ, ФИЛЬМЕ, ТАНЦЕ и СЦЕНАРИИ.
Да, все эти слова описывают в какой-то мере жизнь, которая дана человеку на этой планете. Читая про это, попробуйте сразу сопоставить, вспомнить, представить, где всё это проявлялось или проявляется в жизни.
Игра:
Имеет правила, игровое поле, начало и конец, раунды, игроков, возможно, команды игроков, фишки (набор случайностей), тренер и создатель игры также может проявлять себя или быть вне игры.
Элементарная аналогия — это игра в карты:
У каждого игрока при раздаче карт на руках определённый набор «возможностей», которые можно реализовать в процессе игры, можно «скинуть» с рук в итоге их, побив другие карты, и остаться победителем. Конечно, это зависит от правил игры, иногда, наоборот, надо собрать все карты, оставив игроков ни с чем, находите тут уже некоторые схожести с жизнью?
И так же, как в жизни, если игрок внимателен, умеет просчитывать варианты, не сильно азартен (иначе может проиграть всё!) и обладает другими нужными качествами для карточной игры, — такой игрок в выигрыше.
Потом партия проходит и игроки расходятся уже по своим делам. Похоже?
Фильм:
Снимается режиссёром, который выбирает актёров, сценарий пишется сценаристом либо с нуля, либо на основе какого-то другого произведения. Актёрам, чтобы хорошо сыграть роль, нужна убедительность, которая иногда граничит с тем, что актёр либо слишком вжился, либо стал актёром одной роли. Иногда сценарий меняется в процессе, меняется даже режиссер или актёр, в итоге фильм выходит на экраны и зрители, зная, что это абсолютно выдуманная (порой фантастическая) история, смотрят с упоением в тёмном зале, получая эмоции. В этот момент зрители живут на экране, часто представляя себя на месте какого-либо актёра или просто сопереживая ему, если, конечно, фильм снят качественно:-)
У фильма может быть мораль, идея для передачи, он может просто передавать эмоции, всё это может варьироваться в зависимости от того, что увидел зритель.
Опять же, находите в вышеописанном аналогии с жизнью?
Танец: здесь обычно двое участников, танцуют по определённым правилам (набор движений), у каждого танца своё название. На примере танго: ведущий партнёр (как правило, мужчина) и ведомый (как правило, женщина).
Ведущий активно двигается (на первый взгляд), ведомый как бы «покоряется» и идёт за партнёром.
При всём при этом важна и последовательность действий, и также внимательность и определённый тонус в балансе, если участники слишком напряжены, то танец будет выглядеть некрасиво, напряжённо, как-то деревянно.
Если участники слишком расслаблены, это будет какой-то вялый танец, без жизни и энергии в нём. Критерием успешности или красоты танца (если смотреть со стороны) обычно выступает наличие «страсти», «эмоций», «красоты», «лёгкости».
Все эти слова взяты в кавычках, потому что это может быть как проявление реальных процессов между танцором и танцовщицей, а может быть это настолько высокий уровень профессионализма. Я, конечно, небольшой знаток танцев, но сдаётся мне, что всё-таки партнёры в танце чаще всего подбираются по совместимости (не только внешне).
Уже если переплести эти понятия: танец, фильм, игра, — можем получить нечто очень похожее на то, что происходит в нашей жизни. Ведь и трагедии бывают: в танце партнёр может упасть и даже получить травму, в фильмах и вовсе умирают (как герои, так и злодеи), с игрой тоже бывает по-всякому.
Теперь же последнее — это сценарий. Сценарий, кстати, фигурировал и в фильме сам по себе, но здесь про другой сценарий — как про некий глобальный замысел, изначально вложенный во все эти модели как явно, так и тайно.
Представьте, что вы отправляетесь на месяц-другой в путешествие по неизвестной стране (это может быть даже азиатская жаркая страна), в планах у вас побывать на сафари, в древних храмах, на природе в джунглях, возможно, у океана, в каких-то природных парках. В то же время в перерывах между этими «вылазками», если, конечно, не было плана все 2 месяца безостановочно двигаться по разным местам, живёте вы в городе, арендуете гостиницу или виллу, а может быть, guest house, и вот вся программа этой поездки заранее записана в сценарий, причём чаще всего этот сценарий вы не знаете, либо доверив всю программу пребывания и «развлечений» специально обученному персоналу, либо просто не задумываясь на эту тему, зная, что всё равно возможны какие-то отклонения от идеального сценарий.
Интересно получается, опять же, найдите аналогии с жизнью.
Да, здесь расписано всё красиво и даже местами романтично, но ведь путешествия в джунгли могут быть сопряжены и с опасностями, это и дикие звери с насекомыми, и люди с разными намерениями, и даже природные стихии (цунами, извержения вулканов, наводнения).
И у сценария, конечно же, есть и невидимая часть — это то, для чего и ради чего он реализуется в конечном счёте!
Пока что (в первом приближении) будем считать, что это «получение впечатлений/эмоций», как в случае с любым «курортным» отдыхом/путешествием, а дальше всё зависит от того, что и как человек увидит сам. Для кого-то это сугубо ради эмоций (как раз в итоге это приводит чаще всего к вовлечениям/омрачениям), для кого-то это в итоге ради прохождения определённых уроков развития (что, впрочем, не отменяет и наслаждения от эмоций!)
Да, кроме концепций ИГРЫ/ТАНЦА/ФИЛЬМА и СЦЕНАРИЯ можно с чистой совестью добавить ШКОЛУ/ТЮРЬМУ, обязательно, конечно, памятуя, что это всего лишь концепции/модели, однако нам они помогут иметь беспристрастный взгляд со стороны, что важно, а также могут служить подсказкой, как в «реальной» жизни совладать с теми или иными событиями.
Впрочем, в конечном-то счете всё «совладание» сводится в итоге к невовлечению, выходу из омрачений и к «пробуждению»!
Всё в этой книге про это, просто порой с разных сторон подхожу, с разных точек зрения, если бы это было возможно с какой-то одной стороны, все давно бы пробудились, так что…
Резюмируя: с одной стороны, игры, танцы, фильмы, сценарии, нахождение в школе/тюрьме делают нашу жизнь богатой на события, разнообразной, непредсказуемой и эмоциональной, и это же одновременно мешает «пробуждению».
Хотя тут как посмотреть:-)
Может, всё-таки наше отношение к этому, вовлечённость в это всё и мешает пробуждению? Мы воспринимаем это всё слишком серьёзно, даже не доходя до этих концепций, которые, в общем-то, призваны как-то облегчить жизнь и снизить напряжение.
Ведь если ты целиком в игре, принимаешь её на 100% за реальность, то не видишь ничего другого, находишься в стрессе (некоторые и жизнь кончали самоубийством, проиграв большие состояния!), то о каком дальнейшем пути (пробуждении) может идти речь?
Эта глава больше нужна для современности, так как раньше было гораздо меньше внешних раздражителей и фильмов не было, ситуация похожа на развитие киноиндустрии в современном мире. Сначала фильмы были простые, потом блокбастеры с кучей спецэффектов, в итоге привыкание и человек уже не может получать такое же наслаждение. Так же и в жизни.
Поэтому совет этой главы такой:
Помни, что может быть вот так: игра/танец/кино/школа/тюрьма/театр/сценарий — каждое из этих слов вполне себе рабочая метафора для определения того, что происходит, но каждая из этих метафор нужна по большому счёту лишь для того, чтобы, наоборот, относиться не слишком серьёзно, легко к этому, благодаря чему и достигается такое лёгкое состояние наблюдателя, в некотором роде следование концепции «может быть, есть, может быть, нет».
Эта концепция одна из ключевых в некоторых направлениях цигун-медитации, по сути, даосской йоги, необходимая для того, чтобы эффективно накапливать/возвращать энергию осознания, необходимую в том числе для пробуждения и не только. Такой взгляд полезен напрямую для здоровья, о чём, возможно, будет в какой-либо из следующих глав.
Здесь же скажу в двух словах про это «может быть, есть, может быть, нет». Это ещё в каком-то смысле выражение срединного пути, тренировка непривязанности и легкости в применении к любой из ситуаций внутри театра, фильма, сценария, игры…
В противовес этому встаёт «жёсткая» уверенность в чём-либо, жёсткая концентрация, что полностью забирает ресурс внимания и не позволяет увидеть остальные варианты.
Может быть, это игра, а может быть, всё по-настоящему…
Может быть, это кино, а может быть, и нет (хотя и умереть тут могут достаточно ощутимо). Некоторые возвращаются и после смерти, но слышно было всего лишь про пару-тройку таких случаев в истории, да и то их нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Может быть, тут есть сценарий, а может быть, и нет.
Может быть, ты танцуешь, а может быть, и нет (возможно, это просто вовлечение или заблуждение).
Может быть, ты учишься (ты в школе), а может быть, и нет (ты в тюрьме своих убеждений).
Сможешь смотреть на всё это спокойно, не вовлекаясь и в то же время не отрицая?
Так же и в энергетических практиках цигун. Если слишком концентрироваться на какой-то зоне, представляя там энергию, то можно получить серьёзные проблемы. Если же вообще не концентрироваться, то это будет просто зарядка.
Поэтому вариант просто наблюдать, имея в виду такую концепцию: может быть, есть там энергия, а может быть, нет, как будто бы наблюдаю за чем-то внимательно, легко, но без напряжения и не пытаясь сильно концентрироваться.
Человек-буквалист легко спутает этот подход с чем-то неопределённым, смутным, бестолковым, неактивным, сразу скажу, что это не так. Это скорей не инструкция, а указание на состояние, такое не очень заметное, но в то же время реальное, настоящее состояние внутри тишины, которая была создана через успокоение и невмешательство ума.
Ведь ум обычно подсказывает, часто говорит в обыденности: «Как же, обязательно нужна концентрация, надо больше, выше, сильней — и тогда быстрей получишь искомое (например, пробудишься).
Увы, в этой сфере это не работает, для достижения пробуждения скорей надо меньше, ниже, слабей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «На пути к пробуждению, или Ламрим по-русски» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других