Что, если один из твоих одноклассников – робот? Когда в начале года в школу приводят новенького, все думают, что он просто странный. Джордж ведёт себя не как все. Джордж думает не как все. Но он умеет играть в футбол и жевать чипсы – и этого достаточно, чтобы Данни, Макси и их одноклассники приняли его в компанию. Ведь он – совсем как они. Не считая того, что он робот – мультимиллионный проект секретной лаборатории – и обречён на уничтожение. Смогут ли новые друзья его спасти? И можно ли дать роботу свободу? Дэвид Алмонд, лауреат премии Андерсена, предлагает задуматься: что значит быть человеком? Но и похихикать читатели смогут вволю!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новенький предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Джордж стоит у доски вместе с мистером Гуру.
— Для нас большая честь, что ты оказался в нашем классе, — говорит учитель.
Джордж молчит. Тогда мистер Гуру взывает к нам:
— Верно, ребята?
В ответ нестройный хор:
— Да, мистер Гуру.
Хотя с какой стати это такая уж честь?
Мистер Гуру сияет как медный таз. Почему, интересно, он так доволен? И прифрантился зачем-то: зелёный костюм, оранжевый галстук с тугим узлом. А лицо — румяное-румяное.
— Луиза! — говорит мистер Гуру.
За нашим квадратным столом Луиза вроде как главная.
— Да, сэр?
— Принимайте пополнение. Джордж будет сидеть с вами.
— Конечно! — говорит Луиза.
Ага, значит, он теперь мой сосед. Потому что вчера мы с Макси прикалывались на математике и Макси в итоге отсадили за другой стол.
— Занимай свободное место, Джордж, — говорит мистер Гуру.
Стоит столбом.
— Тут подобралась отличная компания, — продолжает мистер Гуру и, подмигнув мне, добавляет: — Только соседа слева особо не слушай. Хотя он неглуп. Напрасно прикидывается. — Мистер Гуру указывает на пустующий стул: — Садись, Джордж. Это теперь твоё место.
Джордж смотрит на стул, но не двигается. Мистер Гуру кладёт руку ему на плечо, мягко подталкивает, и Джордж в конце концов садится. Он смотрит на меня так, будто никогда раньше не видел. Ещё он рассматривает Луизу и Билли Додса — всего нас четверо за квадратным столом. Луиза, кстати, играет на скрипке в школьном оркестре. А у Билли на груди самодельный значок: ГЛАНЫЙ САДОФНИК.
— Здравствуй, Джордж, — говорит Луиза.
— Отгадай загадку, — с места в карьер начинает Билли. — Один нос, один рог, но не носорог.
Мы ржём. Джордж молчит.
— Это корова из-за угла выглядывает! — говорит Билли.
Луиза продолжает ободряюще улыбаться Джорджу. Видно, думает, что он стеснительный. Мистер Гуру ставит перед Джорджем подносик со всякими школьными причиндалами: тут ручка, простой карандаш и несколько цветных, тетради в клетку и в линейку и большой альбом для рисования.
В это время входит мисс Кристал, пристраивается на стул у двери, ставит на колени свою чёрную сумку, достаёт блокнот и ручку. Все мы смотрим на неё. А Джордж не смотрит.
— Меня зовут мисс Кристал, детки, — тараторит она, — но считайте, что меня здесь нет. Простите, что вторглась, мистер Гуру.
Учитель улыбается в ответ. Потом берёт с подноса карандаш и спрашивает Джорджа:
— Ты умеешь пользоваться такой штукой, парень?
Джордж берёт карандаш, рассматривает, потом открывает тетрадь и сразу начинает писать. Слова ложатся аккуратно, ровно-ровно, как по линейке. Я заглядываю ему через плечо.
Меня зовут Джордж.
Мне одиннадцать лет.
Я добрый и счастливый мальчик.
Мне очень приятно быть здесь.
Написал, отложил карандаш.
— Превосходно, — говорит мистер Гуру. — Ты далеко пойдёшь, Джордж.
Учитель бросает на мисс Кристал многозначительный взгляд и поднимает вверх большой палец, но она мотает головой, словно просит ни в коем случае не обращать на неё внимания.
Луиза наклоняется над тетрадкой Джорджа и говорит этаким специальным учительским голосом:
— Умница, Джордж. Ты замечательно пишешь. Билли, посмотри!
Но Билли смотрит в свою тетрадь, на свои каракули.
— А если два носа и два рога? — говорит он.
— Прекрати, Билли, — обрывает его Луиза и поворачивается ко мне. — Ну, похвали Джорджа, Данни!
— Хвалю, — говорю я.
Я открываю свой альбом. Там у меня Коган-лес, по памяти рисовал.
— Умница, Джордж! — повторяет Луиза.
Джордж молчит.
Я смотрю на другой стол — на Макси. За окном проносится стая голубей. Птицы. Свободные как птицы. Вот так мы с Макси и хотим жить.
— Итак, — говорит мистер Гуру. — Начнём день с зарядки для мозгов. Заставим их крутиться, скакать и бегать наперегонки! Пусть работают!
— Фу… — Билли морщится. — Опять устный счёт.
Луиза садится попрямее, сжимает кулаки. Это у неё высшая степень сосредоточенности.
Мистер Гуру хлопает в ладоши, широко раскрывает глаза, замирает, выдерживает паузу…
— Три! Два! Один! Начали! — командует он и тут же: — Семь плюс шесть?
— Тринадцать! — кричат все.
— Двенадцать умножить на три?
— Тридцать шесть!
— Семь плюс четыре, плюс три, минус девять?
— Пять! — выпаливает Луиза и ещё пара учеников, но она всё-таки первая.
Мистер Гуру снова держит паузу. Потом поднимает палец и быстро-быстро говорит:
— Десять-плюс-десять-плюс-семь-плюс-десять-плюс-девять-минус-два?
— Тридцать четыре, — это снова Луиза.
— Двенадцать разделить на четыре, умножить на десять, умножить на десять, минус девять?
— Двести девяносто один! — это уже Кэтрин Фостер, она сидит рядом с Макси.
Мистер Гуру довольно улыбается.
— Десять-плюс-десять-плюс-десять-плюс-десять-плюс девять-минус десять?
— Тридцать девять! — Это для всех легкотня.
— Двадцать пять умножить на шесть, умножить на десять?
— Тысяча пятьсот! — Луиза.
— Верно! — говорит мистер Гуру. — Пятьдесят умножить на пятьдесят, минус сто?
Пауза.
— Две тысячи четыреста? — Кэтрин Фостер, робко.
— Верно! Девять умножить на семь, умножить на три, умножить на десять?
Долгая пауза. Потом вдруг:
— Тысяча восемьсот девяносто, — это Джордж.
— Двенадцать минус три, умножить на восемь, плюс сто, разделить на восемь?
— Двадцать одна целая и пять десятых, — Джордж.
Мы смотрим на него во все глаза.
— Двадцать три умножить на семьсот двадцать шесть? — произносит мистер Гуру.
— Шестнадцать тысяч шестьсот девяносто восемь.
Джордж не мигает. Почти не двигает губами. Ни на кого не смотрит. Мисс Кристал строчит в блокноте.
Мистер Гуру усмехается, хлопает в ладоши.
— Девяносто девять умножить на пять, умножить на сорок два, разделить на шесть, умножить на десять?
— Тридцать четыре тысячи шестьсот пятьдесят, — мгновенно отвечает Джордж.
— Сэр, он правильно считает? — спрашивает Луиза.
— Понятия не имею. — Мистер Гуру что-то записывает и достаёт калькулятор.
— Семьдесят четыре умножить на сорок пять, разделить на шесть, плюс две тысячи триста пятьдесят шесть, разделить на восемь?
— Триста шестьдесят три тысячи восемьсот семьдесят пять, — без запинки отвечает Джордж.
Мистер Гуру стучит по кнопкам калькулятора.
Улыбается сначала Джорджу, потом всем нам.
— Верно, — говорит он. — Молодец, Джордж.
Все пялятся на Джорджа. Мисс Кристал строчит в блокноте. Джордж смотрит в окно. Мимо снова проносятся птицы.
— Как ты это делаешь, Джордж? — спрашивает Луиза.
— Я очень умный мальчик, — отвечает Джордж.
— Ещё бы! — восклицает мистер Гуру. — Вы все очень умные. Просто по-разному!
Птицы кружат над школой и вопят. А теперь в окно застучал дождь. Джордж смотрит на капли на стекле. Наверно, он из тех, особенных, детей. С виду — тормоз, а внутри куча талантов. Я вглядываюсь в его лицо и спрашиваю:
— Ты откуда взялся, Джордж?
Он смотрит на меня своими светло-голубыми глазами и молчит. Я повторяю вопрос, но мистер Гуру меня останавливает.
— Не приставай к новенькому, Данни. Договорились?
Я перевожу взгляд на рисунок, на Коган-лес. Он совсем близко — сразу за квадратными домами, прямоугольными садами и прямыми улицами. Как же хочется туда, на волю…
— Что ж, мозги мы подзарядили, — говорит мистер Гуру. — Теперь поговорим об истории и географии. Об эпохе великих открытий и путешествий!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новенький предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других