В учебном пособии на основании историографического материала показаны воспитательная и социализирующая функции семьи. В научный оборот введены отечественные и международные нормативные документы, определяющие социальную политику в отношении позитивного воспитания детей. Проблемы семейного воспитания проанализированы в связи с процессами трансформации семьи как социального института. Рассмотрено воздействие семейного воспитания на добрачное поведение молодежи и мотивацию брака. Раскрыты направления и технологии социальной работы в помощь семье в воспитании подрастающего поколения. Книга рассчитана на специалистов системы управления, руководителей учреждений социального обслуживания, слушателей ИПК, преподавателей и студентов вузов, связанных с теорией и практикой социальной работы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейное воспитание и социальная работа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
III. Семейная социализация и воспитательный потенциал семьи
Социализация (от лат. socialis — общественный) — приобщение человека к социальной жизни. Человек рождается и в процессе социализации становится личностью. Развиваясь, человек получает статусную позицию и ролевой набор. Благодаря социализации индивид усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющую ему стать членом определенного общества.
Социализация является адаптационной функцией, благодаря которой люди вступают во взаимоотношения с другими членами общества, социальными группами, организациями и обществом в целом.
Социализация — активный процесс, продолжающийся от рождения человека до его смерти и имеющий несколько стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности. Первыми агентами социализации, как правило, являются родители. Ребенку нужно не только подарить жизнь, но и подготовить его к жизни в обществе.
На стадии детства механизм социализации состоит из имитации и идентификации.
Имитация — стремление ребенка подражать поведению родителей, родственников, сверстников, друзей, знакомых и др. Имитация позволяет усваивать элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Культура в ее главных чертах не наследуется генетически, а передается из поколения в поколение через социализацию.
Идентификация — способ усвоения ребенком социальных установок как своих собственных.
По мере развития личности растет число агентов социализации. Последовательно меняются программы и содержание социального воздействия в сторону их усложнения. Кроме социализирующей роли семьи усиливается влияние воспитательных заведений, школы, средств массовой информации.
Особую роль в социализации играют социальные нормы, выступающие моделями должного поведения людей. Нормы, выступая в качестве шаблонов деятельности, являются социальными регуляторами, без которых невозможно сотрудничество людей. Только руководствуясь социальными нормами, человек способен сотрудничать с другими людьми.
Более полное понимание механизма социализации связано с четким разделением понятий «человек», «индивид», «личность». Термин «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям, качеств. Человек — высшая ступень биологической эволюции, элемент живой природы. С другой стороны, человек — субъект социальной действительности. Человек — сплав социального и биологического, он имеет биосоциальную природу. Биосоциальность создает целостность человека. Социальное в человеке всегда сохраняет живое начало, данное природой. Социальное — это качественно новое состояние жизни. Нельзя противопоставлять биологическое и социальное. В человеке все биологично и одновременно социально.
Понятие «человек» связано с наличием исторически развивающейся общности — человеческим родом (Homo sapiens). Человечество отличается только ему присущим способом жизнедеятельности. Человечество существует как специфическая материальная реальность, состоящая из совокупности конкретных людей.
Отдельные представители человечества выражаются понятием «индивид». Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель биосоциальной сущности.
Личность — человек, который осознано причисляет себя к той или иной общности, осознает групповые интересы, осмысленно включается в жизнь социальных общностей и общества в целом.
Личность содержит в себе социально-типическое; это элемент социальной жизни.
Личность способна к социальной ответственности, т. е. возможности предвидеть результаты своей деятельности, поступка в отношении к социальному окружению. Это ориентация на ответную реакцию. Ожидания, ориентация на других обеспечивают предсказуемость, упорядоченность, сплоченность, лежащие в основе социальных связей.
Личность как субъект социальных отношений вместе с тем обладает автономностью, определенной степенью независимости от общества. Личная независимость в значительной мере предполагает способность к самооценке, самоанализу, самоконтролю. Самосознание личности определяет жизненную позицию, принципы поведения, основанные на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах, нравственных нормах. Эти личностные качества полностью зависят от результатов социализации.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейное воспитание и социальная работа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других