Что дает экспертная книга специалисту? Популярность, авторитет в профессиональной среде, доверие клиентов и рост доходов. А еще это самореализация и возможность оставить след в истории.Если вы продвигаете личный бренд и мечтаете увидеть свою фамилию на книжной обложке, то журналист и литературный редактор Евгения Пасютина поможет вам сделать «21 шаг к вашей экспертной книге» – от выбора ее темы до издания.Это путь самого автора, на котором она применяла знания и навыки маркетинга, копирайтинга, журналистской и редакторской практики, преподавания и ведения блога.«Фишки» профессионала, 30 лет зарабатывающего на текстах, помогут писать регулярно и с удовольствием.Применение креативных техник, проверенных автором, подстегнет вдохновение, подскажет новые идеи и облегчит писательский процесс.Использование маркетинговых приемов в «упаковке» и продвижении книги доведет ее до вашего читателя.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 21 шаг к вашей экспертной книге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вступление
На одном из выступлений я спросила аудиторию: «Кто хочет написать книгу?» Лес рук. Но на вопрос, кто уже ее написал, не поднялось ни одной.
А ведь в зале сидели бизнес-леди с огромным опытом, с кейсами, стремящиеся к публичности и понимающие важность развития личного бренда, о котором в последние годы так много говорят.
Их желание написать экспертную книгу понятно. Она поднимает автора на новый уровень и дает ему преимущество перед коллегами, которые еще не стали писателями.
А еще это:
— возможность донести свой опыт до широкой аудитории. Электронная и аудиокнига не ограничены тиражом;
— более длительный контакт с людьми. Пост в соцсетях прочитают за минуту, на книгу уйдет несколько часов. К тому же она останется в домашней библиотеке, и к ней всегда можно вернуться;
— повышение статуса — признание со стороны не только друзей и близких, но и подписчиков, клиентов и профессионального сообщества. У нас читающая страна и писателей уважают. А авторам экспертных книг больше доверяют как профессионалам;
— популярность — продвижение книги подразумевает встречи с читателями, выступления на нетворкингах, бизнес-завтраках и конференциях, приглашения на интервью или прямые эфиры и пр.;
— рост доходов — не только за счет продажи самой книги, но, скорее, от реализации предыдущих пунктов. Известность привлекает больше клиентов, что позволяет поднимать цены на ваши товары или услуги. В некоторых случаях даже можно выйти в лидеры своей ниши на рынке;
— внутреннее удовлетворение — книга повышает самоценность, а признание доставляет радость;
— и еще немаловажный фактор: книга — это ваш след в истории. Как мы помним — рукописи не горят.
Почему же предприниматели и специалисты, которым есть чем поделиться, ведут блоги в социальных сетях, каналы в мессенджерах или видеохостингах, то есть дают много информации бесплатно везде, но не в книгах?
Ответ получила во время проблемных интервью (CustDev), когда 80 процентов респондентов сказали, что хотели бы написать книгу, но это долго, сложно и дорого.
Не буду спорить: когда представляешь томик на 400–600 страниц и подсчитываешь дни и часы на его создание, то понимаешь, что надо или бросить работу и заниматься только книгой, или растянуть удовольствие на пару-тройку лет.
Например, свою первую книгу «История российской рекламы. Современный период» даже в соавторстве писала больше года, хотя она была моим основным занятием. Дополнения во второе и третье переиздания занимали еще по году.
А некоторые именитые авторы нон-фикшен-бестселлеров признаются, что работа над книгами занимала у них по несколько лет.
Одна мысль о том, чтобы ввязаться в столь долгую историю, может заранее лишить сил начинающего писателя. Ведь для этого нужны самодисциплина, воля и аппетитная мотивационная морковка перед носом.
«А настолько ли она мне нужна, эта книга?» Назойливый шепоток в голове предлагает более привлекательные варианты распорядиться свободным временем. И ведь ее нужно не только написать, но еще и издать! К тому же требуются дополнительные время и деньги, если рукопись не заинтересует ни одно издательство.
Не удивлюсь, если вас посещали подобные размышления, после которых вы так и не приступили к книге или бросили затею после нескольких страниц. Если это так, дайте пять — в последние годы я начала и бросила писать не одну, а три книги! Потому что по привычке бралась за масштабные проекты, требовавшие исследований, интервью и т. д. И работа над ними тянулась, надолго прерывалась и опять тянулась, пока я не сдувалась.
Здесь, полагаю, стоит остановиться и объяснить, кто я такая и почему вообще веду разговор о книгах.
Мечта увидеть свою фамилию на обложке книги появилась у меня лет в семь-восемь, когда я увлеклась муми-троллями, приключениями Алисы в стране чудес и выходками толстячка Карлсона. До чего же мне хотелось писать так же захватывающе, как и авторы любимых книг! И даже попробовала. Но сама быстро поняла, что мои внешкольные сочинения не дотягивают до бестселлеров.
Потом я стала журналистом и даже дважды главным редактором печатных СМИ. В процессе сочиняла сценарии, которые никто не увидел, триллер, который не дописала, и даже пародийный детектив, из которого в газете напечатали несколько первых глав для читательского конкурса.
Писать нехудожественные книги даже не приходило в голову, пока мне не предложили стать литературным редактором и довести до издательства книгу о японской рекламе. Так я вошла в книжный мир, и теперь на моем редакторском счету четыре книги. А также одна, написанная в соавторстве, — «История российской рекламы. Современный период», которую за 20 лет мы трижды дополняли.
За эти два десятилетия я работала преподавателем вузов, копирайтером, запускала свои онлайн-курсы. (Подробности творческого пути — в разделе «Об авторе».) Но все эти годы меня не покидало желание писать книги. Свои. Чем это заканчивалось, смотрите выше.
Но летом 2022 года, когда писала статью-обзор книги о переговорах, на меня снизошло озарение.
Дело было так. Я заключила с компанией «Мегаплан» договор о написании статей о бизнес-книгах для блога на сайте. Восприняла это как работу мечты: выполнять два любимых дела — читать и писать, — да еще и получать за это деньги!
И вот читаю великолепную книгу о переговорах на 410 страниц и понимаю, что, хотя она интересная и полезная, в ней слишком много повторов и долгих объяснений. Как будто автор натягивал объем, чтобы книга выглядела посолидней. Как редактор я бы сократила ее как минимум на четверть, а то и на треть.
А потом мне попалась другая книга страниц на 70. Практичная, полезная, без «воды». Прочитала ее за пару дней, применила по ходу дела советы и осталась очень довольна.
Начала анализировать книги, которые купила за последние пару лет, и поняла, что большой объем меня уже пугает, потому что в большинстве случаев суть можно изложить намного короче. Недаром издаются и пользуются спросом краткие пересказы толстых бестселлеров.
Как литературный редактор я привыкла работать с толстыми книгами — научной или учебной литературой. «История российской рекламы…» к третьему переизданию выросла почти до тысячи страниц. Такой объем оправдан в обширном исследовании, но не нужен в экспертной книге, от которой читатели ждут не глубокого погружения в теорию, а рассказа о вашем опыте, методике, практических рекомендаций.
В тот момент поняла, что можно обойти страхи «долго и сложно», если пойти более легким путем и написать небольшую экспертную книгу. В нее не нужно вкладывать весь свой опыт, а можно ограничиться одной темой. И автору проще, и читателям удобней — быстро прочитал и тут же внедрил.
Что я понимаю под небольшой книгой? Минимальный объем, который принимают издательства, — 120 тыс. знаков (три авторских листа). Для сравнения, это примерно 55–56 компьютерных страниц 14-м шрифтом.
Реально написать такую? Вполне.
Даже в полтора-два раза больший объем не ужасает, только требует дополнительного времени.
А если ограничиться для начала только электронным форматом и выпустить книгу на платформе «ЛитРес» или «Ридеро», то можно написать и меньше 120 тыс. знаков.
Сколько времени займет такая работа, если не сидеть над ней днями или ночами, а писать с удовольствием и в свободное от работы и других дел время? Узнаю, если попробую.
Когда появляется хорошая идея, интересно проверить гипотезу на себе. Поэтому я решила написать книгу, намного меньше по объему, чем предыдущая, но с использованием в работе над ней лучших приемов, которые помогали мне раньше. А также выработать методику, позволяющую писать достаточно быстро, и при этом совмещать писательство с основной работой, активной общественной и семейной жизнью.
О чем же она будет? Конечно, о том, как написать небольшую полезную книгу!
Это был мой первый шаг — выбор темы. Именно тогда и появилась идея описывать движение к книге как путь, назвать главы шагами, а введение вступлением.
Дальше я описывала то, что делала сама на пути к этой книге, применяла знания и навыки из маркетинга, копирайтинга, журналистики, преподавания и ведения блогов. Добавляла истории из своей практики во всех вышеперечисленных областях.
Делилась находками, которые помогали мне писать радостно и не слиться. Ведь, несмотря на предыдущий писательско-редакторский опыт, мне не всегда было легко. Периодически наступали моменты усталости, потери вдохновения, нарушения планов и поставленных сроков. Тогда я искала различные способы мотивировать себя на продолжение работы, применяла креативные техники, чтобы вернуться в творческий поток. То, что мне помогло, вошло в книгу и, надеюсь, пригодится и вам.
Все этапы работы уложились в 21 шаг от идеи до договора с издательством. Вам остается только повторить этот путь, чтобы увидеть свою фамилию на обложке книги.
Когда ваше намерение написать и издать книгу твердое, то теорией не обойтись. Чужой опыт — хорошо, а свой лучше. Поэтому в конце каждого шага рекомендую сделать конкретные действия, которые приблизят вас к цели — стать автором экспертной книги.
А чтобы путь был легче и приятней, давайте возьмем за правило хвалить и награждать себя за каждый шаг.
Не обязательно накрывать праздничный стол, откупоривать бутылочку или покупать торт. Этак к завершению книги можно спиться или добавить несколько килограммов. Но вознаграждение просто необходимо, потому что так мы приучаем себя делать то, что не хочется или вызывает затруднения. Или мы за деревьями не видим прекрасное озеро, к которому лежит извилистая лесная тропа. А небольшие награды за каждое целевое действие мотивируют продолжать путь. И работать над книгой будет значительно приятней.
Что еще поддержит вас в творческом путешествии?
Во многих шагах я упоминаю книги других авторов, которые помогали мне в профессиональной сфере, в том числе и в писательстве. Поэтому в конце привожу их список. Надеюсь, что вам они тоже будут полезны.
Словарик писателя поможет разобраться в издательских, маркетинговых и бизнес-терминах, которые встречаются в книге.
Также в конце пути вас ждет встреча с автором. Было бы странно, если б человек, много лет рекламирующий и пиарящий других, не воспользовался случаем познакомить вас с собой.
Раздел «Об авторе» в экспертных книгах, как правило, небольшой и напоминает литературно изложенное резюме. Но если автор — журналист, да еще любит рассказывать истории, то его порой «несет». Поэтому я получила удовольствие от воспоминаний, а раздел напоминает автобиографию.
Что касается благодарностей, то, наверное, я не вполне стандартный читатель — во всех книгах читаю их полностью. Интересно, кого решил отметить автор, ведь это в первую очередь характеризует его самого. Так что тоже не поскупилась на добрые слова.
Ну и, конечно, в книге есть мои контакты. Пока не зазвездилась, сама отвечаю всем, кроме спамеров и ботов.
Что ж, в добрый путь!
Желаю вам написать свою экспертную книгу и получить от ее издания радость, популярность и рост доходов.
Не забудьте сообщить мне о ее выходе — попрошу у вас автограф.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 21 шаг к вашей экспертной книге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других