21 шаг к вашей экспертной книге

Евгения Пасютина, 2023

Что дает экспертная книга специалисту? Популярность, авторитет в профессиональной среде, доверие клиентов и рост доходов. А еще это самореализация и возможность оставить след в истории.Если вы продвигаете личный бренд и мечтаете увидеть свою фамилию на книжной обложке, то журналист и литературный редактор Евгения Пасютина поможет вам сделать «21 шаг к вашей экспертной книге» – от выбора ее темы до издания.Это путь самого автора, на котором она применяла знания и навыки маркетинга, копирайтинга, журналистской и редакторской практики, преподавания и ведения блога.«Фишки» профессионала, 30 лет зарабатывающего на текстах, помогут писать регулярно и с удовольствием.Применение креативных техник, проверенных автором, подстегнет вдохновение, подскажет новые идеи и облегчит писательский процесс.Использование маркетинговых приемов в «упаковке» и продвижении книги доведет ее до вашего читателя.

Оглавление

Шаг 5. Ставим цель

Странно идти куда-то без цели. Это ориентир — зачем вы что-то делаете. Правильно поставленная цель дает понимание не только зачем вы к ней идете, но и как вы ее достигнете.

Цель подсвечивает путь, когда хочется с него свернуть или предаться лени. Также фокусировка на цели помогает менять подходы, если что-то не получается. Ведь это не цель плохая, а подход неверный, и стоит попробовать другой.

Но так происходит, только если цель поставлена правильно. В этом помогает техника SMART (это аббревиатура характеристик цели).

Пять элементов цели

Цель должна быть:

конкретной (S — Specific). Это не «хочу», а результат, например: издам свою книгу о том, как писать экспертные книги, в электронном (самиздат «ЛитРес», «Ридеро») и (или) бумажном варианте в небольшом издательстве.

Так как в начале пути я не знала расценки на услуги издательств и намеревалась разобраться во всем по мере написания этой книги, то написала расплывчато. Точно издам, а в электронном или бумажном виде — решу по ходу дела.

измеримой (M — Measurable) — тут лучше использовать цифры или другие точные данные, чтобы измерить результат. Например: моя книга будет объемом 120–130 тыс. знаков (примерно 55–60 страниц 14-м шрифтом).

достижимой (A — Achievable). В этом пункте я максимально подстраховалась, решив написать не объемный труд по написанию, изданию и продвижению художественных и нехудожественных книг, а небольшую книгу на узкую тему. Написать 80 страниц легче, чем 500. Издать первую книгу в самиздате и за свой счет проще и быстрее, чем обивать пороги известных издательств. Так что моя цель однозначно достижима.

значимой (R — Relevant). Задайте себе еще раз главный вопрос: зачем? Зачем вам достигать этой цели?

Например, я хочу за счет книги укрепить свой личный бренд, стать более известной личностью и повысить цены на свои услуги. И в то же время — помочь другим экспертам упаковать свой опыт и получить дополнительный инструмент продвижения. Как говорится, win-win — хорошо и мне, и читателям.

с четким сроком достижения (T — Time-bound), например через два, три или четыре месяца. Если вы не назначите срок, то (по себе знаю) начнете откладывать и откладывать, потому что всегда найдутся более важные или интересные дела.

Я считаю, что книгу такого объема реально написать за три месяца, если работать над ней ежедневно.

Издательский процесс, к сожалению, от автора не зависит. И может колебаться от полутора-трех месяцев, когда он сам оплачивает издание книги, до полугода-года и даже более, когда книгу принимает в работу крупное издательство. Подробнее об этом — в шаге 21.

Таким образом, я получила цель: через три месяца напишу книгу объемом 120–130 тыс. знаков для издания в самиздате «ЛитРес» и (или) в бумажном варианте для небольшого издательства, чтобы укрепить свой личный бренд, стать более известной личностью, повысить цены на свои услуги и помочь другим людям упаковать свой опыт в первую книгу.

У вас может быть запланирован другой объем или другие сроки. Но для первой экспертной книги советую закладывать объем от 40–60 до 120–160 тыс. знаков, которого вполне достаточно, чтобы рассказать все необходимое. И в то же время он не пугает начинающего писателя.

40–60 тыс. знаков — это мини-книга для электронного формата. Хотя платформа «ЛитРес» принимает объем даже в 20 тыс. знаков, для экспертной книги это не очень солидно. А объем в 1–1,5 авторского листа подходит, если хотите застолбить какую-то свою разработку или переложить в книгу конкретный опыт в узкой теме, на которой без «воды» не разгуляешься, но нет желания тратиться на бумажную книгу. Да и вообще удобно проверить гипотезу востребованности выбранной темы без особых затрат. Чистая практика в небольшой книге найдет читателя, которому нужен быстрый результат и некогда углубляться в теорию.

Если же планируете бумажную книгу, то минимальный объем для издательств — три авторских листа (120 тыс. знаков с пробелами — 55–58 компьютерных страниц 14-м шрифтом).

Хотя есть авторы, которые все книги, независимо от объема, издают только в электронном виде.

Что касается сроков, то я заложила на работу с текстом столько времени, чтобы, с одной стороны, писать без спешки и гнета обязательств, а с другой — держаться в тонусе и не затягивать. Опыт работы над предыдущими книгами показал, что чем больше выделено на нее месяцев, тем больше хочется отложить работу на потом. И в результате срок увеличивается от запланированного в полтора-два раза.

Но, конечно, все зависит от желаемого объема и сложности материала. Если хотите, чтобы книга содержала от 240 тыс. знаков, то выделяйте на нее пять-шесть и более месяцев. Особенно когда тема предполагает долгие поиски материала в библиотеках или архивах.

Но моя рекомендация — первую книгу не растягивать. Потренируйтесь на небольшом формате. Быстрый результат придаст уверенности в своих силах, а удовольствия получите не меньше, чем от фолианта. А когда накачаете писательскую мышцу, то сможете творить в более солидных объемах.

О том, как составить план, чтобы вписать книгу в свою жизнь, поговорим в шаге 6.

Можно ли написать экспертную книгу за два месяца?

Да, если вы планируете объем от 80 до 120 тыс. знаков. Я написала книгу такого объема за 60 фактических дней, работая в среднем по часу в день.

Можно написать книгу и большего объема, если у вас уже собран материал — есть готовые тексты хотя бы на половину книги, и вам остается их структурировать и дописать недостающий объем. И вы готовы работать над ней ежедневно, как профессиональный писатель.

В моей практике есть подтверждающий это пример. На диагностическую консультацию пришла бизнес-леди Ирина, которая планировала выпустить книгу к началу продвижения своего онлайн-курса и как раз собирала для нее материалы.

Когда нужные тексты были готовы, мы начали работу с того, что структурировали все записи, чтобы последовательно довести читателя до точки В. Проложили его путь по разделам и главам в тезисах и определили, как их соединить логически. На следующих консультациях откорректировали содержание и последовательность глав. В завершение обсудили название (шаг 17), «причесали» введение (шаг 15), раздел «Об авторе» (шаг 16) и аннотацию (шаг 20).

Автор специально выделила два месяца, чтобы посвятить их работе над книгой, поэтому вовремя заключила договор с издательством и передала туда рукопись объемом более 260 тыс. знаков. (О вариантах издания книги — шаг 21.) По договору издательство взяло на себя корректуру, дизайн обложки и верстку.

Но если к этим двум месяцам добавить время на подготовку материалов, то в целом получаются те же четыре–шесть месяцев.

А можно за месяц?

Да, если пишете мини-книгу или для большего объема готовы на этот срок полностью погрузиться в писательство и отодвинуть все другие дела.

На первой консультации Ксения смело поставила цель написать книгу в минимальном объеме 120 тыс. знаков за месяц, чтобы издать ее до Нового года. Она предполагала сделать ее по урокам бесплатного марафона. Нужно было только переложить их в формат книги. В ее случае, когда есть материал и запланирован небольшой объем, задача выполнима, если уделять ей ежедневно большую часть рабочего дня.

Но через месяц была готова только первая глава. Почему?

Прежде всего, Ксения хотела выпустить бумажную книгу, а не электронную. Но до Нового года оставалось чуть больше двух месяцев, поэтому с бумажной книгой она не успевала, — издательский процесс даже в более спокойное время года занимает больше месяца.

К тому же автор не учла, что последние месяцы перед Новым годом — самое горячее время для продаж в ее сфере бизнеса, и заработок становится приоритетной задачей. На книгу тратилось несколько часов в неделю, которые почти не приближали ее к цели. И мозг, увидев, что цель недостижима, отказался к ней идти.

Поэтому правильнее было бы не привязываться к Новому году, раз идея книги пришла поздновато. И тем более не делать вариант издания, на который вынуждают обстоятельства, а не тот, что хочешь.

Лучше поставить реальную цель в три месяца и составить план, по которому бы на «горячую» пору пришлась бы, к примеру, четверть или пятая часть книги, чтобы постепенно набрать темп и приучить мозг понемногу, но постоянно писать. А большую часть книги запланировать на более спокойный в плане продаж период. Тогда вопросы с изданием решались бы постепенно по мере готовности книги, а не в лихорадочном состоянии, и автор не переживал бы, что выпуск бумажной книги займет пару месяцев.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 21 шаг к вашей экспертной книге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я