Святые земли Кинешемской. Историко-краеведческий сборник

Елена Потехина

Историко-краеведческий сборник «Святые земли Кинешемской» включает в себя жития 27 святых Кинешемской епархии, изложенные в алфавитном порядке. В сборнике использованы ранние стихи автора 1986—2003 г.г.

Оглавление

Преподобная Анимаиса Острецовская (Смертина)

15.07.1875г. — 14.06.1963 г.

О, Боже, дай нам силы

Пройти и не упасть.

И на краю могилы

В безумие не впасть.

Не очерстветь от боли,

Избегнуть слепоты.

О, Боже, дай нам разум

Не сжечь свои мосты.

О, Боже, дай нам веру,

Дай мудрости, молю!

Молю, спаси Россию!

Я так ее люблю!

О, Боже, дай надежду

Припасть к родным корням.

Не дай погибнуть рощам.

Не дай остаться пням.

Биографических сведений о детстве и юности Анимаисы (Марии Смертиной) обнаружить не удалось. Известно лишь, что она родилась 15 июля 1875 года в деревне, основанной её отцом и именуемой «Починок Михаила Петровича» (ныне д. Кокоулинцы Октябрьского района Костромской области). Остались сведения о том, что у её родителей — Михаила Петровича и Агафьи Еремеевны Смертиных, кроме неё было было ещё 7 детей. Семья Смертиных была среднего достатка, но все члены семьи были грамотными и верующими людьми.

О последнем можно утверждать, исходя из того, что во время страшных гонений на Русскую Православную Церковь, все братья и сестры преподобной Анимаисы (Марии) претерпели мучения и смерть. Братья — Тихон, Николай и Константин, служивший в Морфлоте, не дожили и до 20 лет. Андриан (1883—1917), бывший начальником военной артиллерии императорской России, был расстрелян как царский офицер в Вологде. Сестры Марии — Анна, Марина и Параскева (+1937) были раскулачены и сосланы со своими семьями в неизвестном направлении как враги народа. В ссылке все они скончались.

Божьим промыслом в 1900 году Мария Смертина приходит в Макарьев-Решемский монастырь, где предаётся посту и молитве в послушании воле наставников. Здесь она принимает монашеский постриг с именем Анимаиса. Преподобная под покровом монастырских стен подвизается в трудах, молитвах и послушании. В 1913 году в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых, матушка Анимаиса удостаивается чести сопровождать игуменью Досифею (Ипатову) на торжества, посвященные этому юбилею, и проходившие в Костроме. На торжествах в Костроме преподобная впервые встречается со свои будущим духовником — настоятелем Родниковского Ильинского храма священником Петром Лебедевым. Ещё одна судьбоносная встреча произошла в начале 20-х годов в стенах Макарьев — Решемской обители. В монастыре Анимаиса познакомилась со святителем Василием Кинешемским (Преображенским). Эти удивительные встречи остались в её памяти на всю жизнь и повлияли на духовное становление преподобной.

В 1922 году в стране начинается массовое изъятие церковных ценностей. В мае 1922 года в Решму прибывает комиссия, которая осматривает храмы, описывает и изымает имущество. Чтобы выжить, сёстры монастыря шьют стёганые одеяла, чем зарабатывают себе на жизнь. Всё послереволюционное десятилетие факт существования монастыря в Решме не давал покоя властям и местным активистам. И вот в 1927 году монастырь закрывают, а монахинь разгоняют. Для многих из них это было началом хождения по мукам. Но, благо то, что обошлось всё тогда без суда над игуменьей и насельницами монастыря.

Божиим промыслом преподобная Анимаиса оказывается в Родниках, где, получив благословение от настоятеля Ильинской церкви протоиерея Петра Лебедева, поселяется в селе Острецово. Здесь матушка Анимаиса живёт в каменной сторожке при Троицкой церкви. Тихая и незаметная, она усердно молится Богу и убирает храм, который и сторожит. Никакой платы за свои труды во славу Божию праведница не брала, а продолжала зарабатывать на пропитание тем, что старательно стегала одеяла, подшивала соседям валенки и шила тапочки для усопших.

Но и своими скудными заработками она охотно делилась с сельчанами, чем могла помогала детям-сиротам Машышевым, иногда отдавая последнее. Умение довольствоваться малым и радоваться за ближних привносило в её душу мир и утешение.

Молва о её милосердии разнеслась по всей округе. Благие деяния матушки Анимаисы не остались незамеченными. И потянулись к ней простые люди, запуганные и отчаявшиеся, безутешные и обездоленные за добрым советом и наставлениями. Всех она встречала приветливо и участливо, с улыбкой и с любовью. В эти годы её саму окормлял на пути спасения настоятель Родниковского храма протоиерей Пётр Лебедев. Отец Пётр часто назидал Анимаису словами из священного писания, или приводил в пример изречение преподобного Макария Египетского:

— Душа твоя вступит в общение с Богом, как невеста с женихом…

После мученической кончины священномученика Петра Лебедева, Анимаиса не раз молитвенно обращалась к нему за помощью. И он, удивительным образом, и после смерти являлся угоднице Божией, укрепляя её в подвигах.

Вскоре Острецовский храм был закрыт. Анимаиса же продолжала жить в церковной сторожке, охраняя храм от варваров-разрушителей, воров и грабителей. Со дня на день она ждала своего ареста. Как-то пришла Анимаиса к Ольге Ивановне Цыплёвой — жительнице села Острецово и передала ей ключи от дверей храма. При этом строго-настрого приказала ключи спрятать и никому не отдавать, даже если её — Анимаису будут расстреливать.

И действительно в скором времени в сторожку к монахине нагрянули местные власти, они потребовали отдать им ключи от дверей церкви. Монахиня ответила, что ключей у неё нет. Тогда в сторожке произвели тщательный обыск, но ключей там так и не нашли. Разъярённые сельсоветчики, всё же, не решились ломать двери церкви без приказа свыше и ушли ни с чем, оставив отважную монахиню на свободе.

Так, мужеством и верою одинокой и слабой женщины, церковь в селе Острецово была спасена. Спасена была и матушка Анимаиса, не одинокая в своём молитвенном единении с Богом, и понимавшая то, что если смалодушничаешь и лишишься чистоты духовной, то впоследствии падение твоё будет ещё более страшным.

Свято-Троицкая церковь села Острецово, при которой жила преподобная Анимаиса.

Прошло десять лет и вот в феврале 1946 года в Острецово приезжает священник — протоиерей Иоанн Клевцовский. С каким же трепетом и волнением передавала ему заветные ключи подвижница, передавала, как великую святыню, как самое ценное, чем она владела. И вот перед отцом Иоанном предстало всё драгоценное убранство храма, словно люди покинули его только что, словно ещё вчера звучали в храме молитвенные возгласы и песнопения. На стенах висели древние иконы, с которых взирали дивные лики святых. Празднично сияла особо почитаемая в своё время богомольцами Иверская икона Божьей Матери, привезённая со святой горы Афон, и Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими святыми. Именно Боголюбскую икону матушка Анимаиса почитала особо и именно перед нею молилась более усердно.

После открытия храма преподобная Анимаиса получила благословение от Ивановского епископа Кирилла (Поспелова) на послушание алтарницы.

Здесь, в постоянных усердных трудах и молитвах, угодница Божия продолжала своё служение, не забывала непрестанные молитвы, которые в сочетании с постами, заполняли всю её жизнь без остатка. Незадолго до своего ухода из земной жизни блаженная матушка Анимаиса раздала всё своё нехитрое имение близким и знакомым. При этом просила не скорбеть о ней и обещала помогать тем, кто будет помнить её и просить о помощи:

— Всех вас буду встречать… А тех, кто попросит, утешу и буду о тех Святую Троицу умолять.

Одна из духовных сестёр, не получившая памятного подарка от Анимаисы, обиженно спросила, почему та ей ничего не подарила.

На что преподобная, вздохнув, с глубоким сожалением ответила, что оставит той свою кровать. На удивление свидетелей их беседы вскоре та просительница была парализована и несколько лет пролежала «прикованная к постели».

Всю свою жизнь преподобная Анимаиса без устали трудилась над совершенствованием святости чувств, в приумножении добрых дел, в любви к ближним, идя по пути спасения в вечности.

Анимаиса Острецовская мирно отошла ко Господу 14 июня 1963 года и была погребена на Острецовском кладбище у самого входа. Отпевал Анимаису настоятель Казанской церкви села Кощеева.

Вот когда свершилось предсказание матушки Анимаисы:

— Всех вас буду встречать…

У могилы преподобной Анимаисы стали совершаться по Божией милости чудеса. Многие, страдавшие недугами, почувствовали радость исцеления. В иных «трудных» семьях, по молитвам к святой, на смену раздора и ругани приходило примирение и доброе согласие. Известны случаи, когда после молитвенного обращения к преподобной суды оправдывали узников. Святая приносила благо не только людям, но и домашним животным: высушенная трава с её могилки излечивала коров от мастита. Об этих и многих других чудесах помнят и рассказывают ныне живущие в Родниковским районе люди. Много страждущих приходит на её могилку просто для утешения от жизненных невзгод и уходит просветлёнными. По молитвенному ходатайству святой пред Всевышним верующие получают просимое и поныне [2].

Дни памяти

14 июня

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я