Историко-краеведческий сборник «Святые земли Кинешемской» включает в себя жития 27 святых Кинешемской епархии, изложенные в алфавитном порядке. В сборнике использованы ранние стихи автора 1986—2003 г.г.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святые земли Кинешемской. Историко-краеведческий сборник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Святитель Василий (Преображенский) Епископ Кинешемский
20 января 1876 г. — 13 августа 1945 г.
И было Слово изначально.
И значит так тому и быть.
Учитесь словом восхищаться.
Умейте словом дорожить.
Ловите слово чистым сердцем
И в нем храните, как очаг.
Горите словом и дышите.
Есть слово — друг и слово — враг.
Несите слово тем, кто болен
И тем, кто голоден и гол.
И каждый волен и не волен,
Когда он слушает глагол.
Есть слово лжи и слово чести,
Есть слово правды и любви.
Храни вас Бог от слова — мести
И от обиды Бог храни.
Имя святителя Василия до последнего времени было мало кому известно в России. Между тем, как в Монреале в 1988 году вышло второе издание жития этого новомученика и исповедника веры христианской.
Епископ Кинешемский Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в Кинешме в семье священника. Запись в церковной метрической книге гласит, что 7 января (по старому стилю) 1876 г. родился младенец Вениамин. Родители ребенка «Костромской губернии города Кинешмы Вознесенской церкви священник Сергей Александрович и законная жена его Павла Капитоновна Преображенские, оба православного вероисповедания». Обряд крещения новорожденного 11 января 1876 г. совершил «Кинешемского Успенского Собора священник Николай Реформатский с дьяконом кинешемской Вознесенской церкви Иоанном Розановым и дьячком сей церкви Петром Горским». Восприемниками (крёстными отцом и матерью) Вениамина стали «плёсский мещанин Николай Алексеевич Шведов и кинешемская мещанка девица Александра Авраамиевна Михайлова».
Благодаря тому, что Вениамин вырос в семье священника, он получил глубокое христианское воспитание. С детства его окружали христианские ценности и отношения, исполненные Таинствами и молитвой. Мудрые родители старались защитить своих детей от тлетворного влияния мира.
С детства Вениамин пребывал в атмосфере более подобной монашеской. В тишине родительского дома не было ни сплетен, ни праздных разговоров. В доме была строгая дисциплина и организованность. Детям категорически запрещалось без разрешения покидать стены дома. А вот нищая братия и странники были частыми гостями в доме городского священника. Знаменательно, что в тот день, когда после крещения Вениамина принесли домой, к ним пришла странница-старушка, которая при виде мальчика, сказала:
— Это будет великий человек.
Вениамин Преображенский с отцом
И действительно рос мальчик на удивление разумным, послушным и преуспевал в учении. В августе 1885 г. девятилетний Вениамин Преображенский успешно проходит экзаменационные испытания и поступает в приготовительный класс кинешемского духовного училища, а в 1890 году в 14 лет закончивает его. Вениамин все годы учебы был причислен к 1 разряду и в списках учеников своего класса стоял на первом месте (в Костромском областном архиве сохранились итоговые ведомости успеваемости учеников).
О высоких успехах ученика Вениамина свидетельствует и то, что на заседании правления Кинешемского училища 28 июня 1890 года было принято постановление: «Воспитанников IV класса: Преображенского Вениамина (далее в списке ещё 6 человек)… единогласно признать как окончившими курс учения в духовном училище с преимуществами, присвоенными таковым воспитанникам,… так и удостоенными перевода в 1 класс духовной семинарии». Из чего следовало, что в семинарию Преображенский переводился «без экзамена в оной».
Кинешма. Четырёхклассное духовное училище.
В том же 1890 году Вениамин поступает в Костромскую духовную семинарию, по окончании которой в 1896 году был направлен за казённый счёт в Киевскую духовную академию. Академию Вениамин окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия за диссертацию «Славяно-русский скитский Патерик». Получив такое достойное образование и ощущая тягу к преподавательской работе Вениамин поступает на службу преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. От юности интересуясь христианским подвигом, он пишет диссертацию под названием «О скитском патерике», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. В Воронеже Вениамин прослужил до 1910 года.
Вениамин Преображенский изучил в совершенстве как древние, так и новые европейские языки. Что в последствии оказало неоценимую услугу в работе над его научными трудами.
В 1910 году Вениамин для более углубленного изучения европейской культуры едет в Англию, где до 1911 годы живёт в Лондоне. Но и после возвращения из-за границы он не оставляет преподавания и поступает преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию.
В 1914 году Вениамин переезжает в Москву, где преподаёт латинский язык в Петровской гимназии. Преподавание захватило его настолько, что он заканчивает педагогический институт, окончательно утвердившись в профессии педагога. Но Господу было угодно другое…
Сохранилось предание о том, что однажды, приехав на лето к родителям в Кинешму, Вениамин совершает прогулку на лодке по Волге с друзьями. Происходит непоправимое — лодка переворачивается. Вениамин горячо молится о спасении, обещая посвятить себя служению Богу. В это время он видит большую доску и, ухватившись за нее, спасается.
Будучи глубоко верующим человеком, умеющим правильно оценить происходящее в стране, Вениамин не уезжает за границу, а в октябре 1917 года возвращается в Кинешму и поступает псаломщиком в Вознесенскую церковь, где служит его престарелый отец. С этого времени в храмах Кинешмы и её окрестностях звучат страстные проповеди Вениамина Преображенского. В это время он сталкивается с глубоким непониманием и незнанием Священного Писания среди верующих. Толкования невежественных людей и языческие обряды вносили сумятицу в головы невежественных прихожан, что давала отличную почву для лжеучений. Осознавая это, Вениамин приступает к созданию православных кружков для изучения Священного Писания.
16 июля 1920 года в Костроме архиепископом Костромским и Галичским Серафимом (Мещеряковым) Вениамин Преображенский был рукоположен во иерея целибатом.
В это время умирает его престарелый отец и Вениамин занимает его место.
Отец Вениамин укрепляется в решении полностью посвятить себя служению людям и Богу, и в 1921 году принимает монашеский постриг с именем Василий в честь Василия Великого.
В это время слух о высокообразованном священнике, окончившем два факультета — философский и богословский, побывавшем в западных странах (в Париже и Лондоне), облетает город. Он начитан, талантливый оратор, послушать его проповеди люди собираются толпами.
Епископ Василий за рабочим столом.
14 сентября 1921 года Василий Преображенский хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Архиерейскую хиротонию его совершили архиепископ Костромской Серафим (Мещеряков), епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев), епископ Нерехтский Севастиан (Вести). Рукоположенный во епископа, он усилил свои подвижнические труды.
Отказавшись от какой бы то ни было собственности, епископ Василий поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки Анны Александровны Родиной. Спал владыка на голом полу, положив под голову полено. Подвиги свои он от посторонних скрывал, принимая приходящих в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Банька размещалась на берегу небольшой речки Казохи, что впадала в Волгу. Рядом был ключик с чистой водой. Каждое утро, ещё до восхода солнца, владыка шёл пешком в Вознесенский храм и возвращался домой поздно ночью. Не раз лихие люди останавливали его поздним часом на улице, и он с кротостью и любовью отдавал им всё, что имел. Позднее они стали его уже узнавать (понимали, что взять у него нечего) и не останавливали.
С первых дней своего служения, не смотря на гонения советской власти, объявившей тотальную войну «культовым пережиткам прошлого», отец Василий встал на защиту православия. После запрета преподавания Закона Божия в учебных заведениях он начал собирать детей при Вознесенском храме и говорить с ними о Боге. Святитель выступал против осквернения святынь — насильственного закрытия монастырей и бездумного изъятия церковных ценностей. С первых дней правления новая власть организовала негласную слежку за неуёмным святителем. В архивах КГБ Ивановской области сохранились две пухлые папки с доносами, письмами, протоколами и резолюциями по «вредительской» деятельности Вениамина Преображенского.
Отслеживался буквально каждый шаг святителя: куда ходил, кого отпевал и крестил, с кем и о чём говорил, какие проповеди читал… Больше всего ОГПУ раздражал рост известности и уважения подвижника среди местного населения. Святителя стали приглашать в сёла на престольные праздники для чтения проповедей.
Именно в этот период святитель Василий отчётливо осознал, как не хватает простому народу духовного просвещения. И тогда он организует при храмах евангельские кружки. В этих кружках святитель Василий читает священное писание и сам приводит толкование к нему. Здесь же даются пояснения к церковным богослужениям, разбираются церковные песнопения. Власти понимали, настолько опасны эти церковные кружки для их деятельности, но с арестом святителя не спешили (собирали более полный компроментирующий материал). Работу доносчикам затрудняло то, что святитель всегда излагал мысли деликатно, спокойно, старался не осуждать уклонившихся от истины людей, никогда не призывал народ к неповиновению властям.
Помимо ежедневных церковных служб, во время которых святитель обязательно исповедовал прихожан и читал проповеди, он ещё после службы обходил дома страждущих, утешая последних и укрепляя их в вере. Посещал владыка и монастыри, допоздна проводил занятия в церковных кружках, разбросанных по всей епархии.
Служба в соборе проходила по большим праздникам, по четвергам — всенощное бдение в Вознесенской церкви. Народ любил эти службы и собирался на них во множестве, не смотря на то, что всенощные заканчивались поздно. Иногда «дальние» прихожане добирались домой заполночь, но рано утром уже спешили на работу, не чувствуя усталости. Благодать Божия укрепляла всякого, с верою приходящего. Во время службы владыка сам читал акафист страстям Господним. В это время в храме стояла такая тишина, что в самом дальнем конце его слышно было каждое слово.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святые земли Кинешемской. Историко-краеведческий сборник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других