В книге рассмотрены основные правила делового этикета, принятые среди бизнесменов и предпринимателей. Автор использует яркие характерные примеры из отечественной и мировой практики ведения бизнеса с учетом тонкостей деловой культуры разных стран (Италия, Германия, Швейцария, Франция, Индия, Гонконг, Китай, Япония, США). Издание представляет интерес для студентов и преподавателей дисциплин, посвященных изучению правил поведения в обществе.Впервые книга была опубликована издательством «6 карат» в 2008 году, здесь представлена в сокращенном варианте.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международный деловой этикет на примере 10 стран мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
В международный бизнес ежегодно активно включается все больше людей, которые, к сожалению, часто не обладают достаточным опытом и знаниями международного общения. Несмотря на то что участники международного делового общения придерживаются в основном сходных этических норм и правил, существуют культурные и национальные различия, способные оказаться весьма значимыми в деловых и межличностных отношениях.
Как правило, при близком совпадении интересов сторон, при обоюдной заинтересованности в сотрудничестве различия национального характера, манер поведения и образа мышления чаще всего не проявляют себя.
В случае возникновения конфликта такое несходство может сыграть немаловажную роль. Лучше всего заблаговременно выработать оптимальную тактику и стратегию своего поведения с зарубежными коллегами. А для этого надо знать их национальные особенности, специфику их образа жизни и манеры поведения.
Кроме того, стоит различать такие понятия, как «национальный характер» и «национальный стиль поведения».
Национальный характер — это представление народа о самом себе, это, безусловно, важный элемент народного самосознания, его совокупного этнического «я».[1]
Под национальным стилем поведения следует понимать манеру поведения, присущую жителям той или иной страны в целом, а не конкретным представителям отдельных национальностей, проживающих в данной стране.
Так, японец, живущий в США и выступающий от имени американской компании, в большей мере может сохранить черты, присущие японскому национальному характеру. Однако его стиль поведения будет, скорее всего, американским, поскольку на переговорный процесс в большей мере оказывают влияние условия той страны, где человек живет, и той компании, в которой он работает.
Развивая и поддерживая свой бизнес, многие ежедневно встречаются с большим количеством людей. И от того, как проходят эти встречи, зависит не только ваше настроение и настроение ваших партнеров, но в конечном счете и результат переговоров.
В этикете нет мелочей, один и тот же поступок, даже незначительное нарушение общепринятых норм, одними воспринимается безразлично, а другими весьма болезненно. Во всех ситуациях лучше придерживаться общепринятых норм этикета.
Мы не так часто задумываемся, откуда пришли те или иные правила поведения. Между тем значительная часть правил этикета из прошлого, а некоторые совсем даже из древних времен. Например, обычай гостеприимства — из Древнего Рима, а правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям — из Скандинавии.
Столовые приборы, правилами пользования которыми мы порой пренебрегаем в повседневной жизни, были в почете у древних египтян. А умение красиво и бесшумно употреблять пищу всегда было необходимым элементом общей культуры и большим достоинством.
В средние века в европейских странах правила этикета носили характер закона.
Историческая справкаВпервые слово «этикет» было введено на одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV и обозначало строго установленный порядок и формы обхождения при дворе монарха. На этом приеме гостям были предложены карточки с перечнем правил поведения. Так от французского названия карточки — «этикетка» — произошло понятие «этикет».
Правила этикета распространялись на узкий круг людей, принадлежавших к высшему сословию общества, и за пределы этого сословия не выходили.
Этикет задавал стандарты и каноны не только поведения, но и в целом образа жизни дворянства, приводя его к общему знаменателю: надо было вести себя как все, и жить как все, и чтобы все было как у всех.[2]
Этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Это был своеобразный закон, который оказывал очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. В этом отношении очень показателен случай, произошедший с Людовиком XIII.
Однажды Людовику XIII необходимо было срочно обсудить с кардиналом Ришелье ряд неотложных дел, и он поспешил в апартаменты кардинала. Но Ришелье был очень болен и не смог подняться с постели, чтобы приветствовать короля. Королевское же достоинство и законы этикета не позволяли королю стоя вести разговоры с лежащим перед ним подчиненным. Но дела были столь важными и неотложными, что Людовик XIII нашел следующий выход из ситуации: он лег в постель рядом с Ришелье — и разговор состоялся. При этом законы этикета были соблюдены, а честь короля не пострадала.
Существовала сложная многочисленная атрибутика этикета. Таким вещам, как платок, цветок, перчатка, лента и т. д., придавалось огромное значение. Тончайшие оттенки одежды, цветов, украшений были полны значений. Не случайно именно в это время Шекспир написал трагедию «Отелло», главный конфликт в которой по существу возникает из-за потерянного Дездемоной платка.
Усложненность и профессионализация этикета создали условия для возникновения соответствующих пособий и руководств.
Наибольшую известность сначала в высших кругах Италии, а затем и во всей Европе получила книга современника и друга Рафаэля — графа Бальтассаре де Кастильоне под названием «Придворный», написанная в 1517 году. Именно в этой книге наиболее полно и точно описан образец совершенного придворного.
Сейчас можно прочитать в деловой литературе о таком новом, молодом направлении в развитии бизнес-коммуникаций, как деловой этикет.
На взгляд автора, такое заявление является необоснованным, так как еще в 1881 году Н. Е. Зегимель выпустил книгу «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом», в которой сформулировал не только «кодекс чести» российских предпринимателей XIX века, но описал процесс делового общения того времени.
Деловой этикет включает в себя ряд основных правил поведения, принятых в среде хорошо воспитанных людей. Знание делового этикета помогает овладеть искусством межличностного общения и избежать досадных ошибок, которые могут возникать в ходе деловых переговоров.
В деловом общении особенно значимыми становятся этикетные модели поведения.
Взаимодействие людей, в том числе и деловое, издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета. Сегодня для успешного ведения бизнеса на международном рынке мало знать основы экономики, маркетинга, менеджмента.
Необходимо принимать и придерживаться правил общения, построенных на соблюдении делового этикета.
Этикет — это совокупность правил поведения, которые регулируют внешние проявления человеческих отношений (формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеру одеваться и т. д.).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международный деловой этикет на примере 10 стран мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других