«В современном мире курение давным-давно стало повсеместным явлением. Курят на всех континентах, люди всех национальностей и самых различных возрастов, профессий и убеждений; врачи и их пациенты; подростки, дети и старики, стоящие уже одной ногой в могиле; здоровые и безнадёжно больные. И все доводы медицинской науки, которая действительно давным-давно доказала, что курение наносит исключительный вред здоровью человека, при всей своей неоспоримости не очень-то останавливают людей. По крайней мере, дело обстоит именно так у нас, в России…» В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курить иль не курить, вот в чем вопрос предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава I
Знамение времён
В современном мире курение давным-давно стало повсеместным явлением. Курят на всех континентах, люди всех национальностей и самых различных возрастов, профессий и убеждений; врачи и их пациенты; подростки, дети и старики, стоящие уже одной ногой в могиле; здоровые и безнадёжно больные. И все доводы медицинской науки, которая действительно давным-давно доказала, что курение наносит исключительный вред здоровью человека, при всей своей неоспоримости не очень-то останавливают людей. По крайней мере, дело обстоит именно так у нас, в России. На рационалистическом Западе всё как будто иначе: но суть даже не в том, что здравый рассудок подсказывает курильщику, устрашённому ужасающими картинками на сигаретных пачках, весьма наглядно иллюстрирующими тему заживо разлагающихся легких: остановись! Западный человек, ставший экономической и финансовой составляющей экономической и финансовой системы государства, уже приучен оценивать и планировать своё бытие именно с рациональной точки зрения. Страховка страховкой, однако лечение стоит дорого, а болезнь — это прежде всего лишение самой возможности комфортабельного биологического существования.
Нетрудно понять, что не курить гораздо выгоднее во всех отношениях, чем курить. В итоге Запад массово бросает курить. Впрочем, есть ещё один важный аспект: Запад уже прошёл этап табачной обработки, он уже шагнул намного дальше, — и от «разумно употребляемых» доз наркотиков западная цивилизация вовсе не думает отказываться. В России же проблема курения как была, так и остаётся — несмотря ни на какие законы, запрещающие курение в общественных местах. В России проблема курения по-прежнему актуальна.
Настоящая брошюра написана не с той целью, чтобы содействовать умножению и так огромного числа публикаций, авторы которых убедительно показали и показывают, что курение приносит вред. Безусловно, такие статьи будут появляться, и это хорошо; более того — они необходимы, поскольку люди всех сословий и во все времена учились, учатся и будут учиться исключительно на своём собственном опыте. Притом не следует забывать, что каждое поколение нуждается в наставлении, исходящем от современников, то есть вразумлении и живых свидетелях в общем-то прописных истин.
Такие нравоучительные примеры нам предоставляют те, кто может сообщить авторитетное суждение на данную тему. Как, к слову, бросил курить известный актёр Василий Лановой? — Очень просто. Вот его краткий рассказ.
«Как почти все мои сверстники, в молодости я курил и совершенно не задумывался о том, чтобы избавиться от папиросы. В конце концов, в актёрской среде это один из эффектных штрихов образа, который создаёт человек моей профессии. Шли съёмки фильма «Коллеги» — истории врачей и судеб. Чтобы войти в роль, надо понять её суть — через жизнь. Именно поэтому я пришёл в больницу и оказался «участником» операции на лёгких курильщика со стажем. Трое людей в белоснежных халатах склонились над операционным столом. Кратчайшие реплики — словно кодограмма, воплощавшаяся в приказах хирурга ассистенту и медсестре. Легкие, чуть слышные звуки соприкосновения хирургических инструментов. Операционная, когда в ней разворачивается мистерия, в которой соприкасаются жизнь и смерть, а на грани между ними — человек, и люди, которым дана власть и силы помочь, — завораживает.
Скальпель хирурга вскрыл поражённый курением орган — лёгкие… Чёрная, зловонная, разлагающаяся материя — человеческая плоть… Не могу в полной мере передать впечатление от ужасающего смрада, распространившегося по операционной. Пытаться описать словом этот кошмар — тяжёлый, зловонный, проникающий внутрь тебя и делающий невозможным дыхание, безнадёжное дело. Самое подходящее и, пожалуй, единственно верное определение того, что наполнило воздух операционной и источником которого были больные лёгкие курильщика, — ад. Именно так, я нисколько не преувеличиваю. Вынести, вытерпеть, перебороть отвращение, смешанного с ужасом, я не смог.
В нашей кино-театральной жизни всё слишком прочно связано с профессией: во всех обстоятельствах мы обретаем опыт, который потом в своё время воплощается — на сцене. Профессиональный актёр, достигший много в своём ремесле работы с мыслями и чувствами, меня поймёт. Если актёр не выдерживает испытания, значит, отступает перед тем, что составляет суть его профессии — и жизни, значит опыт действительно за гранью сил. Произошедшее в тот день со мной в операционной стало катарсисом. И слава Богу, что так; что это случилось: с того самого дня я не курю. Больше в моей жизни не было ни одной сигареты.»
Медицинские и нравоучительные издания на тему «о вреде курения» будут и должны вразумлять, во всяком случае, до тех пор, пока курительный табак существует в жизни homo sapiens. Увы, «человек разумный» со времен грехопадения бесконечное число раз демонстрировал примеры пагубного неблагоразумия. Ясно, что бо́льшая часть населения планеты Земля будет участвовать в этом процессе и впредь, как говорится, до скончания века. Эта брошюра призвана рассказать не о том, что курение вредно (уже изъяснено многажды), но о том, что курение есть зло.
Я долго размышлял о том, почему курение есть грех, то есть зло. Общие рассуждения при всей бесспорности аргументации, сводящейся к приговору: «вредно», — всё равно не удовлетворяли. Пытливый человеческий ум не успокоится, пока не найдет правильный ответ, правильный по существу, а не по общим понятиям категорий здоровья и болезни. По правде сказать, мысли о курении как феномене религиозной жизни человека, где слова «благо» и «грех» имеют отнюдь не абстрактно-морализаторское звучание, стали появляться вскоре после того, как я стал христианином. Кроме того приходилось — и довольно часто — в разговорах с курильщиками слышать вопросы, побуждавшие к размышлению именно на эту тему.
Общение с молодыми людьми, студентами духовной семинарии и академии, подтвердили мои опасения: их ответы признать убедительными я не мог. Тем не менее дальнейшее изучение вопроса убедило, что именно в области духовных знаний обретается ответ. А тот факт, что люди, которые, казалось бы, уже в силу своей принадлежности церковному сословию должны были исчерпывающе и правильно объяснить, в чём же, собственно, заключается греховность пресловутого курения, оказались бессильны помочь совопроснику века сего, означало, скорее всего, следующее: в советские времена стремительного приближения населения нашей многострадальной Родины к «светлому будущему» Церковь просто выживала в безвоздушном пространстве всеобщего и «научного» атеизма, а её лучшие умы были заняты более насущными проблемами современности, нежели курение граждан Страны Советов. При этом необходимо учитывать тот факт, что и в нашей стране курильщики в абсолютном своём большинстве не принадлежали к церковной пастве и, как правило, чрезвычайно редко посещали храмы Божии. Чаще всего они переступали порог церкви, будучи формально приглашенными на крестины или пересекали границу между двумя мирами уже окончив свой жизненный путь, то есть в качестве покойников.
Иными словами, лучшие умы Русской Церкви в эпоху семидесятилетнего пленения находились в ситуации, напоминающей известную историю, почти анекдот, произошедшую с прославленным Иваном Петровичем Павловым, как известно, советским гражданином и первым российским ученым, получившим Нобелевскую премию (1905 г.). Однажды Павлов, проходя возле православного храма (ученый оставался привержен укладу жизни прежней, истово верующей, Руси, несмотря на ожесточенную борьбу Советского государства с религией), как обычно неспешно благоговейно перекрестился, надел шляпу, и тут проходивший мимо молодой красноармеец с чувством сожаления и в то же время внутреннего превосходства произнёс, обращаясь к незнакомому старику: «Эх, темнота… Подучиться бы тебе немножко, дедушка!» — И довольный собой посмотрел вслед «дедушке», лишь пожавшему плечами в ответ на сочувствие красноармейца. Нобелевский лауреат, церковный староста Санкт-Петербургского Знаменского собора пошёл своим путём — к настоящему светлому будущему, а гегемон остался ожидать трамвай.
Было бы несправедливым считать, что до того, как наступило — всерьёз и надолго — это самое светлое будущее с безбожными пятилетками и самым настоящим богоборчеством, никто не пытался разобраться с курением, в равной степени захватившим и революционные низы, то есть пролетариат, и контрреволюционные верхи, то есть аристократию родовую и финансовую. О курении написана брошюра самим Павлом Флоренским, — увы, столь же невразумительная, сколь и наукообразная, как и абсолютное большинство его философско-религиозных опусов. По крайней мере, пытаться найти ответ о сути курения в витиеватых глубокомысленных экзерсисах Флоренского дело бесполезное. Самое ценное, что есть в размышлениях Флоренского о курении, это исторический документ, — текст Указа царя Алексея Михайловича. Указ запрещал подданным русского государя употреблять «дьявольское зелье». Уже одно то обстоятельство, что самодержец был столь озабочен распространением «душепагубного» обычая на Руси, говорит о многом. Причём речь в Указе идёт именно и исключительно о том, что употребление табака есть смертный грех, о вреде здоровью ничего не сказано. И это тоже заставляет задуматься: что же видели благочестивые русские люди, жившие в XVII веке, в табакокурении, пришедшем к нам из Западной Европы? Документ, изъявляющий строжайшее царское прещение приверженцам «дьявольского курева», очень интересен. Обратимся к его содержанию и процитируем важнейшие пункты Указа.
«Божиею милостию Мы, Государь и Царь Алексей Михайлович
УКАЗВо всенародное известие объявляем и наказуем православных христиан о проклятом табаке, да во известие вам буди. Усмотрено архимандритом Геннадием, что в православных христианах имеется проклятый табак не только в мужеском полу, но и в женском, ввязавшийся в грех смертный… Имеется в православных христианах проклятый табак и в малых сосудех и его — держаще при себе, и нюхающе в ноздри, и кладуще за губу в рот, оскверняюще уста своя, а иные вземши трубку и накладше полну табаку и вземше в рот и сосав в себе, испуская шедый изо рту огнь, аки диавол испускавши искры из себя…
Государь Царь Алексей Михайлович приказал объявить во всенародное известие о проклятом табаке, и о грехе смертном, как народ падает во грех смертный и приказал своему синклиту подозрение иметь, откуда взяся оный проклятый табак… Табаку ону привезли поляки…
Наипаче подтверждаю и молю вас, христиане, да не отлучимся вечных благ. Великий Государь Алексей Михайлович и весь священнический чин молит вас, чтобы не было в вас проклятого табаку.
Павел Флоренский, приведший этот интереснейший исторический документ, заключает: «Такова старая оценка мистической ядовитости табака нашими предками. Новейшие воззрения на табак, на его полную несовместимость со святыней, на его бесопривлекающую способность, в силу утери связи человека с реальностью и, следовательно, вследствие духовного одиночества, подтверждают древние о нём суждения. В беседе с одним отшельником пришлось говорить раз о степени авторитетности некоего лица, носившего наибольший сан Православной Церкви. Отшельник решительно утверждал: «Он здесь ничего не может понимать» — Но почему же не просто «не понимает», а именно «не может» понимать? «Он ведь курит», — был ответ. Далее последовало разъяснение о несовместимости духовного опыта с курением табаку. Ходят многочисленные рассказы о несовместимости табаку и святыни. Нет оснований сомневаться в исторической подлинности основы этих рассказов». — К сожалению, Павел Флоренский далее таковых наблюдений пойти не смог, обратившись к философствованию на тему курения с точки зрения критики кантианства.
В воспоминаниях о святом праведном Иоанне Кронштадтском есть описание эпизода, относящегося к нашей теме. Однажды некий купец вопросил отца Иоанна, почему курение дело греховное? И получил ответ — простой и очень действенный. Всероссийский пастырь так объяснил своему собеседнику суть его проблемы (купец был курильщик). «Вот Вы, дорогой мой, как и всякий христианин, приступая к какому либо делу, предваряете его молитвой. И перед вкушением пищи мы молимся, и отходя ко сну. А попробуйте-ка сотворить молитву — прочтите «Отче наш» перед тем, как закурить папиросу». — Купец задумался, видимо, в уме своём представляя, как это: помолившись Отцу Небесному и предавая себя в Его святую волю, закурить… Покряхтев, он произнёс. «Нет, не идёт. Как-то несообразно получается. Нет, решительно не могу! Увольте!».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курить иль не курить, вот в чем вопрос предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других