От большой авиации до профессиональной кухни

Игорь Калинин

В этой книге вы познакомитесь с новым взглядом на продление профессиональной деятельности «белых воротничков» с пользой для общества в преддверии повышения пенсионного возраста с 2019 года. А также узнаете, как одна идея позволила повысить объективность оценки работы сотрудников и одновременно привела к созданию нового, необычайно простого и эффективного метода определения профессиональных качеств руководителей. И, кроме того, найдете интересные события, факты и решения в помощь руководителям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От большой авиации до профессиональной кухни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Есть такая профессия — производственный консультант

Эта глава посвящена профессии, о которой, я уверен, мечтает в зрелом возрасте большинство руководителей и специалистов, после приобретения ими достаточно богатого и успешного профессионального опыта. Эта профессия имеет одинаковое название во всех областях деятельности человека. И называется она КОНСУЛЬТАНТ.

Поскольку мы отметили, что профессия КОНСУЛЬТАНТА востребована во всех сферах бизнеса и человеческой деятельности и предполагает непосредственное участие в бизнес процессах, то чем же она отличается от работы специалистов, которые трудятся в структуре компаний и организаций. Раньше я об этом никогда не задумывался и вот теперь, когда я ищу работу, настал момент попытаться понять специфичность этой профессии. А сделать это я решил по методу, опробованному в молодости при подготовке к экзаменам в институте. Тогда я находил «слабого» сокурсника и в течение 1—2 дней объяснял ему экзаменационный материал, пытаясь сделать из него «профессора» в той или иной науке, при этом вспоминая и упорядочивая свои собственные знания. Привел такой метод к Красному диплому в Киевском институте инженеров гражданской авиации и приобретению очень полезных навыков для всей моей последующей жизни.

Одной из «вечных» загадок в истории человечества было раскрытие причин, почему мы «любим» или «не любим» попадать в те или иные жизненные ситуации. Тома исследований на эту тему, написанные за времена от древних философов до современных психологов, убеждают в правомочности двух следующих «аксиом»:

— взрослый человек «не любит» быть кому-либо ОБЯЗАННЫМ;

— взрослый человек «не любит», когда ему дают даже ОЧЕНЬ полезные советы.

А теперь представьте себя в ситуации, в которых человек чувствует себя дискомфортно, но вдобавок он должен еще и заплатить тому, кто является непосредственным создателем такого дискомфорта. Вспомните вашу реакцию на «назойливые» советы родителей, когда вы уже вступили в самостоятельную жизнь, или «советы наставников» получаемые от старших коллег и начальников на работе. Вы готовы были «заплатить» им в такие моменты?

Так почему же, вопреки психологии человека, существуют профессиональные КОНСУЛЬТАНТЫ, которым мы в обмен на их советы отдаем свои деньги или выражаем благодарности. Ответ очень простой — нам это выгодно. Нагляднейшим примером выгодного получения платных Советов и Консультаций является обучение в профессиональных учебных заведениях. Общество осознало выгоду платить деньги таким советникам, и члены общества следуют этому постулату, хотя зачастую во время присутствия на лекциях и семинарах у преподавателей низкого уровня, мы невольно задаем себе вопрос о целесообразности оплаты таких услуг. Почему же, несмотря на то, что наша страна уже 25 лет живет при капитализме, профессия Консультанта в производственной сфере является все еще экзотичной. Ответ кроется в системе профессионального обучения, которая стала частично платной только вместе с приходом нового экономического строя. При этом, даже на «платных» местах в колледжах и университетах за студентов обычно платят родители, поскольку система Кредитов на образование, выдаваемых студентам в России отсутствует, в отличие от развитых стран мира. Такие студенты в России осознают необходимость благодарить родителей, но не ощущают личной вовлеченности в оплату процесса обучения. На, так называемых «бюджетных» местах, положение «еще хуже», поскольку за студентов платит государство, но при этом личная ответственность студента еще более неопределенна. С одной стороны, оправданность таких затрат довольно низкая, поскольку относительно немного студентов бюджетников являются по настоящему одаренными. А с другой стороны, в категории «неодаренных» студентов бюджетников, благодарность родителям минимальна, т.к. такие студенты полагают, что родители «не особенно напрягались», чтобы изыскать деньги на обучение. Вдобавок ко всему, до сих пор в России нет системы отработки студентами бюджетных средств, затраченных на их обучение, на тех производствах, которые требуются для развития страны. Разговоры о введении этого правила ведутся в нашем обществе все чаще и громче, но пока существует стройная система, при которой бюджетные места отдаются преимущественно «своим», наши законодатели, которые и составляют когорту «своих», будут делать все, чтобы избежать необходимости отправить собственных отпрысков, поработать на благо страны в местах удаленных от «столиц».

И вот когда, все эти студенты становятся «опытными» бизнесменами и руководителями, они с очень большим трудом приходят к пониманию того, что за советы и консультации надо платить. Чтобы завершить рассмотрение темы о ГОТОВНОСТИ платить Консультантам, можно утверждать, что все больше и больше руководителей в нашей стране будут приходить в бизнес с багажом осознания важности понесенных на образование затрат и легче принимать необходимость оплаты консультантов и советников.

Несмотря на глубинные причины, сдерживающие развитие Производственного консалтинга в России, он все равно есть и расширяется, а это означает, что у бизнеса есть в нем НЕОБХОДИМОСТЬ. И, по-моему, основной причиной является то, что любой бизнес является КОМПЛЕКСНЫМ ДЕЛОМ и включает в себя как минимум 2 компонента: финансовый и производственный. Так вот, если в производственной части мы все считаем себя доками, т.к. обычно сами решаем, как вершить свой бизнес, то в финансовой, а особенно налоговой области, требуются специальные знания и ошибки могут привести к потерям денег, а может и свободы. Вот почему, налоговые и финансовые консультанты в России уже не являются экзотикой, что подтверждается включением этих профессий в список при заполнении стандартных on-line резюме на сайтах ведущих российских компаний по поиску работы, например Head Hunters и Superjob.

Очень характерным примером КОМПЛЕКСНОСТИ бизнеса является Гражданская авиация, с которой связана вся моя профессиональную жизнь. Судите сами, в скольких областях потребуются знания, чтобы обеспечить деятельность авиационной компании. Для этого нужно:

— выбрать тип воздушного судна, необходимого для предполагаемых маршрутов;

— обучить пилотов, инженеров и техников и организовать их работу;

— обучить персонала и организовать обслуживание пассажиров в аэропорту;

— знать правила авиационной безопасности и организовать эффективное взаимодействие со службами в аэропортах;

— наладить работу со службами управления движением;

— обучить бортпроводников для обслуживания пассажиров на борту;

— организовать уборку салонов воздушных судов;

— организовать питание пассажиров и экипажей;

— организовать продажи авиабилетов;

— обеспечить коммерческую загрузку рейсов;

— закупить топливо, управлять обеспечивающим автотранспортом, ну и конечно, управлять финансами.

Этот список можно было бы еще продолжать, но даже приведенной информации достаточно, чтобы стало ясно, что без наличия профессионалов во многих областях такой сложный бизнес не организовать. Таким образом, в период start-up для такого бизнеса обязательно потребуются КОНСУЛЬТАНТЫ, и организаторы будут вынуждены прибегнуть к их услугам, несмотря даже на психологические проблемы описанные выше. Наглядным примером готовности прибегнуть к КОНСАЛТИНГУ и мотивах заказчиков таких услуг послужит мой рассказ о первой и единственной в России консалтинговой компании по организации обслуживания пассажиров на борту воздушных судов, с которой меня связала судьба на многие годы.

В конце 80-х годов перемены в экономике Советского Союза способствовали созданию совместных предприятий с зарубежными партнерами в некоторых областях производства. Одним из первых было создано совместное предприятие «Аэромар» в Шереметьево, где партнерами стали авиакомпания Аэрофлот, в лице Центрального управления международных воздушных сообщений, и корпорация Mariott. Создание этого предприятия позволило начать предоставление услуг бортового питания для зарубежных авиакомпаний в Международном аэропорту Шеремтьево по стандартам, которые были приняты во всем мире, носителем которых являлось соответствующее подразделение корпорации MARIOTT. Помимо этого, на основе этих новых знаний Аэрофлот произвел полную ревизию своих поставщиков и структуры поставок бортового питания во всех зарубежных аэропортах. Это привело к значительной экономии валютных средств и повышению безопасности бортового питания.

С 1988г. по 1992г. я работал в Представительстве Аэрофлота на о. Сал республики Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса). В этом международном аэропорту, расположенном на небольшом острове в середине Атлантического океана совершали посадку наши самолеты, следующие по одним из самых протяженных маршрутов Аэрофлота из Москвы в Буэнос-Айрес (Аргентина) и в Монтевидео (Уругвай). Время в пути составляло от 20 до 23 часов в зависимости от типа самолета. Наши широкофюзеляжные лайнеры ИЛ-86 совершали на этом маршруте 3 посадки: в Алжире (Алжир), на о. Сал и в Сан-Сальвадор (Бразилия), а дальне магистральные ИЛ-62 садились только в Алжире и на о. Сал через 9 часов перелета. До начала работы в Шереметьево группы специалистов Mariott, питание загружалось на каждый пролет в соответствующей стране. Таким образом пассажир летевший в Буэнос-Айрес за время полета ел на борту питание, приготовленное в Шереметьево, Алжире и Сан-Сальвадоре. Поскольку на о. Сал авиационного кетеринга не было, то Алжир выдавал питание на 2 пролета, т.е. с момента загрузки питания в Алжире до употребления пассажирами между о. Сал и Буэнос-Айрес проходило 7—8 часов. При этом холодильников для всего питания на борту самолета Ил-86 и Ил-62 не имелось. Поскольку система контроля качества и безопасности питания в Алжире была не на высоте, а продукты местных пищевых фабрик также плохо контролировалась, то в один из дней стюардессы при разливе Кока-колы, загруженной в Алжире, увидели стаканы полные мух. Конечно, этот ужас пассажирам не показали, но проблемой обеспокоились. К этому следует добавить, что, по отзывам стюардесс, пища из Алжира выглядела непрезентабельно. Чаша терпения Аэрофлота переполнилась и попытки повлиять на кетеринг в Алжире были признаны безуспешными, когда в 1989 году перед посадкой рейса Москва-Алжир-о. Сал-Буэнос-Айрес на самолете Ил-62М в Буэнос-Айрес командир самолета, в результате пищевого отравления, был почти без сознания и бортинженер также. Посадку производил 2 пилот, которые на счастье ничего не ел, т.к. немножко «отравился» дома перед полетом. Питание было загружено в Алжире. Время полета от Алжира до Буэнос-Айрес: 15 часов. Причиной была бактерия стафилококка, которая имеет короткий инкубационный период, а попала она в пищу из-за недостаточного контроля здоровья персонала в кетеринге Алжира. Кетеринг Алжира потерял Аэрофлот как своего заказчика, а с ним более 2 млн. долларов США товарооборота в год.

Вкладом корпорации Mariott в совместное предприятие СП «Аэромар» фактически было know-hay, которое довольно щедро оплачивалось с оборота предприятия, т.е. реальная работа иностранной стороны в Шереметьево являлась классическим КОНСАЛТИНГОМ. На всех ключевых должностях предприятия был консультант от Mariott. Помимо этого со всем персоналом проводились постоянные тренинги для внедрения новой технологии приготовления питания с увеличенным сроком реализации, в соответствии с системой HACCP (Hazard Analysis Critical Control Points), когда параметры безопасности пищи непрерывно контролируются в установленных критических точках производственного процесса.

Изучив ситуацию с проблемами на этом Южно-американском маршруте специалисты СП «Аэромар» предложили и реализовали следующую схему: питание загружалось в начале рейса в Москве и Буэнос-Айресе, и в средней точке маршрута на о. Сал. Но на о. Сал, как упоминалось ранее, не было кетеринга. Тогда Аэромар и Аэрофлот решили его создать на базе отеля «Atlantico» расположенного в районе аэропорта. Нашлось отдельное здание, которое было быстро реконструировано местными бизнесменами и по указаниям СП «Аэромар» оснащено для приготовления холодных блюд в соответствии с системой НАССР. Горячие же блюда приготавливались в Шереметьево, затем подвергались процессу шоковой заморозки, доставлялись в специальных термоконтейнерах на о. Сал, хранились там в морозильных камерах и выдавались на рейсы в обе стороны полета. Такая технология и логистика снизила стоимость рациона на 2 доллара. С учетом того, что в среднем на рейсе было 280 пассажиров, а в неделю 3 рейса туда и 3 обратно, то сумма экономии в месяц составляла до 25 000 долларов, а в год 300 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ. К тому же СП «Аэромар» получило более 2,3 млн. долларов дополнительного товарооборота. И при этом, была обеспечена 100% безопасность питания. Вот так я впервые узнал, что такое КОНСАЛТИНГ и АВИАЦИОННЫЙ КЕТЕРИНГ, которые стали моей второй и главной профессией, если сравнить количество лет проработанных в области технического и коммерческого обслуживания самолетов со временем, отданным пассажирскому сервису и бортовому питанию.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От большой авиации до профессиональной кухни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я