Голография Дыхания. Семь Духов Судьбы и Четыре Смерти

Игорь Юрьевич Лютый

Перед Вами книга, выполненная в виде трактата, где автор исследует дыхание во всех возможных его ипостасях – от дыхания как системы вентиляции лёгких до дыхания как работы духа; от древних систем контроля циклов дыхания до современной «психотерапии новой волны»; от вдохновения жизни до сакрального издоха смерти.Трактат является результатом более чем 20-летней деятельности автора в сфере психологической антропологии или практической психологии дыхания культов и обрядов.

Оглавление

Пять измерений в Дыхании

Пять измерений в дыхании возникли тогда, когда мы стали рассматривать, помимо так называемых «вертикальных» иерархических связей, также и «горизонтальные».

Модель трёх типов дыхания относится к вертикальной иерархии ценностей, где каждая более верхняя ценность является также и более тонкой, неявной, более важной и значимой в смысле ценностей человека, а также более глобальной и всеохватывающей. Если нижний уровень, который также может обозначаться как «нижний дом», «нижнее царство», или даже, как в шаманизме, «нижний мир», связан с «искусством вдоха», где всё относительно понятно, определено и легче прорабатывается в дыхательных процессах, то «верхний дом» уже связан с более сложными процессами в дыхании. Сложность не подразумевает количество элементов, тут бывает даже наоборот, сложность подразумевает качество этих элементов. Существует лишь один очевидный количественный параметр «катарсиса верхнего дома», который на целый порядок больше «катарсиса нижнего дома» — это количество дней.

Так, достаточно проработав вертикальные связи дыхательных процессов, катарсисы нижнего, среднего и верхнего домов, в конечном итоге мы вышли и на связи горизонтальные.

Горизонтальная иерархия ценностей подразумевает «перетекание» ценностей друг в друга, то есть в этом случае не существует самой тонкой ценности, самой сильной или самой значимой. Это подобно временам года — одно время сменяет другое, и так по кругу бесконечно.

Обращает внимание, что существуют два наиболее известных в мире подхода к дыханию, один подход «горизонтальный», другой «вертикальный». Занимаясь индийской философией, по сути, изучаешь вертикальные связи — в йоге, в пранаяме, в кармическом подходе. Когда же начинаешь изучать даосскую йогу, то есть цигун и прочее, то вдруг с удивлением для себя находишь, что подход совершенно иной. То есть не просто термины другие, когда одни и те же процессы описываются просто по-разному, но само рассмотрение этих процессов дано совсем с другой стороны.

И вспоминается старая притча: боги, создав человека, вдруг увидели, насколько человек совершенен и подобен им, богам. Тогда боги разделили человека на мужчин и женщин, дабы проблемы взаимоотношений между полами отвлекали человека от сути жизни. Но и в этом случае человек преуспел в самопознании. Тогда боги разделили человека по языкам, дабы люди просто не понимали друг друга…

То же и с дыханием: создаётся впечатление, что наука о духе как бы искусственно разделена на «горизонтальный» подход и «вертикальный», другими словами, на индийскую йогу и на китайскую йогу. Условно «индийскую» йогу, поскольку индусы как нация возникли гораздо позже такого «разделения», лучше было бы говорить: «арийскую йогу», по той же причине правильно говорить и «даосскую йогу».

И мы на группах по дыханию занялись изучением Дао, точнее, всего того в даосизме, что касается и близко нашему дыханию.

Очевидно, что пятикратное рассмотрение стихий в Дао отразилось в пятикратном рассмотрении дыхательных процессов. Тем не менее, наш подход к пятикратной модели опирается, прежде всего, на наш многолетний опыт дыхания, а также на «вертикальную» трёхмерную модель дыхания, которой мы пользовались все эти годы. В этом наш подход уникален, что легко увидеть в описании ниже.

В психологии много теорий, касающихся эмоций человека. Разные авторы при этом стараются выделить фундаментальные эмоции, в соответствии со своими разными критериями, зависящими от личных предпочтений — парадигм, теорий и методов. То есть, выделить такие эмоции, которые можно определить как неделимые, из которых образуются другие эмоции, чувства и целые эмоциональные состояния.

На тренингах по дыханию мы активно изучаем эмоции, но, в соответствии с трёхмерной вертикальной моделью прохождения катарсисов, на втором этапе. Об этом шло повествование выше, в предыдущих главах данного трактата.

В какой-то момент изучения феноменов последовательного катарсиса стало очевидно, что все типы опыта дыхания — суть одно и то же, различия только в уровнях опыта. То есть, эмоции — это те же ощущения, только ещё несоматизированные, неявные. А ощущения — это «кристаллизованные» в теле эмоции. Ментальный катарсис — ещё более тонкий и первичный уровень катарсиса, чем эмоциональный и физический. Не зря в народе говорят: «Все проблемы — от ума», то есть, говоря нашим языком, проблемы формируются «сверху вниз». Во время же дыхательного катарсиса процесс ум-эмоции-тело идёт в обратную сторону — тело-эмоции-ум, поскольку дыхательная терапия справедливо считается телесно-ориентированной терапией. Здесь работа над проблемами начинается от тела. А в индийской йоге такой процесс считается вертикальным, и идёт снизу вверх — это путь Кундалини.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Голография Дыхания. Семь Духов Судьбы и Четыре Смерти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я