Трибунал высокой инквизиции столетиями наводил ужас на все просветлённые умы Европы. Инквизиторы не жалели никого: случайное слово, брошенное в таверне, неосторожное письмо, даже отказ есть свинину мог восприниматься как ересь. Пытки инквизиции были ужасны, а в её тюрьмах создавались нечеловеческие условия. Инквизиция стала первой в истории человечества полноценной тайной полицией. Она же разработала основные юридические и практические методы борьбы с инакомыслием: внедрение агентов-провокаторов, поощрение доносительства, подставные защитники в суде, пытки, используемые в некоторых странах до сих пор. Именно об этом нам расскажет книга одного из величайших советских учёных своего времени, дипломата, разведчика, большого специалиста по истории Ватикана и стран Латинской Америки Иосифа Ромуальдовича Григулевича. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История инквизиции или Надежные способы распознания еретиков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Инквизиция до инквизиции
В своих потугах во что бы то ни стало оправдать преступную деятельность инквизиции, Жозеф де Местр писал, что она, подобно всем институтам, созданным для свершения великих дел, «возникла неизвестно как»[99]. Между тем не для «великих дел» была создана инквизиция и причины, вызвавшие её появление, вовсе не загадочны, они кроются в самой социальной сущности христианской религии и церкви, надклассовой по своей теории, апеллирующей к обездоленным массам, составляющим основной контингент верующих, но на практике служащей интересам эксплуататорских классов.
Одна из особенностей христианства состоит в том, что его всегда раздирали острейшие противоречия, в начальный период — в виде ожесточённой борьбы между различными направлениями, а позже — между господствующим течением, возглавлявшимся церковной верхушкой, и оспаривавшим её истинность и «праведность» бесчисленным количеством самых разнообразных оппозиционных течений, которые отражали настроения обездоленных масс и объявлялись этой верхушкой незаконными, еретическими. Связав свою судьбу с эксплуататорскими классами общества и их государством, церковь отвергла мечту ранних христиан о построении «божьего царства» на земле и стала освещать социальное неравенство, призывала страждущих и угнетённых примириться со своим положением, обещая за это загробное воздаяние. Такова одна из важнейших причин, порождавших на протяжении столетий самые разнообразные христианские ереси, оспаривавшие авторитет и власть церкви и освещавшийся ею эксплуататорский общественный строй. Поэтому ересь, точно неотступная тень, следует за церковью на всём протяжении её истории. Она многолика и неистребима. Её нельзя было победить ни уговорами, ни угрозами, ни заклинаниями, её не удавалось уничтожить ни огнём, ни мечом.
Ересь — это всегда оппозиция господствующей церкви. Эта последняя, опасаясь потерять власть, естественно стремится всеми силами и любыми средствами искоренить, уничтожить ересь.
Отражая в различные исторические эпохи противоречивые интересы социальных групп и прослоек, ереси выступали как против церковной иерархии, так и против несправедливости господствующего эксплуататорского строя, с которым церковь была неразрывно связана. Ереси были своеобразной формой классовой борьбы, характерной для средних веков, для феодального мира, мыслившего только религиозными категориями. Ереси выражали взгляды той или другой прослойки горожан или крестьян, национальные или местные интересы.
На эти несхожие и часто беспощадно боровшиеся не только с официальной церковью, но и друг с другом ереси каждая эпоха накладывала свой собственный особый отпечаток, уготавливала им различные судьбы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «История инквизиции или Надежные способы распознания еретиков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других