Шестая книга семитомной монографии «В потоке творчества: личность и творчество»» российского писателя-публициста Ирины Михайловны Соловьёвой, над которой она работает не один год, продолжает знакомить читателя с жизнью и творчеством поэта, музыканта и художника Терентия Травника. Писательница в живой и увлекательной форме рассказывает об основных фактах и событиях, повлиявших на формирования не только его личности, но и всего его творчества,
Приведённый ознакомительный фрагмент книги В потоке творчества: личность и творчество. Книга шестая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Большое увлечение филателией
Началось оно с того, что 4 ноября 1972 года восьмилетнему Игорю отец подарил альбом с марками. Воистину, этот подарок оказался тем самым волшебным ключиком в мир знаний, который найти совсем не просто, а этот появился в руках Игоря совершенно неожиданно и в нужный час. Даря альбом, Аркадий Павлович и не представлял, что через пять лет сын станет настоящим коллекционером, будет разбираться во многих тонкостях полиграфии и печати, связанных с филателией, а ведь так оно и случилось. К 14 годам Игорь действительно прекрасно разбирался в филателии, владел терминологией, а в пятнадцать являлся членом ВОФ (Всесоюзного общества филателистов).
К концу 1976 года, увлечение коллекцио-нированием марок довольно быстро отошло от обычного собирательства и обрело для него особую серьёзность. Теперь в его альбомах появилась своя логика, эстетика подачи материала и систематизация. Большое влияние на него оказал Иван Ламочкин, его ровесник, с которым они случайно познакомились в начале этого года прямо во дворе, который, как оказалось, жил в том же доме, что и Игорь. Ваня тоже переехал на новую квартиру и тоже этим летом, а до этого жил на улице Веснина (сегодня это Денежный переулок) в районе Арбата, которая находилась недалеко от Смоленской площади, а там и до Плющихи рукой подать. Ребята на редкость быстро подружились и все дни напролёт проводили вместе. И только школьное время, ну и ночное их разлучали. Ваня учился в школе №925, где был французский язык, потому что до этого он ходил на занятия во французскую спецшколу.
Несмотря на стеснительность, Игорь всегда был общительным ребёнком, но то как стремительно развивались его отношения с Иваном, не вписывается ни в одни привычные рамки мальчишеской дружбы. Рассказывая об этом, прежде всего, следует отметить, что это была не просто дружба, а изумительная пора для обоих, время достойное писательских страниц в лучших романах отечественной и зарубежной классики для детей и подростков.
«Мальчики на редкость были верны друг другу и в слове, и в деле, — вспоминает мама Игоря, — им никогда не было скучно вдвоём, и они постоянно что-то мастерили и придумывали, начиная от собственных настольных игр, заканчивая конструкциями, основанными на знаниях в области науки. Проделывали опыты по механике и гидравлике, а помогали им в этом журналы «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Техника молодёжи», «Наука и жизнь», которые выписывали не только мы, но и семья Ламочкиных. Конечно же я многого не знаю, но то, что проходило на моих глазах, вызывает не только удивление, но и подлинное уважение. Помимо прочего, ребята довольно прилично освоили фотографию и кино, увлеклись рисованием и лепкой, домашним театром с написанием сценариев, изготовлением кукол и постановкой спектаклей, увлекались кулинарией, занимались посильным спортом, музыкой — играли дуэтом на гитарах. Какое-то время Игорь учил французский, потому как каталог марок9 был на французском языке. А ещё, под руководством Ваниной мамы Татьяны Ивановны, — увлеклись наукой — ставили физические и химические опыты дома, а под контролем Аркадия Павловича изобретали авторские ребусы, шарады, головоломки и составляли кроссворды для газет. Ну и конечно же, оба они были заядлыми коллекционерами, причём это касалось всего, что только можно придумать и попадало им под руку, начиная от монет10, значков и камней, заканчивая открытками, конвертами, машинками, моделями для детской железной дороги, карманными календариками, фантиками, ну и почтовыми марками. Оба были книгочеями, составляли домашнюю библиотеку: и у нас, и у Ламочкиных она, по тем временам, была очень большая. Ребята сделали опись и полный каталог всех книг. Замечу, что всё это происходило помимо учёбы в школе. И это-то в тринадцать-четырнадцать лет! Помимо прочего мальчишки регулярно посещали театры и музеи. И всё же, это были абсолютно домашние дети, настоящие домоседы и на улицу выходили с неохотой и только по необходимости. В основном сидели дома и всё время что-то мастерили в комнате Игоря или у Вани, который жил ниже нас — на 4-м этаже, в кв. 27.
Помню у нас с отцом даже сложилась шуточная поговорка, характеризующая их обоих: «С Ваней на диване», — говорили мы, когда хотели как-то подтрунить над ними, подчёркивая их времяпрепровождение. Несмотря на домоседство, ребята вдвоём записались в секцию большого тенниса в Лужниках, участвовали в турнирах и даже имели разряд. А ещё они приобрели абонемент на лекции по истории и математике от общества «Знание», проводившиеся в те годы в старом здании МГУ на Моховой, и вдвоём почти три месяца их посещали, а мы по очереди их встречали, так как ездить было далеко, а возвращаться приходилось поздно вечером.
Зимой друзья по абонементу посещали бассейн «Москва», учились плаванию, правда мало результативно, потому что больше плескались и ныряли безо всякого руководства. Ещё под инструктажем моего мужа занимались лыжным спортом, а по воскресеньям устраивали с ним шахматные турниры.
Это была одна из редких, можно сказать феноменальных подростковых дружб, которая по неведомым никому причинам за короткие сроки настолько развила каждого, что остаётся только удивляться, как это вообще могло случиться. Во многом именно благодаря увлечению филателией, сын прекрасно знал историю и неплохо разбирался в изобразительном искусстве, ботанике и биологии, довольно легко ориентировался в событиях отечественной науки и знал географию, причём настолько хорошо, что учительница была уверена, что его родители, как минимум преподаватели, а то и учёные, чья деятельность связана с путешествиями —
геологи, зоологи или археологи. Думаю, что марки сделали своё решающее дело в образовании моего ребёнка, и несмотря на низкий уровень школьных учителей в новом районе, они позволили Игорю достигнуть должного уровня образованности, хорошо учиться в средней школе и остаться примерным учеником вплоть до поступления в институт, когда уже другие и встречи, и связи продолжили его образование, но теперь уже с иными, более современными, методами и подходами».
Безусловно, что марки занимали особое, можно сказать, исключительное место в отрочестве Игоря, поэтому остановлюсь на этом подробнее. Поскольку Игорь был членом ВОФ, то его собрание представляло интерес, и о нём иногда выходили статеечки и заметки в журналах сообщества. Сама же коллекция была не только собранием зарубежных марок, но по большей части, отечественных, составляющих почти две трети от общего числа в коллекции, а это порядка нескольких тысяч. Всего было 12 альбомов-кляссеров, причём самого большого размера, который можно было приобрести в то время и то, являясь членом ВОФ. Среди марок, безусловно, были настоящие раритеты, стоящие немалых денег, попавшие в руки Игоря случайно, буквально отпаренные с конвертов, найденных им на помойках тогда ещё старой Москвы. Имелись спецгашения, картмаксимумы, старинные почтовые артефакты и достаточно большой обменный фонд. Естественно на собирание ушли годы, да и немалые средства семьи, а участвовали все её члены от отца и мамы до дедушки. Коллекция была закрыта с распадом СССР, и сегодня представляет из себя весьма серьёзное собрание филателистического наследия семидесятилетней советской эпохи. Позже она полностью была передана Игорем в дар своему школьному другу Валерию Киселевскому.
Исследуя отрочество моего героя, отмечу, что в этот период будущий писатель и поэт Терентий Травник начинает анализировать прочитанное и формировать своё мнение в небольших заметках. Он уже умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи, в нём развиваются такие навыки, как классификация, аналогия, обобщение и другие. С интеллектуальным развитием тесно связано начинающееся в этот период становление основ его мировоззрения, приобретается достаточно взрослая логика мышления, происходит дальнейшая интеллектуализация подросткового восприятия и памяти.
С общим интеллектуальным развитием в период отрочества связано и развитие воображения. Известно, что именно сближение воображения с теоретическим мышлением, даёт импульс к творчеству: Игорь начинает писать стихи, серьёзно занимается разными видами конструирования, макетирования и тому подобное. Потребности и чувства, переполняющие его, выплёскиваются в воображаемые ситуации. В свой мир фантазий он никого не допускает, но может рассказать о них только самому близкому другу — Ване. Игра воображения не только доставляет обоим удовольствие, но и приносит успокоение юному Алексееву. В своих фантазиях он начинает лучше осознавать собственные влечения и эмоции, именно в период отрочества он впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь, где его смутные побуждения предстают теперь в яркой образной форме.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги В потоке творчества: личность и творчество. Книга шестая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других