1. Книги
  2. Сделай сам
  3. Ирина Новикова

Стекло в объятиях Огня: Руководство по фьюзингу

Ирина Новикова (2024)
Обложка книги

Эта книга призвана помочь читателям освоить искусство фьюзинга, предоставляя полный комплект знаний и навыков.Она охватывает разнообразные методы спекания стекла, включая использование металлов, стеклянной фритты и керамической бумаги для создания уникальных узоров.Рассматриваются не только инструменты и оборудование, необходимые для процесса, но и важные аспекты, такие как возможные дефекты при спекании стекла и методы их решения, а также холодная обработка стекла и огневая полировка, которые добавляют качества и красоты к готовым изделиям.Книга также подробно знакомит с графиками спекания стекла с КТР 96.Однако, главное внимание уделено вдохновению читателей на творчество: фьюзинг представляется не только как техника, но и как искусство самовыражения, позволяющее каждому найти свой стиль и воплотить творческие идеи.Эта книга — надежное руководство для всех, кто увлечен фьюзингом, источник вдохновения и возможность раскрыть творческий потенциал в мире стекла.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Стекло в объятиях Огня: Руководство по фьюзингу» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Путеводитель по техникам спекания

Многие, услышав о технике спекания стекла, моментально ассоциируют это с фьюзингом. Ведь фьюзинг — это, безусловно, захватывающий процесс, в котором различные кусочки стекла объединяются вместе, создавая удивительные формы и узоры. Однако, фьюзинг — лишь одна из множества техник работы со спеченным стеклом. Широкий мир плавленого стекла включает в себя различные методы и подходы, которые вдохновляют художников и ремесленников на создание удивительных произведений искусства.

Общим для всех этих техник является процесс плавления стекла в печи. Но именно здесь заканчиваются их общие черты. Методы спекания стекла варьируются в зависимости от температуры, времени, используемых материалов и других факторов, открывая перед художниками поистине безграничные возможности для творчества.

Классический фьюзинг — это, только великолепное начало этого захватывающего пути. Однако существует множество других методов, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и потенциал для творчества.

Таким образом, мир плавленого стекла представляет собой удивительно разнообразную и вдохновляющую область искусства. Художники, работающие со стеклом, имеют возможность экспериментировать с различными техниками и материалами, создавая удивительные произведения, которые поражают своей красотой и оригинальностью. Пусть классический фьюзинг станет для вас лишь отправной точкой для исследования этого захватывающего мира, где возможности ограничены лишь воображением художника.

Классический фьюзинг

Фьюзинг (от английского слова «Fusing» — плавление, спекание) — это технология спекания отдельных кусочков цветного стекла при очень высокой температуре — порядка 800 градусов по Цельсию. В специальной печи стекло плавится, теряет свойства твердого тела и становится вязкой жидкостью. В этом состоянии капельки жидкого стекла соединяются в единое целое. Потом идет процесс остывания печи и кристаллизации жидкого стекла. Стекло опять приобретает твердую форму и становится монолитным.

Стекло со временем практически не стареет, не меняет свой цвет. Конечно, стекло, найденное в раскопках, покрыто патиной и верхний слой такого стекла, если патину убрать, не будет гладким и блестящим. Но такие изменения происходят за века…

Витражи фьюзинг — картины из стекла могут иметь различные формы и размеры: они могут быть плоскими, выпуклыми или вогнутыми, что добавляет им еще больше интереса и глубины. От панно и оконных витражей до декоративных элементов интерьера — витражи фьюзинг могут быть использованы в различных контекстах и сферах дизайна.

Благодаря сочетанию различных оттенков и текстур стекла, каждый витраж становится уникальным произведением искусства, которое привлекает внимание и восхищение зрителей. Кроме того, объемные формы и текстуры создают дополнительный эффект глубины и рельефности, делая витражи фьюзинг настоящими произведениями трехмерного искусства.

Витражи фьюзинг не только являются украшением для любого помещения, но и воплощением мастерства и воображения художника. Они способны превратить обычное окружение в пространство искусства, наполнив его цветом, светом и эмоцией.

Сначала из кусочков стекла создается плоский узор, который проходит первый обжиг в печи.

При классическом фьюзинге разноцветные кусочки стекла выкладываются на подложке — это прозрачное, однотонное или многоцветное матовое стекло. Спекаясь, кусочки стекла образуют плоский узор. Так создаются, например, стеклянные часы.

В зависимости от задачи, которую перед собой ставит художник, можно обойтись и без подложки. Тогда узор выкладывается прямо на лещадку — это огнеупорная плита, которая кладется на дно печи и на ней происходит спекание стекла.

После первого обжига плоскому стеклу можно придать определенную форму.

Плоское стекло кладется на специальную стеклоформу, изготовленную из жаропрочных материалов. В процессе нагревания под действием высоких температур стекло становится мягким и податливым, именно в этот момент оно начинает «отекать», принимая форму основы, на которую оно положено.

Этот процесс, известный как «отекание» или «моллирование», превращает плоские листы стекла в элегантные формы, готовые украсить нашу жизнь.

Изготовленные в результате «отекания» стеклянные изделия могут быть использованы в различных сферах. Это может быть посуда, которая не только функциональна, но и красива в своей элегантности. Панно, светильники, часы, пепельницы и различные элементы декора, которые можно наклеить на кафельные плитки в ванной, на зеркала, также могут быть созданы с использованием этой техники, придавая им особый шарм и индивидуальность. Эти изделия могут быть украшением для наших домов и офисов, а также уникальными подарками для близких.

Витражи фьюзинг всегда уникальны — никогда не удастся полностью, в деталях повторить ранее созданное изделие. Поэтому сегодня так популярны красочные, яркие и оригинальные стеклянные изделия. Они внесут яркую нотку в любой интерьер, сделают его неповторимым.

Картины стеклянной крошкой

Стеклянная крошка — это удивительный инструмент для создания произведений искусства, который открывает перед вами бескрайний мир творчества. С ее помощью вы можете создавать невероятные пейзажи, придавая форму самым оригинальным фантазиям. Этот материал позволяет вам играть с текстурами, цветами и формами, создавая уникальные и вдохновляющие изделия.

Стеклянная крошка (или фритта) бывает разных размеров — от тонкой пудры до кусочков в 4–5 миллиметров.

Её можно приобрести в специальных магазинах или изготовить самим из остатков цветного стекла для фьюзинга.

Её можно смешать с клеящим специальным составом, который при обжиге выгорает, не оставляя следов, или насыпать на стеклянную основу в сухом виде. Существует и техника использования керамобумаги в качестве холста. Она предлагает интереснейший способ воплощения своих идей в жизнь.

Конечно, все начинается с сюжета и задумки.

Потом, постепенно наполняем рисунок стеклянной крошкой и готовый пейзаж запекаем в печи.

Стеклянные пейзажи, выполненные стеклянной крошкой, являются воплощением красоты и волшебства, которые захватывают воображение и призывают к погружению в мир фантазии и мечты.

Они поражают своей яркостью и насыщенностью цветов. Каждый кусочек стекла, будучи органической частью общего художественного полотна, приносит с собой свой собственный оттенок и оттенок, что создает красочную и живую картину. От ослепительных закатов и сказочных лесов до горных вершин и просторов океана — стеклянные пейзажи могут изображать любую сцену и тему, которая может возникнуть в воображении художника.

Более того, стеклянные пейзажи обладают неповторимой текстурой и глубиной. Крошка стекла может быть различной по размеру и форме, создавая эффект рельефности и объемности на поверхности картины. Это добавляет изображению дополнительную глубину и реализм, погружая зрителя в виртуальный мир, где каждый элемент кажется таким реальным и осязаемым.

Стеклянные пейзажи способны захватить атмосферу и настроение определенного момента или места, перенося зрителя в мир мечты и фантазии. Каждая деталь стеклянного пейзажа является частью большой истории, которая может вдохновить, поразить и возбудить воображение.

Картины, созданные с использованием стеклянной крошки, являются воплощением великолепия и волшебства, которые могут принести радость и восхищение каждому, кто взглянет на них. Эти произведения искусства являются свидетельством великого мастерства и творческого воображения художника, который способен превратить обычные кусочки стекла в нечто неповторимо красивое и вдохновляющее.

Техника наборного стекла

Когда речь идет о классическом фьюзинге, обычно предполагается расположение узора из цветных стекол на прозрачной или матовой основе — цельном куске стекла. Это создает эффектный и красочный дизайн, но только в лицевой стороны изделия. С обратной стороны изделия видна только подложка — одноцветное стекло. Однако техника наборного стекла разрушает эти ограничения, позволяя создавать изделия с рисунком, одинаково прекрасным с обеих сторон.

Техника наборного стекла — это искусство, которое открывает перед художниками безграничные возможности для творчества и экспериментов. Эта удивительная методика не только используется в качестве основного метода изготовления стеклянных изделий методом спекания, но и сочетается с другими техниками, такими как фьюзинг и литье стекла, что создает пространство для новаторских идей и неповторимых произведений искусства.

Узор набирается в формах из нержавеющей стали.

Как правило, узор набирается из тонких полос стекла, которые кладутся ребрами вверх.

У меня изначально было круглое стекло, которое я отлила вручную. Но диаметр этого литого стекла был меньше, чем мне этого хотелось бы.

Поэтому я решила увеличить диаметр блюда с помощью техники наборного стекла.

Я заполнила пространство между литым стеклом и формой маленькими полосками цветного стекла. И поставила все это в печь.

Получилось блюдо с полосатой каймой.

Кузнецы на заказ сделали для этого блюда кованую подставку и это блюдо я подарила своим родителям на 50-летний юбилей их свадьбы.

Технику наборного стекла использовал и Мел Мунсен — современный мастер, который объединил и довел до совершенства технику спекания стекла (фьюзинг), технику наборного стекла и технику мурини. Его работы отличает необыкновенная тонкость и изящество.

А как вам вот такие полосатенькие тарелочки?

Они сделаны в технике наборного стекла из тоненьких полосочек цветного и прозрачного стекла.

Из тонких полосок стекла можно сделать не только прямые, но очень эффектные волнистые линии.

Техника наборного стекла — практически безграничные возможности!

Она не только позволяет художникам раскрыть свои творческие способности, но и создать удивительные и уникальные произведения искусства, которые восхищают и вдохновляют зрителей своей красотой и оригинальностью. Это искусство, которое сочетает в себе умение и воображение, и открывает новые горизонты для тех, кто стремится к творчеству и инновациям.

Техника мурини

Техника мурини в чем-то сродни технике Pattern bar — рисунок виден только на срезе. Техника мурини — это метод работы со стеклом, который имеет древние корни. Она была известна ещё в Древнем Риме, но со временем секреты этой технологии были потеряны. Возродили эту технологию итальянские мастера только в девятнадцатом веке.

Суть данной технологии заключается в том, что в довольно длинной форме из стеклянных прутиков выкладывается узор, который виден только на срезе. Потом эта форма со стеклом обжигается и в результате получается стеклянный стержень, на срезе которого виден рисунок. Этот стержень можно нагреть и вытянуть, получая совсем тоненькие прутики с узором. А можно распилить и получить множество кусочков стекла с одинаковым узором довольно большого размера.

Техника мурини широко используется для создания различных предметов, включая стеклянные вазы, чашки, подсвечники, украшения и многое другое. Эта техника позволяет мастерам создавать сложные и красочные узоры, которые добавляют красоты и уникальности к стеклянным изделиям.

Хотя техника мурини имеет исторические корни и связана с итальянским стеклянным искусством, в частности, с островом Мурано, она также нашла свое применение и популярность в других странах и среди мастеров по всему миру.

По этой технологии изготавливается сегодня известное мозаичное стекло миллефиори — рубленные прутики диаметром 7–8 мм. Эти прутики изготавливаются из тонких цветных стеклянных стержней, образуя на срезе различные рисунки — цветочки, звездочки, фигурки животных.

Но в этой технике мастера изготавливают и необыкновенно красивые узоры, и целые картины.

Техника PATTERN BAR

В этой технике самыми различными способами отливается довольно толстый брусок стекла, узор которого виден только на срезе.

Для распила такого бруска необходима дичковая пила с постоянной подачей воды. Но не пугайтесь! В наших магазинах продаются плиткорезы на любой кошелек. Если в них заменить диск для керамической плитки на алмазный диск для стекла, получается прекрасная дисковая пила для стекла.

На фото — дисковая пила — плиткорез, которая стоит у меня в мастерской.

Бруски можно отливать в технике листья, можно спекать слои и полоски стекла, которые образуют геометрический узор. Способов создания таких узоров множество.

Вот, например, моё блюдо «Колоски». Узорные цветные полоски тоже созданы в технике Pattern bar.

Литье стекла

Литье стекла — пожалуй самое увлекательное и непредсказуемое в работе с плавленым стеклом.

Результат можно предсказать только при литье в формы.

И давайте начнем именно с этого вида литья.

Литье стекла в формы представляет собой увлекательный и творческий процесс, который позволяет создавать разнообразные украшения, декоративные элементы и предметы интерьера из стекла. Специальные магазины предлагают широкий выбор форм для литья, включая листики, бабочек, кулоны, веточки и многое другое. Эти формы представляют собой разнообразные фигуры и фигурки, которые становятся основой для создания уникальных стеклянных изделий.

Процесс литья стекла в формы начинается с подготовки самой формы и подбора стеклянной крошки. Художник выбирает нужные цвета и текстуры стекла, затем заполняет форму крошкой. Можно использовать как один цвет стекла, так и сочетание разных цветов, формируя интересные и многослойные узоры.

Одним из примеров использования литых стеклянных элементов является изготовленное мною блюдо «Жемчужное сияние», украшенное фигурными ножками. Отлитые из стеклянной крошки листики служат здесь в качестве уникальных и стильных ножек для блюда, добавляя ему оригинальность и изысканность. Это прекрасный пример того, как литье стекла в формы может быть использовано для создания функциональных и декоративных предметов, которые радуют глаз и приносят удовольствие в повседневной жизни.

В целом, литье стекла в формы представляет собой захватывающий способ воплотить творческие идеи в жизнь, создавая уникальные и оригинальные предметы искусства. Благодаря широкому выбору форм и возможности экспериментировать с различными материалами и техниками, художники могут воплотить свои самые смелые и креативные идеи, делая мир вокруг себя ярче и красивее.

Но самое увлекательное — это художественное литьё.

Художественное литье стекла — это всегда непредсказуемый результат и захватывающий и удивительный процесс, который приносит великолепные результаты.

В художественном литье стекла, цветное стекло плавится до состояния жидкости, а затем различными способами льется в плоскую форму. Во время этого процесса цвета стекла смешиваются и переплетаются, создавая причудливые и удивительные комбинации. В толщине стекла формируются завитки, капли и другие текстурные элементы, которые добавляют неповторимый характер и красоту изделию.

Одним из уникальных аспектов процесса литья стекла является невозможность точного повторения одного и того же узора. Это связано с природой самого процесса и особенностями материала.

Когда стекло плавится и льется, узоры и текстуры создаются случайным образом. Даже если использовать те же самые цвета, каждое новое изделие будет отличаться от предыдущего, что также делает каждое изделие уникальным. Эта уникальность каждого изделия делает его особенным и ценным.

Затем плоскому стеклу в технике отекания можно придать форму блюда, тарелки или вазы.

И на этом этапе невозможно повторить дважды одну и ту же форму в точности.

Поэму изделия из стекла, отлитого вручную действительно уникальны и неповторимы.

Вот первоначально отлитое плоское стекло, которое было отлито в форму из нержавеющей стали в виде круга.

Отлито оно из небольших кусочков цветного стела, оставшихся от других изделий. Поэтому можно сказать, что плавление стекла — это практически безотходное производство.

Потом методом отекания я получила вот такую вазочку. Я назвала её «Пламенный цветок».

Ножка у этой вазочки не приклеена — она спечена вместе с основным сосудом прямо в процессе отекания.

А вот ещё одно блюдо — “Волшебный родник».

Отдельные «камушки» отлиты вручную в филигранной технике, позаимствованной у знаменитого мурановского стекла.

Филигранная техника — это введение в абсолютно бесцветную массу расплавленного стекла стеклянных нитей другого цвета. Эти нити представляют собой бесконечные разнообразные сплетения.

Затем блюдо спечено воедино в технике наборного стекла с добавлением стеклянной крошки и кусочков дихроичного стекла.

Поверхность получилась рельефная, не однородная, «кружевная» (имеются сквозные отверстия).

Ниже представлены ещё две мои вазочки, отлитые в этой технике.

Дизайны с использованием керамобумаги

Техника использования керамобумаги для создания рисунков на стекле представляет собой удивительный метод, который позволяет художникам добавить текстуру и уникальность своим стеклянным изделиям.

Керамобумага, сложенная в несколько слоев, переплетенная, вырезанная в виде различных фигурок и положенная на полку печи под стекло, при запекании оставит на стекле выпуклый рисунок.

Рисунки могут быть самыми разнообразными — геометрические фигуры, летящие птицы, деревья, простая плетенка из тонких полос или кубиков керамобумаги.

Этот метод позволяет художникам добавить трехмерный и тактильный элемент к своим стеклянным работам, придавая им дополнительную глубину и текстуру.

Техника FOSSIL VITRA

Натуралистичные картины можно сделать, используя живые листья растений и крошку для стекла.

Это очень увлекательно!

Эта техника была впервые опубликована в журнале Glass Craftsman Winter 2010, и называется она Fossil Vitra.

При этом совершенно не обязательно уметь рисовать.

Техника Fossil Vitra представляет собой уникальный метод, в котором для создания отпечатков на стекле используются природные материалы, такие как листья, ветки, перья, а также стеклянная фритта, порошки слюды или эмали.

Листья опрыскиваются обычным лаком для волос, чтобы создалась клейкая основа, на которую наносят стеклянную крошку.

После высыхания лака лист аккуратно помещают в печь на керамическую бумагу вверх стороной, покрытой крошкой. Затем сверху кладут лист стекла и запекают. Сам натуральный листик сгорает, а его отпечаток спекается со стеклянной основой.

Я использовала эту технику с прозрачным стеклом. Но можно использовать и матовое стекло. Тогда лицевая сторона изделия будет та, что при обжиге была нижней.

В заключении…

Действительно, возможности при работе с печеным стеклом безграничны.

Методов и приемов, наверное, тысячи!

Это и различные примы отекания в керамические и на нержавеющие формы.

Одно многослойное отекание чего стоит!

Стекло может имитировать и венецианскую мозаику (техника «Плавленый тераццо»), и искусственный камень.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Стекло в объятиях Огня: Руководство по фьюзингу» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я