1. Книги
  2. Научно-популярная литература
  3. Кайрос О'Хара

От рунических знаков до языка Вселенной

Кайрос О'Хара (2010)
Обложка книги

Какие языки могут называться священными? Какой алфавит самый древний? Какими знаками были записаны Скрижали Завета? Существует ли универсальный язык Вселенной? В этой научно-познавательной книге рассказывается о возникновении и развитии письменности Человечества, о происхождении языков, чисел, символов и знаков. В ней рассматриваются древние языки и алфавиты, а также языки искусственные, давно забытые, тайные и магические, как например, письменность острова Пасхи и язык математических констант.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От рунических знаков до языка Вселенной» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Евразийская революция письменности

Средиземноморье, Ближний Восток и передняя Азия в древности.

Следующим этапом на пути к буквенной письменности стало слоговое письмо. Это была принципиально новая идея, рождение которой требовало очень высокого уровня абстрактного мышления. Если первые идеографические системы стали возникать в четвертом-третьем тысячелетиях до нашей эры, то слоговые появились только во втором-первом тысячелетиях до нашей эры. И здесь, как вершина метаморфоз евразийских видов письменности, появляется Финикийское письмо, положившее начало всемирной культуре письма.

Пеласги создали культуру письма мирового значения, называемого финикийским письмом, и от него произошла письменность многих ближневосточных народов, в частности древнееврейская. Но до сих пор нет ясности в вопросе о неожиданном, феноменальном появлении самого финикийского алфавита. Вот мнение одного из ведущих авторитетов в этой области, Д. Дирингера:

«Главным в возникновении алфавита является не изобретение знаков, а создание алфавитной системы письма… Насколько нам известно, ни одна силлабо-идеографическая письменность не стала алфавитной без воздействия какой-либо другой алфавитной письменности, и это в историческом плане более важно, чем материальное происхождение отдельных знаков.…Основная проблема — проблема происхождения алфавита — остается и по сей день нерешенной».

Финикийский алфавит не мог появиться внезапно, учитывая, что пеласги все-таки были выходцами с Балкан и Причерноморья, где уже тысячелетиями существовали руническая письменность и цифрография — в общем так называемое “винчанское” письмо. К тому же они были знакомы и с хеттским иероглифическим письмом, и линейным слоговым письмом еще времен минойской цивилизации. К этому времени были распространены и месопотамская клинопись, а первые прототипы шумерской письменности были найдены современными археологами в трипольской культуре (совр. Украина, Молдова, Трансильвания и юг России) и датируются они 3500–3200 г.г. до нашей эры. То есть в арсенале у пеласгов были все виды письменности, активно применяемые в то незабываемое время великого переселения народов. Кто-то из величайших сынов этого народа, а возможно и целая группа талантливых изобретателей создали с учетом богатейших традиций новый, революционный вид письменности, который послужил основой как латинице, так и кириллице. Еще раз подчеркиваю, вся наша древнейшая история многократно убеждает нас своими выдающимися примерами в том, что все мы, независимо от сегодняшней национальной принадлежности, в сущности происходим из одного корневого народа, распределившегося по всей планете, и у этого народа была одна проторелигия — поклонение огню и Богу-Солнцу, так или иначе проявлявшаяся в религиозных воззрениях как ариев, так и египтян, индусов, персов, южноамериканских народов, японцев и т. д. Также и письменность складывалась из рисуночных картинок, рунических символов, разнообразных иероглифов, лишь немного видоизменяясь в зависимости от творческой привязанности к той или иной местности и исторической ситуации. Человеческое сознание независимо от своего местонахождения удивительно похоже впитывает из информационного поля Вселенной все, что оно способно воспринять на данном этапе развития. И вот когда уже наступило время для взрывного перехода на новый уровень восприятия и передачи информации — сразу произошла трансформация многовекового и разнообразного наследия Человечества в удобную, практичную форму письменности, используемую нами и по сей день. Пеласги не были носителями этой грамоты, они оказались в нужном месте в нужное время, они оказались в эпицентре, на стыке величайших культур Человечества и сумели обобщить все наработанное, так как были крайне заинтересованы в этом. Уж кому как не им, великим торговцам и путешественникам необходима была простая и понятная форма записи и межнационального общения, счета и учета, система распределения знаний по всем своим колониям и поселениям, разбросанным по всему Средиземноморью. Что называется — нужда заставит.

Финикийцы создали особое слоговое письмо, которое состояло из 22 простых по написанию знаков. Каждый знак обозначал согласный звук либо же сочетание этого согласного с любым гласным, для гласных же знаков не существовало. В консонантном письме один и тот же знак С передает звукосочетания C, Ca, Ce, Ci, Cu, Co и читающий подбирает нужный гласный звук в зависимости от необходимого контекста. Из всех письменностей консонантное письмо является наиболее экономным по числу употребляемых знаков, а также скорости изучения. Однако тексты, написанные консонантным письмом, трудны для однозначного прочтения. Финикийцы не писали гласные буквы, и по этой причине их алфавит занимает промежуточное положение между слоговыми и буквенно-звуковыми системами письма.

Здесь показана этапность преобразований (1) — древнеегипетских иероглифов и понятий в (2) — промежуточное видоизмененное египетское иероглифическое письмо, применяемое различными народами на Синайском п-ове и Ханаане вплоть до 1200 г.г. до н. э. (протосинайское письмо). И далее, возникновение (3) — финикийских букв, на основе которых произошел (4) — греческий алфавит. Названия греческих букв — это преимущественно финикийские слова. Греческий историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев.

Названия финикийских букв соответствуют названию тех предметов, форму которых эти буквы напоминали: например, название буквы «альфа» (А) происходит от финикийского слова «алеф» — бык (первоначальная форма этого знака напоминала голову быка); «бета» — от финикийского слова «бет» — дом (первоначально она была упрощенным рисунком плана дома), гимель — угол.

На картинке финикийское письмо.

Само слово «алфавит» является сочетанием финикийских слов «алеф» и «бет». «Бет» иногда произносилось, как «вита».

Из финикийского развилось арамейское письмо. Ученые считают, что от них появились восточные и кавказские алфавиты — арабский, еврейский, грузинский, армянский, индийский и, даже, тайский с тибетским. В общем, практически все современные виды письменности, кроме китайских и восточноазиатских иероглифов.

Начиная с IX в. до н. э. финикийское письмо стало быстро распространяться во многих странах. Буквенные знаки как в финикийском, так и греческом письме располагались в определенном порядке. Но в греческом языке, в отличие от финикийского, гласные звуки играют такую же роль, как и согласные. В финикийском языке было много гортанных звуков, чуждых грекам. Соответствующие этим звукам финикийские знаки греки использовали в качестве букв для обозначения гласных звуков. Таким образом, греки приспособили финикийское письмо к особенностям своего языка, и в результате этого у них постепенно возникло буквенное письмо, т. е. алфавит, где каждый знак обозначает не слово или слог, а определенный звук.

Греческий алфавит состоит из 24 букв. Сначала вид букв был подобен финикийскому и писались они справа налево. Затем было внедрено написание обратное — слева направо. К 9 веку сложился окончательный, так называемый уставный вид. На базисе древнегреческого алфавита сформировался латинский, а латынь затем стала основой алфавитов всех западноевропейских языков.

От греческого алфавита также произошел и церковнославянский, составленный уроженцами города Фессалоники (Салоники) братьями Кириллом и Мефодием. Так впоследствии возникла кириллица.

Самые древние финикийские надписи были найдены во время раскопок в древнем городе Библе, у подножия Ливанского хребта. Они относятся к X в. до н. э. Писали финикийцы справа налево. Свои записи они фиксировали на папирусе и камне, на глиняных табличках. Их сохранилось крайне малое количество.

Археолог Притчард в 1972 году при раскопках селения Сарепта, в прошлом расположенного между древними финикийскими городами Сидоном и Тиром, обнаружил глиняный кувшин с надписью, которая, возможно является самой ранней из выполненных финикийским письмом. Надпись на кувшине датируется началом XIII в. до н. э., то есть выполнена во времена переселения пеласгов на территории Ханаана и образования ими первых финикийских государств. Ранее, в 1923 г. французский египтолог Пьер Монте обнаружил каменный саркофаг в одном из склепов Библа, древнего финикийского города. Сейчас он хранится в Национальном музее Бейрута, столице Ливана. Всемирно известен саркофаг (длиной в 2.3 м) прежде всего надписью, которая опоясывает крышку и выполнена финикийскими буквами. Эта надпись была сделана около 1000 г. до н. э., хотя окончательная дата еще не подтверждена. Она приводится здесь с одним из вариантов перевода:

«Гробница, которую Иттобал, сын Ахирама, царя Гвала [Библа], сделал отцу для его обители в вечности. И если какой-нибудь царь или иной правитель или любой военачальник нападёт и откроет гробницу, пусть его властный скипетр сломается, пусть его царский трон перевернется, и пусть мир покинет Гвал; что до него самого, пусть от него не останется даже надписей».

* * *

Разработав свою письменность, финикийцы стали вести архивные записи, создавали книги и исторические хроники событий. Знаменитый историк Иосиф Флавий утверждал: “Есть у тирян с давних времён весьма тщательно сохраняемые летописи, в которых записаны достопамятные дела, происходившие у них и совершённые против других”. Греческий историк Диодор связывает наименование внешнего моря “океаном” с путешествиями и записями финикийцев. Слова «Европа» и «Азия» происходят от финикийских слов «эреб» и «асу» — «запад» и «восток». Происхождение слова “Африка” берется от финикийского корня ф-р-к.

И что же сохранилось из финикийского наследия? После ужасающего уничтожения Александрийской библиотеки мы не располагаем никакими письменными источниками финикийского происхождения за исключением небольших малозначащих фрагментов. Пеласги, как и современные люди, писали на бумаге довольно понятным для нас текстом. А до нашего времени сумело дойти в основном лишь то, что было начертано другими народами на твердых носителях, не подверженных воздействию пожаров и прочих катаклизмов. Интересно, на чем именно хранили свои познания древние атланты или лемурийцы? Если на флешках и дисках, или картах памяти, на бумажном и пленочном носителе, как мы сейчас себе это позволяем — то понятно почему это не дошло до наших дней. То ли дело пирамиды и монументальные здания египтян, испещренные иероглифами — вот где настоящая забота о потомках! Египтяне сумели донести до нас многие нюансы своей жизни, вплоть до рецептов своей кухни и искусства макияжа египетских красоток. Видимо, египтяне усвоили чьи-то заботливые уроки, или осознали ошибки предыдущих им цивилизаций.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «От рунических знаков до языка Вселенной» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я