Мифическая космография. Путевые заметки

Максим Александров

Мифическая космография повествует о той части архетипической реальности, которая может быть представлена «географически» – как описание «стран», «миров», «планет», «путешествий». Три предыдущие книги этой серии я посвятил описаниям архетипической реальности в письменных источниках, как самых ранних, так и недавних. Задумав эту книгу, я обратился к четверым современным «психонавтам» -визионерам с предложением «пройти» древними маршрутами…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифическая космография. Путевые заметки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Максим Александров, 2017

ISBN 978-5-4490-0186-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Архетипическая реальность соотносится с тем уровнем сознания, который обычно называют подсознательным или сверхсознательным, — с миром снов, видений, откровений, галлюцинаций, — но в той его части, где он выходит за пределы чисто индивидуального, субъективного и переходит в область всеобщего, повторяющегося, являющегося раз за разом, независимо от стран и эпох (хотя и облачённым в разные одежды).

Мифическая космография повествует о той области архетипической реальности, которая может быть представлена «географически» — как описание «стран», «миров», «планет», «путешествий».

Три предыдущие книги этой серии я посвятил описаниям архетипической реальности в письменных источниках, как самых ранних, так и недавних. Тема эта восходит к глубокой древности. Шаманизм — распространённая по всему земному шару среди первобытных (и не очень) народов практика — основан именно на «путешествиях», совершаемых душой шамана, находящегося в состоянии транса. Картина мира во всех древних цивилизациях базировалась как на результатах астрономических и географических наблюдений, так и на подобном опыте переживания и интерпретации архетипической реальности. Причём «протонаучные» и «шаманские» описания оказывались согласованными в рамках единой модели, принятой и санкционированной традицией. Этот архаичный синтез оказался очень живуч и, по сути, создал язык и для всех более поздних учений, продолжающих говорить об «эфирном» и «астральном» (звёздном) мире, выходе души из тела и т. п. Да и модель Мирового яйца при исследовании мифической космографии по-прежнему актуальна.

Рассмотрению этих традиций и архаичных моделей реальности посвящена книга «Шаманской тропой: Введение в мифическую космографию». Основное внимание в ней уделено архетипам «трёх миров» и «четырёх сторон света»1.

Три мира: верхний, нижний и океанский (или переходный).

Первый соотносится с миром богов, небесами, северной полярной областью небосвода, Мировой горой, центром.

Второй — с подземельями, миром мёртвых (часто инфернальным), болезней и бесов, трещиной в мироздании, открытой в хаос, невидимой частью небосвода.

Третий — с водами, «нижними» небесами, горизонтом, периферией, миром демонических противников богов (не обязательно враждебных человеку) и магических иллюзий; как переходный мир он расположен и выше, и ниже поверхности земли — мира людей.

Стороны света также исключительно важный архетип, равно моделирующий пространство «физическое» и «внутреннее» пространство трансперсонального опыта. За редким исключением (имеющим астрономические объяснения), север — область смерти и демонов; юг — жизни, роста, огня, страсти, становления; запад — океанский, переходный, магический, амбивалентный, связанный с тайными знаниями; восток — изначальная страна первотворения. «Алхимические» архетипы — нигредо, альбедо, рубедо — моделируют движение с севера через запад на юг или из нижнего мира в средний и верхний.

Мировое яйцо — это модель мироздания, в которой земля в центре («желток») последовательно окутывается сферами («белком») — стихийной, эфирной, астральной, — где каждая последующая имеет более высокий статус, постепенно приближаясь к божественному миру — Эмпирею. Более подробно эта модель рассмотрена в книге «Восхождение к Сфере Разума», посвящённой «мифокосмографическим» сюжетам в художественной литературе и искусстве и откровениях мистиков Нового времени. Сферы Мирового яйца хорошо накладываются на векторы трёх миров и сторон света, придавая им глубину: путник-психонавт, двигаясь в любом направлении, пересекает их последовательно.

Третья книга — «Дороги и тропы» — посвящена мировым мистическим традициям: «миры», описываемые мифической космографией, оказываются маркерами «стоянок», стадий на пути духовного совершенствования, приближения к Абсолюту.

Познакомимся с описываемой в этих книгах «картой» чуть более подробно.

Архетипическая модель космоса

Сферы

Три вектора — небесный, адский и океанский (переходный) — могут рассматриваться как по принципу взаимного отражения, так и иерархически.

В первом случае Центральная Мировая гора Небес противостоит Конусу (бездне) Ада как верхняя и нижняя часть вертикали, а переходный мир — это условная плоскость-горизонталь, ей почти перпендикулярная2.

В космологической версии Мирового яйца верх — это область северных полярных созвездий; низ — область, невидимая из северного полушария, вблизи Южного полюса мироздания; океанский мир — область звёзд, восходящих и заходящих за горизонт, условно в воды вселенского океана. Наклонная «плоскость земли», по которой проходят маршруты мифических странствий, соответствует эклиптике.

Но часто мы видим другую — геоцентрическую — модель, в которой ад — это направление «под землю», небесные сферы верхнего мира окружают землю, как оболочки яйца — желток, а переходный мир оказывается областями, ближайшими к поверхности земли сверху и снизу. И естественно, они не равноценны.

Для удобства современного читателя эту картину можно условно соотнести с современной научной моделью. Тогда:

сфера вод — это гидросфера: воды поверхностные, подземные и атмосферные — в тропосфере;

сфера воздуха — стратосфера;

холодная мезосфера хорошо соотносится с мифическим ледяным хребтом,

а термосфера (с температурой в 150 градусов) — с хребтом огненным (сферой огня).

Выше лежит эфирная сфера — это, так сказать, «экзосфера».

Дальше начинаются уже астральные миры, где проходят пути планет (нижний астрал) и звёзд (верхний астрал). Понятно, что в геоцентрической модели они будут восприниматься тоже как сферы, окружающие Землю. Но там, на границе нижнего и верхнего астрала, появляется архетипический образ «Духовного Солнца» — высших миров, образующий новый центр притяжения.

Чередующиеся слои мыслились и внизу — внутри Земли. (Сфера подземного огня здесь, допустим, — слой вулканических магм).

Иерархия миров

Для восприятия стихийных сфер характерны амбивалентные или опасные существа, лабиринты, заставы. При направлении «вверх» — образы небесных вод, бурь, злых духов. При направлении «вниз» — чистилища, образ многослойной земли, «нижних земель». По горизонтали — водные пространства (в основном на западе), пустыни (главным образом на востоке), неведомые земли, монстры.

Рубеж стихийной и эфирной сфер может восприниматься как место сражения (например, между силами света и тьмы), место суда, сфера Луны, горы льда и огня.

Эфирный мир имеет чёткую полярность между земным раем (обычно на востоке — северо-востоке) и адом3 (как правило, с входом на западе — севере). Пространство между ними — это океанский мир — область полубогов/даймонов. Здесь же (или отчасти в стихийной сфере) находятся так называемые континенты — кешвары, двипы и т. п. — места обитания параллельных человечеств, оставшихся на уровне золотого/серебряного века. Характерны также образ Водной бездны — Устья рек, куда проваливаются мировые воды, — и образ Мировой реки, ниспадающей с небес/горы на землю, а также Источника или Древа мудрости.

Рубеж эфирной и астральной сфер нередко воспринимается как стена, граница неба и земли, Окружающая Мировая гора.

Нижний астральный мир описывается как ряд концентрических стен Небесного града, как концентрические хребты, как «семь небес», как планетные сферы. С ним связаны «власти мира сего», благие и злые ангелы, или дэвы и асуры, астральные (звёздные) образы, пути восхождения и нисхождения души, «небесные страны», образ Мирового древа.

Рубеж нижнего и верхнего астрала часто связывается с верхним океаном, образами Древа Жизни, Огромной птицы, Солнца (Духовного).

Верхний астрал — это небесный рай, небесные дворцы, страна богов во главе с восседающим на троне небесным царём (или «вице-королём»), вершина Мировой горы, истинная родина человечества.

Выше находится Эмпирей — мир божественного присутствия и завес, отделяющих его от нижних миров.

Движение шаманскими тропами по «плоскости земли» тоже предполагает последовательное пересечение границ «сфер» от стихийных до астральных. Именно здесь решающее значение имеет направление по сторонам света, в зависимости от выбора которого будет меняться и наблюдаемая картина.

Примером такого маршрута в художественной литературе может быть путешествие Фродо в трилогии Толкина. Здесь стороны не совпадают с архетипическими и связаны с иной ценностной системой (запад — добро, восток — зло4), но сам маршрут актуализирует последовательно ряд базовых архетипов5.

Сфера земли представлена Вековечным лесом с его хранителем — земным богом Бомбадилом, чуждым космическим войнам света и тьмы.

Сфера вод — буйными водами Бруинена, снежно-ледяными хребтами Мглистых гор (соответствие — неодолимый ледяной хребет на границе с эфиром). Здесь же эльфийская «чистая земля» в Раздоле.

Сфера огня — в виде Лабиринта — пещерами Мории.

Граница стихийного и эфирного слоёв с полем бесконечной битвы света и тьмы представлена всей «линией фронта» вдоль Андуина — там происходит действие второй и третьей частей трилогии.

Полюса эфирного слоя — земной рай и ад — соотносятся с Лориэном и Мордором, с окружающими его болотами. Хребты и стены Мордора находят соответствие в городе Дит — инфернальных областях астрала — с эпицентром в бездне Роковой горы. Астральный контрполюс инфернальному востоку — Небесный мир, предельный заморский запад — Валинор, образ верхнего астрала.

«Души»

С описываемыми сферами в мифологиях связаны определённые «души», или «тонкие тела» человека, позволяющие «входить в них».

Эмпирею соответствует высшая душа, никогда не покидающая небеса, — нешама каббалы или виджняномайякоша индуизма.

Высшему астралу — дух — рух (исл.), руах (иуд.), Ум (антич.). В древних системах эта душа рассматривалась как отдельное небесное существо, покровительствующее человеку,6 — его фраваши или даймон (гений). Также это жизненная сила, даруемая свыше. После смерти человека возвращается на небеса7.

Низшему астралу соответствует разумная душа, или Сердце8. Способность к рациональному и этическому суждению. Совесть. Она выступает свидетелем на суде.

Собственно душа — психе, человеческая душа — субъект посмертного воздаяния — соответствует эфирному миру9.

Слоям стихийного мира соответствуют:

огненному — душа вожделеющая, нафс10 — эгоцентрированная психика, рассудок, полностью поглощённый обслуживанием машины желаний;

водно-воздушному — так называемая свободная душа архаических систем, двойник11, «тело сновидения»;

сфере земли — животная душа — витальное начало, способность желать и волить12;

физическому — душа тела, растительная душа, сила жизни, рассеивающаяся после кончины тела.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифическая космография. Путевые заметки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Число может быть доведено и до семи, включая направление вверх (зенит), вниз (надир) и центр.

2

Почти, поскольку она наклонена так, что юг (и восток) оказывается ближе к «верху», а север (и запад) — ближе к «низу».

3

С ним связан также образ демонов ада (см., например, семь залов нечистоты в иудаизме).

4

В соответствии с «асурической» мифологией германцев и кельтов.

5

Архетипы стихийных сфер проанализированы в книге «Восхождение в Сферу Разума».

6

Возможно, ему соответствует египетское Ба.

7

Соответственно, в высших системах обретший/актуализировавший это уровень сознания человек тоже посмертно восходит на небеса (на Солнце, в Рай, в свою звёздную родину).

8

Сердце отнюдь не рассматривалось как вместилище эмоций, противопоставляемое разуму. Соответствует скорее суперэго.

9

Эго.

10

Понятие «нафс» в исламе может относиться и к эго, т. е. человеческой душе.

11

Возможно, соответствует египетскому Ка.

12

Фрейдовский Ид.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я