Новые бродяги

Марина Сергеева, 2017

О чем эта книга? Конечно, о путешествиях. А еще о свободе. И немножко о любви. Здесь собраны десятки людей и событий и перемешаны самым причудливым образом. Готовы присоединиться? Тогда в путь.

Оглавление

Глава шестая

Книги vs. Музыка

— Ты серьезно собираешься всё это таскать с собой? Ты забыла, мы же новые бродяги? Все нормальные люди давно скачивают электронные книги. Ты что, не можешь обойтись без бумажного антиквариата? — Костя в недоумении разводил руками.

Рита второй час металась по двухэтажному книжному магазину города Новосибирска, куда они прибыли вчера вечером девятичасовым поездом из Омска.

Магазин был прекрасен, с удобной навигацией и мягкими диванами, которые так и манили присесть с приглянувшейся книжкой. В одном отделе художественных товаров Рита провела полчаса, разглядывая холсты, пастели, кисти и баночки с краской. А теперь она накрепко окопалась в отделе публицистики и жадно просматривала новинки.

Да, Рита не могла без книг. Безусловно, как любой современный человек она читала электронные книги, и в телефон у неё всегда было закачано порядка двадцати книг одновременно, разных жанров и под любое настроение. В плане чтения Рита была почти всеядна, лишь бы было, что почитать. Без этого у неё начиналась «книжная ломка», день, проведенный без чтения, она считала потерянным, ей казалось, что мозг начинает атрофироваться. Но Рита не могла и без настоящих книг. Бумажных, в красивых обложках, которые так приятно подержать в руках, полистать и отметить нужное место закладкой. Сколько она себя помнила, её всегда окружали книги: дома у родителей, у бабушки с дедушкой, у всех родственников и друзей родителей были обширные библиотеки. Обязательным подарком на любой праздник с самого раннего детства была книга. Да, были куклы, платья, конструкторы, сладости, но книга всегда была ожидаемым и без преувеличения лучшим подарком. Погружаясь в книжные миры, Рита забывала обо всем на свете. Повзрослев, она начала собирать свою библиотеку, коллекционировала редкие книги, за некоторыми буквально гонялась по разным городам и очень дорожила своим собранием. Как объяснить это Косте, она не знала. Да и не была уверена, что вообще хочет что-то объяснять.

— Рита, мы опоздаем, — взмолился Костя, — до концерта всего сорок минут, а до филармонии отсюда не близко. И есть очень хочется.

Да, есть хотелось нестерпимо. А впереди еще фортепианный концерт в знаменитом концертном зале имени А.М. Каца. Музыку Рита любила, но исключительно под настроение и в наушниках, где-нибудь в дороге или когда не спится на новом месте. Помпезные концерты, большие залы с фантастической акустикой, чопорная публика и бурные овации, этого Рита не понимала и всегда сторонилась. Поэтому сегодняшнее мероприятие — целиком затея Кости. Он, в отличие от Риты, большой ценитель классической музыки.

Наконец, она остановилась на трех книгах, хотя хотела бы забрать их все. В её рюкзак легли «Откровения молодого романиста» Умберто Эко, «Маленький принц» и большой альбом, иллюстрированный яркими фотографиями, «Сто самых красивых мест мира».

— Ну, хоть «Сто мест»-то оставь, ну куда нам такая дура великоформатная? — вздыхал Костя.

Но Рита и так отказалась от многих заинтересовавших её книг, так что больше не готова была сдавать позиции ни на йоту.

— Возьму, — решила она, — и буду отмечать те места, где мы побываем. А заодно и намечать дальнейший маршрут. Это мой навигатор.

— Пусть будет хоть навигатор, хоть трактор «Беларусь», только побежали уже, — сдался Костя.

Расплатившись, они выбежали на вечернюю улицу. Шел снег. Зябко ежась от пронзительно ветра, Костя с Ритой добежали до ближайшего кафе, где наскоро перекусили и уже совсем галопом побежали на концерт.

Красиво подсвеченная филармония сквозь снежную пелену смотрелась сказочным замком, и Рита даже притормозила, залюбовавшись.

На концерте Рита отчаянно скучала, не спасали ни визуализации на большом экране на заднике сцены с картинами природы и абстрактными фракталами в зависимости от темпа музыки, ни блестящие глаза Кости, растворившегося в музыке и зачарованно следившего за руками музыканта.

Проскучав с полчаса, Рита достала блокнот и начала записывать впечатления от только вчера дочитанной в поезде книги, благо в зале было достаточно светло.

***

Все началось по дороге в Санкт-Петербург. Перелистывая в «Сапсане» журнал, наткнулась на анонс книжных новинок. Сразу же в глаза бросился сборник рассказов Эмира Кустурицы «Сто бед». Все мы знаем Кустурицу как талантливого режиссёра, фильмы которого полны жизни и немного наивной, но такой искренней правды. А еще мы знаем Эмира как прекрасного музыканта. Свое жизнью и деятельностью он неустанно доказывает старую как мир истину — талантливый человек талантлив во всем. Оказывается, он еще и писатель, и нет никаких сомнений в том, что его книга окажется такой же правдивой и душевной, как фильмы и музыка.

И вот заветный томик у меня в руках. Небольшая книжица, всего шесть рассказов. Оторваться невозможно до последней страницы. А почему, в чем заключается обаяние Кустурицы — объяснить очень сложно. Я долго размышляла над этим, а потом поняла — это изнанка балканской жизни, другие Балканы. Совсем не такие, какими их видим мы, туристы, приезжая в отпуск на море или путешествуя на машине с водителем, когда тебя выпускают на улицу только там, где можно, красиво, безопасно. Остальное остаётся за кадром. А за кадром сама жизнь — повседневная, порой весёлая, порой трагическая, но настоящая, без прикрас, если хотите, изнанка Балкан.

И все это на фоне невероятных боснийских пейзажей.

***

Рита мысленно возвращалась из горной страны со старинными традициями и обрядами, существующими до сих пор, с протяжными народными песнями, с горными ландшафтами, от которых захватывает дух, в холодную заснеженную реальность Новосибирска с классической музыкой в похожей на башню сказочной принцессы филармонии.

Могла ли она тогда хотя бы предположить, что очень скоро увидит своими глазами и боснийские пейзажи, и жизнь без прикрас, и много такого, о чём даже не помышляла?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я