1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Марина Хробот

Древние Славяне. Соль. Книга первая. Крещение

Марина Хробот
Обложка книги

В глухой славянской деревне Явидово идёт привычная жизнь. Люди занимаются домашним хозяйством, растят детей, почитают Древних Богов, влюбляются, женятся и хотят быть счастливыми. Но наступил XI век. По Руси идёт волна Крещения. Население городов и деревень сопротивляется новой вере, а она насаждается Огнём и Мечом. И скоро непонятная для населения новая Вера приходит в ближайший город Сукромлю, что сказывается на каждом жителе. Молоденькая охотница со странным, для того времени, именем Василиса мечтает о свадьбе с княжичем Милояром. Жители деревни Явидово о достойной встрече главного праздника зимы — Масленицы. Дядя Василисы о коне. Тётя Болеслава и её соседки о скорых лёгких родах. А вот Ведунья мечтает о спокойствии для себя и пяти деревнях вокруг. Но не всегда наши мечты исполняются, именно так, как нам хотелось бы.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Древние Славяне. Соль. Книга первая. Крещение» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Деревня Явидово. Княжич Гранислав

Две седмицы назад сестрица Умила опять поссорилась с супругом Переславом, не отпуская его в город Сукромлю к своему старшему брату. Умила боялась запоев мужа от которых тот отходил долго и тяжко, мучаясь похмельем и болями в сердце.

— Посыльный от твоего брата, князя Белогора был, значит нужно ехать! — кричал Переслав побелевшим гневным ртом. — Собирай подарки для князя и моего брата! — Еле справившись с собой, князь Переслав погасил голос. — Поедем поездом на двух санях, а я в своём возке.

Не желая веселить дворню руганью, Умила в гневе разбила две глиняные плошки и четыре горшка. За зиму была уже которая ссора, глиняная посуда кончалась.

Перед дворовыми было стыдно, они теперь ели из общего чугуна, как бедняки. Сама Умила перешла на берестяную посуду, а та быстро начинали течь от горячих взваров и похлёбок.

* * *

В последнюю хвылиноку[2] поезд в Сукромлю остановили. Княгиня напомнила о приехавшим дружиннике, посыльном от брата, беспробудно пившего второй день в дальней гостевой клети[3]. Молодца так и перевели в сани, до конца не проснувшегося. А тот, путаясь в одежде, всё беспокоился о своём коне:

— Где он? Накормили его?

— Да садись ты уже, — злился конюх Белян. — И накормлен и напоен твой жеребец, спи, не мешай ехать.

Посыльного из Сукромли, он завалил в сани, накидал сверху него сено и накрыл медвежьей шкурой.

И, наконец-то, князь Переслав с шестью дворовыми людьми отбыл в город, по пути собираясь навестить соседние деревни и договориться об Масленице в своей вотчине.

И всё время, с первого мгновения появления посыльного от брата, княгиню Умилу щемило тревожное ощущение надвигающихся неприятностей… или опасности.

* * *

После отъезда супруга, Умила села в поварне и, пересчитывая оставшуюся посуду, расстроилась. Не хватало плошек и горшков.

Повариха Радмила, вздыхая, поправляла ставшие ей узкими все четыре юбки на широких бёдрах.

— Нету посуды. — Радмила дёрнула на толстом животе завязку пояса. — От, ить, застряла… Я, Умилушка, больше с дворовыми из одного чугуна есть не могу, хлюпают они сильно, неприятно.

— А то! — в поварню вошел средний брат княгини Граня. — Сёструшка, давай-ка поеду я сегодня за посудой в Глины. — Красавец братишка поцеловал сестру в плечо, в расшитую оберегами шерстяную рубаху.

— Понимаю, — Умила оглянулась на Граню. — Скучно тебе сидеть без дела. Езжай братец, обменяй у гончаров посуду на продукты.

Нагрузив расписные сани окаменевшими от мороза мешками с пшеном, подмороженными овощами, мешком с выпечкой и бочонком со свиной солониной, Гранислав пристроил вслед им свёрток с женской обувкой — две пары красных сапог, расшитые конопляной нитью, да ещё с голубыми и зелёными стеклянными бусинами по внешней стороне.

Подскочивший молоденький Творемир накрыл обменный товар меховым волчьим одеялом. И всё уже было готово для отъезда, когда к саням, подметая длинными подолами юбок снег, в соболином полушубке, накинутом на тёплую рубаху, подошла Умила, тронула пухлыми пальцами сапоги.

— Ты смотри, сколько добра набрал, Граниславушка. Обмениваться? Нет, ты поехал кобеляться, — сердилась сестра. — Тебе дворовых баб мало или деревенских? Ты в каком дому еще уд[4] свой не пристроил? А? Кому везёшь обувку? Милославу или его гончарам? Не слишком жирно за горшки-то платишь?

Конюх и Творемир мелко хихикал, прикрывая щербатый рот, а сам Гранислав обнял в немалом теле сестру и поцеловал в румяную холодную щёку.

— Умила, в мороз какая у гончаров работа? Не протопишь мастерскую, не разогреешь глину, не прожаришь горшки в печи. Посуда сейчас в цене.

— Не ври мне, — стала успокаиваться Умила и улыбнулась. — Гончары мужики — не бабы, им в расшитой обуви не ходить. Чего ты там нового увидишь у тех баб? — И она показала рукой на себе между ног, прогибая плотную ткань юбок и понёв[5]. — У всех одинаково устроено, вдоль. Только сиськи бывают больше-меньше, да задница толще или круглее.

Дворовые мужики, да ещё вышедшие из трёх домов-пристроек их жены так и сели в смехе на ступеньки крылец.

Гранислав проворчал:

— Бабы там, сестрица ты моя любимая, пахнут по-другому. — Обернувшись и повысив голос, он продолжил, поглаживая свою коротко стриженую бородку. — Не то вода у них особая, не то они глиной пот под мышками замазывают.

Творемир и конюх повалились в сугроб от смеха, чуть не попав под копыта толстобрюхого коня Топыча, заводимого для запрягания в сани.

Сестра, улыбаясь, внимательно оглядела брата. Вроде бы одет тепло. Сапоги в три кожи, меховые порты мехом внутрь, кручёная верёвка на поясе, шерстяной мятль[6] на рубахе, поверху княжья шуба из рыси, крытая дорогой тканью. На голове бобровая шапка с ушами до плеч.

— Не замёрзнешь. — Успокоилась Умила и, по установленному обычаю, приложила ладони к плечам Грани. — Довези посуду и особо не балуй, на твой век баб да девок хватит. Храни тебя Боги, минуй тя Упыри. И про соль не забудь! У нас-то не больше пуда осталось. — И тут же усмехнулась. — Мех-то на портах ничего не защекочет?

— Ой, Умила, Умила, — Граня сделал серьёзное лицо. — Не ёрничай. А порты я надел на льняное исподнее, не помру от щекотки.

Со стороны скотного двора к саням подошла пёстрая коза с чёрным пятном на лбу, потыкалась в сено розовым широким носом и жалобно заблеяла.

— Пёс-псом наша коза, — улыбнулась Умила. — Скучает по князю. Чего она так привязалась к этому козлу?

— Сестрица, не говори громко. — Тихо сказал княжич. — Не надо супруга ругать при других.

Со двора донесся крик доярки Зденки:

— Берёзка, зар-раза! Вот, бегает от меня, и не хочет доиться.

— Берёзка Переслава ищет, — усмехнулась Умила. — Значит, князь скоро будет дома.

Подхватив верёвку, тянущуюся от шеи козы, подбежавшая Зденка, одетая по-простому, в тулуп и серые рубахи с юбками, повела её на дойку на скотный двор. Огреть козу прутом или ладонью, как другую скотину, она не смела. Берёзку иногда доил сам князь и даже разговаривал с нею, а она его слушала и мекала в ответ.

Примечания

2

Хвылина — минута (древне слаянский)

3

Клети — небольшие комнаты, дальше основной в длинных сенях, в сторону схода к скотному двору.

4

Уд — фаллос, пенис, хуй.

5

Понёва — Тип юбки, составленной из трёх тканых полотнищ, в каждой деревне или области особой расцветки и узора.

6

Мятль — тёплая вязанная одежда.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я