1. Книги
  2. Общая психология
  3. Мария Игоревна Рыжкова

Один год из жизни школьного психолога. Полезные материалы, творческий подход, честная история

Мария Игоревна Рыжкова
Обложка книги

Когда психолог приходит работать в школу ему чаще всего не понятно, как будет выстроена его работа. Эта книга — помощник, она создаст опору и поддержку начинающему специалисту, предложит полезные материалы и размышления о первом годе работы. Автор книги — Мария Рыжкова, психолог, преподаватель психологии, исследователь — поделится личным опытом, раскроет творческий взгляд и отметит ценность даже одного года работы в школе.

Автор: Мария Рыжкова

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Один год из жизни школьного психолога. Полезные материалы, творческий подход, честная история» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 8 «Необходимые профессиональные качества»

Каждый психолог знает, что для того, чтобы заниматься профессиональной деятельностью необходимо обладать определенными качествами. Но какими же качествами важно обладать именно школьному психологу? Давайте разберемся.

Коммуникабельность

Работа школьного психолога — это ежедневное взаимодействие с разными людьми. Через школу проходит огромный поток — среди них ученики, их родители, родные и близкие, учителя, работники школы, а порой и другие люди, оказавшиеся в этом здании. Психологу часто требуется взаимодействовать с большинством из этих людей. Так, например, навык общения может понадобиться в таких формах работы:

— Индивидуальная консультация с учеником / родителем / педагогом;

— Групповая лекция / занятие в классе;

— Выступление на родительском собрании;

— Выступление на педагогическом совете;

— Групповое практическое занятие / тренинг;

— Просветительская встреча для педагогов;

— И так далее.

Может случиться так, что психолог не силен в публичных выступлениях, но отлично справляется с индивидуальными консультациями. И это нормально. Кроме того, школа — это отличная возможность роста и развития, поэтому данный навык можно развить. Постепенный контакт с все большим количеством людей со временем становится привычным. Небольшие выходы в классы и общение с учениками с каждым разом дают больше уверенности. Опыт приобретается со временем, как и уверенность выступления среди большого количества людей. К тому же всё же вы сами составляете свой план и от каких-то выступлений в первое время можно отказаться и подойти к ним со временем.

Эмпатия

Не секрет, что психологи должны уметь сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Несомненно, и школьному психологу важно обладать таким качеством. А именно — понимать и улавливать эмоции других людей, проявлять эмоциональный отклик при общении, уметь поставить себя на место другого, ощутить то, что чувствует человек. К эмпатии можно добавить отзывчивость и доброжелательность — не пройти мимо ребенка в слезах, помочь испуганному ученику почувствовать себя в безопасности, создавать атмосферу спокойствия и бережного отношения очень важно.

Стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость необходимое качество в работе школьного психолога. Это и спокойное, ровное реагирование на проявления детей — их активность, эмоциональность, иногда конфликтность, шумливость, баловство. А также это и стрессоустойчивость по отношению к ситуациям, связанным с проявлениями взрослых. А именно — во время общения с родителями, а также с педагогическим коллективом, при общении с руководством. Зачастую некоторые педагоги или руководители могут не осознавать значимость проделанной психологом работы, а также предъявлять ложные или завышенные ожидания. Данные ситуации могут травмировать школьного психолога в зависимости от его эмоциональной устойчивости и восприимчивости. Именно поэтому важно вырабатывать определенную стрессоустойчивость по отношению к разным ситуациям, постоянно происходящим в школе.

Инициативность

Инициативность — это качество, необходимое для места, где достаточно много свободы и творчества. Не каждая школа обладает такими характеристиками, иногда она скорее является дисциплинированной и структурированной, где вся будущая работа психолога уже расписана по определенным шагам. Но работа школьного психолога может иметь довольно творческий характер. В целом — как сложится судьба школьного психолога в том или ином учреждении будет скорее зависеть от взгляда руководителя на цели и задачи психологической деятельности. Если же руководитель дает больше свободы в действиях, то в таком случае психологу не обойтись без «инициативности». Проявление инициативы — это импульс, запускающий многие интересные проекты, инициируемые психологом. И здесь важно не бояться ошибок, ценить собственные идеи и стремиться к их воплощению. Благодаря этому работа может стать очень интересной и насыщенной, а также позволит психологу реализовать свой потенциал.

Рефлексия

Конечно, рефлексия — это то качество, которым, так или иначе, уже обладает психолог. Однако если мы говорим о первом опыте работы в школе, психологу важно ежедневно наблюдать и периодически анализировать различные процессы. В этом может помочь ведение журнала ежедневной работы, где фиксируется выполненные задачи каждого дня. Однако фиксировать и другие моменты можно мысленно, отмечая, к примеру, свои реакции на те или иные события, отклик других, сильные или слабые стороны личности педагога-психолога и многое другое.

Стремление к развитию

Психология — та сфера, в которой обучение не останавливается после завершения университета. Это та область, где учиться необходимо на протяжении всей жизни, ведь речь идет о работе с внутренним миром человека, который достаточно сложен и объемен. Школьный психолог будет часто узнавать новое и совершенствоваться в разных областях. Поэтому важно обладать именно личным желанием узнавать и открывать новое.

Креативность и нестандартность мышления

Есть некоторые вещи, которые воспринимаются как «скучные» и «неинтересные» в работе школьного психолога. Однако любую профессиональную задачу можно выполнить с интересом и любопытством, всё зависит от формы, которую психолог будет использовать. Так, например, психологу необходимо рассказать какую-то тему ученикам: он может задать форму лекции и просто передать информацию детям, однако можно придумать и другие формы — например, викторину, лекторий, дискуссионный клуб, выставки, игры, или и вовсе посредством создания плакатов, буклетов, инфографики или анимации, которую можно отразить на стенде, на сайте школы или повесить на доске. Творческое мышление, проявление креативности и исследовательская позиция — могут преобразить любую, даже самую простую задачу и привнести в неё что-то особенное, а самое главное не даст заскучать психологу.

Ответственность

Работа психолога в целом очень ответственна. Важно, чтобы специалист осознавал степень ответственности, которую он несет ежедневно, входя в стены учреждения. Работа с внутренним миром человека — это весьма аккуратный процесс, в котором главное не навредить. Тема ответственности в работе школьного психолога не проста. Поскольку в школе взаимодействие с ребенком обеспечивает не один психолог, а также педагоги, классные руководители и другие специалисты, не всегда ответственность ложиться лишь на плечи одного человека, важно это помнить и отслеживать, а иногда разделять ответственность и работать над проблемой в команде.

О книге

Автор: Мария Рыжкова

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Один год из жизни школьного психолога. Полезные материалы, творческий подход, честная история» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я