1. книги
  2. Рукоделие и ремесла
  3. Михаил Белоусов

Стендап импровизация. Дневник комика-лентяя

Михаил Белоусов
Обложка книги

Книга, которую вы сейчас держите, продолжает исследование стендап-импровизации. Новые идеи, упражнения и личный опыт автора представлены в виде дневника. Это настоящий мотивационный манифест, призывающий заниматься любимым делом и преодолевать любые трудности на своем пути. Также эта книга будет интересна людям всех творческих профессий: ведущим мероприятий, сценаристам, актерам, авторам, журналистам. Полезные и практичные приемы в юморе здесь описаны простым и понятным языком.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Стендап импровизация. Дневник комика-лентяя» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ММШ

С момента первого выступления и по сей день каждое выступление для меня чудо. Импровизация — это крылья, которые появляются, как только совершаешь прыжок в бездну без страховки. На этот адреналин подсаживаешься и уже не можешь без него жить. И даже если ты ударишься об дно, как бы тебе ни было больно, стыдно и неприятно, не стоит переживать и расстраиваться, это всего лишь очередная точка опоры, чтобы вновь оттолкнуться и взлететь.

Только на третий год безостановочных выступлений в формате стендап-импровизации (2, 3, 4 выступления в неделю) ко мне пришло осознание того, как много придется поесть невкусного (сами знаете чего), чтобы, поработав над ошибками и найдя новые ходы в стендап-импровизации, можно было чувствовать себя более-менее подготовленным.

Мое видение того, каким должно быть импровизационное one man show, поменялось в течение времени. Вот к какому выводу я пришел в своем исследовании: стендап-импровизация не равно общение с залом. Стендап-импровизация не исключает общение со зрителем, так это неотделимая часть шоу даже в классическом стендапе. Но это и не болтовня, даже если очень смешная. Так как импульс для комедии стендап-импровизатору вполне возможно получать без него.

Моментальный мозговой штурм (сокращенно МаМаШа)это целый ряд шаблонов и матриц, через которые можно прогнать импульс из зала. Используя принцип МаМаШа, можно значительное время импровизировать одному комику, не прибегая к помощи дополнительных импульсов из зала самостоятельно. Тем самым сокращая время на общение с залом, которое в значительной мере может сбавлять динамику выступления и рассеивать внимание зала. Конечно, если из зала поступает еще один импульс, то его всегда уместно применить дополнительно, вплетая в свою комедию, для усиления эффекта импровизации. На зрителей это всегда производит положительный эффект.

«Мамашу» можно выразить следующим образом. Получив импульс из зала (будь то звук, ситуация, фраза или слово), мы пропускаем его через матрицу, задавая вопросы:

— Если это правда, то что еще правда?

— Что было, если бы этого не было?

— Как пришли к этому? (Что было до этого?)

— Если это было бы в другом месте и в другое время?

Приведу пример. На выступлении присутствует «женщина-чайка»1. Ее смех является импульсом для комедии. Комику лишь требуется последовательно пропустить через матрицу Мамаши.

Если это правда, то что еще правда?

Если этот смех чайки, то, возможно, чайки ее понимают. И они могут обмениваться информацией с помощью такого смеха. Далее нужно привязать ситуацию, которая происходила до этого момента, под этот разговор, чтобы достичь комедийного эффекта. И показать это в своем отыгрыше.

Что было бы, если бы этого не было?

Вполне возможно, именно чайки научили людей смеяться. И если не было чаек, то и люди бы не смеялись. А если не смеялись люди, то мир существовал бы без комедии.

Как пришли к этому? (Что было до этого?)

Расскажите историю, как женщина получила такой смех. Может быть, он перешел по наследству. Как он претерпевал изменения, когда переходил по наследству. Устройте эволюцию смеха, от птеродактиля до чайки.

Другой вариант, устроить кастинг по подбору звуков для чаек. Если до этого на шоу уже были какие-то звуки, на которые вы обратили внимание публики, то обязательно используйте их в своем «кастинге».

Веселитесь. Это же ваше шоу!

Если это было бы в другом месте и в другое время?

Представьте зрителям ситуацию в любом другом месте, где этот смех чайки не ожидаешь услышать. Например, дома они общаются исключительно на языке чайки. А как это происходит на ее работе? Фантазируй.

Железное правило. Шуток у комика должно быть в разы больше, чем импульса! Комик должен больше рассказывать, чем спрашивать у зрителей. В противном случае комедийное шоу может превратиться в ток-шоу.

«..хочу стать крутым комиком. Хочу славы и популярности и миллион денег за концерт. Хочу доказать себе, что я могу. Я же стараюсь и я работаю над собой в стендап-импровизации. У меня должно получиться все! Я представляю себе, что когда-нибудь на меня обратят внимание в интернете: подписчиков станет много, а может, продюсер обратится… До последнего верю в себя и стремлюсь. Скорее всего, единственный шанс пробиться — это выкладывать контент в YouTube, в социальные сети и надеяться, что все свершится.

Мой внутренний голос постоянно пытается разуверить меня, что у меня что-то получится на сцене. Голос пытается заставить сомневаться в самом себе. Порой мне кажется, что я не справлюсь и сойду со своего пути.

Вчера договорился с одним баром о проведении своего шоу. Если получится и соберется народа человек тридцать, то я буду счастлив. Это то самое выступление, о котором мечтал почти год.

Если все так и будет, то какая моя следующая задача? Ведь я замечаю, некоторые ребята, с которыми я выступал в одном городе, сдаются по достижении какой-то цели и не ходят на открытые микрофоны. Я не собираюсь останавливаться! И клянусь, не буду сдаваться и буду продолжать выступать и самосовершенствоваться! Если мне повезет, то добьюсь славы по стране и за рубежом, чтобы гастролировать и получать миллионы в месяц, как делают уже известные комики. Я достоин!

Мои цели:

— делать свое часовое шоу один-два раза в месяц (а может, и все четыре раза в месяц);

— выступать в новогодние каникулы и собирать полные залы;

— было бы неплохо собрать полный зал театра и кинотеатра.

Как мне это сделать? Как мне собрать зрителей на свое шоу?»

Следующую запись в своем дневнике я делал накануне моего первого часового импровизационного шоу. Ранее я делал шоу «Истории». Но там половина времени программы была посвящена рассказам людей о необычных случаях из жизни, на которые я пытался шутить. Перечитывая свои наивные записи сегодня, спустя какое-то время, меня умиляют мои аффирмации. Но если они работают, то только в добрый путь! А по поводу славы и популярности и миллионных гонораров за выступление сейчас могу сказать, что это до сих пор приводит меня в трепет. Но также осознаю, моя сверхцель — стать круче в комедии. Круче себя самого вчерашнего, позавчерашнего. Круче самого себя год назад. В конечном счете хочу достичь такого уровня, когда ты можешь выйти на сцену любой площадки и рассмешить любую публику. Причем продолжительное время. Кто знает, возможно, еще через пару лет я вновь скорректирую свои планы.

«…я работаю ведущим мероприятий, работа хорошая, в тепле, да и деньги неплохие, но почему же я все равно стремлюсь выступать на стендап сцене? Почему не пропускаю ни одной возможности, приезжаю и в жару, и в холод, чтобы выступить 3—5 минут на открытом микрофоне? Во-первых, дело в огромной любви к сцене. Во-вторых, хочу прокачать свои мозги и заточить максимально остро на юмор. В-третьих, для себя я вывел простое сравнение, которое мне все объясняет: работа ведущего мероприятий — это как ремонт обуви, а стендап — производство. Есть услуги, а есть продукт! Какой бы ты классный ведущий ни был, приходят не на тебя, а к тем, у кого праздник. Какой бы красивый и эрудированный ведущий ни был, он лишь дополняет, направляет, координирует, обслуживает (называйте как хотите) праздник. А комик производит тот продукт, на который приходят люди. И в этом гигантская разница!»

Примечания

1

Чайка. В комедийной среде этот термин характеризует человека, который громче всех смеется на стендап-концерте и имеет необычный заразительный смех, напоминающий крик чайки.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я