Чудеса и удивительные аспекты Корана

Мухаммад ‘Али Ризаи Исфахани

Настоящее издание представляет собой сокращенный вариант книги «Исследование научных чудес Корана», которая выдержала в Иране несколько изданий и стала предметом пристального внимания научного сообщества. Эта книга посвящена тематическому комментированию Корана, которое обычно осуществляется двумя способами: 1) традиционная кораническая экзегеза, когда классифицируются и анализируются темы самого Корана; 2) современная экзегеза, когда темы эксплицируются из общественной жизни человечества, после чего сопоставляются с текстом Священной Книги, что проясняет точку зрения Корана по тем или иным вопросам. В данном издании применяется второй способ тематического комментирования. Автор обращается к тексту Корана при разъяснении научных вопросов, а некоторые коранические вопросы рассматривает с позиции экспериментальных наук. Настоящее издание рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся духовной культурой мусульманского мира.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудеса и удивительные аспекты Корана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть вторая

Коран и космология

Введение

Ночное небо и ослепительные звёзды на нём всегда вызывали тревогу в сознании людей и привлекали внимание учёных. Одна из отраслей человеческой науки была посвящена познанию небес, звёзд, их планет и спутников и стала называться астрономией (‘илми хайат или нуджум) и космологией (кейханшенаси).

В Священном Коране этому великому явлению Творения также уделяется огромное внимание, о нём говорится во многих айатах. В Коране порою содержатся призывы к размышлению над вопросами сотворения небес и Земли, а иногда встречаются в этом плане научные предвидения, которые были доказаны современной наукой спустя многие столетия после ниспослания мусульманского Священного Писания, что служит доказательством научного чуда Корана.

Здесь нами будут рассмотрены и проанализированы отдельные айаты Корана, в которых затронуты вопросы космологии и космической физики.

1. Вопрос: Как началось зарождение Вселенной?

Мысль о порядке возникновения Вселенной всегда занимала умы людей. Во множестве айатов Священного Корана на то встречаются соответствующие указания. В этом плане высказали свои идеи и учёные-космологи. Часть учёных даже пытались путём сопоставления коранических айатов с некоторыми научными теориями доказать существование в Коране научных чудес. Этот вопрос заслуживает отдельного критического рассмотрения. Экзегеты и учёные в этом плане сосредоточили своё внимание на следующих айатах:

«Потом Он обратился к небу, которое было [лишь] дымом [24]» [Коран, 41: 11].

«Неужели же неверные не знают, что небеса [25] и Земля были единым целым и что Мы разделили [26] их и сотворили всё живое из воды? Неужели же они [и после этого] не уверуют?» [Коран, 21: 30].

Научные теории о зарождении Вселенной

1. Теория «Большого взрыва» (Big Bang)

Данная теория была выдвинута в 1900 г. и до сих пор большинством астрономов считается оптимальной. В кратком изложении она состоит в том, что около 20 миллиардов лет тому назад всё существующее в мире вещество и энергия были сконцентрированы в очень маленькой плотной точке, которая взорвалась и через несколько секунд после взрыва со скоростью, близкой к скорости света, распространилась во все стороны. По истечении незначительного количества времени, от нескольких секунд до нескольких лет, вещество и энергия отделились друг от друга. Все компоненты нынешней Вселенной возникли из сердцевины этого первоначального взрыва.

Сторонники этой теории утверждают, что галактики, звёзды и планеты всё ещё находятся под влиянием ускорения, происходящего от того же взрыва, и всё ещё с огромной скоростью удаляются друг от друга. Данная теория была подтверждена в 1919 г. наблюдениями Эдвина Хаббла.

Стивен Уильям Хокинг, известный астроном современности, после своих разъяснений относительно «первоначального взрыва» и начальных его этапов вплоть до образования горячих газов [27], ссылается на исследование автора данной теории ― советского и американского физика-теоретика и астрофизика Георгия Гамова (1904–1968).

Доктор Эрик Белл считает, что Вселенная прошла восемь этапов развития [Белл (б. г.). С. 51–52].

2. Теория стационарного состояния

Данная теория была предложена в 1940 г. английским физиком-космологом Фредом Хойлом. В кратком изложении эта теория выглядит так: Вселенная однородна не только с точки зрения пространства (принцип космологии), она не меняется также и с течением времени. Настоящая теория не зависит от такого события, коим является «большой взрыв».

Согласно этой теории, состояние растяжения или расширения Вселенной признаётся, но её сторонники убеждены, что среди удаляющихся друг от друга галактик постепенно появляется новое вещество, которое, также постепенно, формирует атомы водорода, образующие новые звёзды.

3. Мир плазмы

Незначительное количество учёных-астрономов видят Вселенную через призму модели шведского учёного Ганса Альвина. Согласно его теории, 99 % обозримой Вселенной (главным образом звёзды) состоит из плазмы. Плазма — это ионизированный газ, электронные составляющие которого отделены друг от друга [28]. Плазма иногда называется четвёртым [29] агрегатным состоянием вещества. Авторы этой теории убеждены, что «большой взрыв» никогда не происходил, а мир наполнен гигантскими электрическими зарядами и огромными магнитными полями. С этой точки зрения мир вечен и управляется посредством электромагнитной силы. Поэтому мир не имеет определённого начала и предвидимого конца. А галактики образовались примерно 100 миллиардов лет тому назад.

4. Мир «малых» взрывов

Другая группа астрономов предлагает иную теорию стационарного состояния, хорошо сопоставимую с астрономическими наблюдениями. Согласно этой теории, мир не имеет начала и конца. Вещество создаётся посредством постоянно происходящих «малых взрывов» и, вероятно, под воздействием таинственных квазаров. По утверждению сторонников этой теории, мир постепенно расширяется, в результате чего образуются галактики (см.: [Виллард и др., 1955. С. 34–50]).

Научные тайны айатов (41: 11; 21: 30) и некоторые моменты их трактовки

1. Относительно первого упомянутого нами айата (см.: [Коран, 41: 11]) некоторые экзегеты говорят:

Словосочетание «небо, которое было [лишь] дымом» показывает, что в начале Творения небеса состояли из широкого и великого скопления газов. Данное утверждение полностью соответствует последним научным исследованиям о начальной стадии Творения. Многие небесные светила существуют в виде сжатого скопления газов и дыма (туманности) [Макарим Ширази, 1994. Т. 2. С. 228].

2. Относительно значений слов «соединённость» (ратак) и «расчленённость» (фатак) небес и Земли в приведённом нами айате [Коран, 21: 30] экзегеты предложили наличие трёх вариантов:

а) соединённое состояние (ратак) небес и Земли — это указание на начальную стадию Творения, при которой, по мнению учёных, совокупность веществ в этом мире существовала в форме единого великого скопления высокотемпературных газов, постепенно распадавшегося под воздействием внутреннего взрыва. В результате образовались звёзды и планеты, в частности наша Солнечная система и земной шар. А мир и поныне находится в состоянии расширения.

В некоторых преданиях от членов Семейства [30] (‘а) встречаются соответствующие указания на данную трактовку [Макарим Ширази, 1994. Т. 13. С. 494–495; Ал-Хавизи, 1964 (пояснения к 30-му айату суры «Пророки»)];

б) под «соединённостью» (ратак) понимается ещё и однородность вещественных компонентов Вселенной, которые в состоянии взаимной сплочённости выступали в виде единого вещества. Но постепенно вещества отделялись друг от друга и приобрели новые составы, после чего на небесах и на Земле возникли различные формы флоры, фауны и всевозможных существ (см.: [Табатабаи, 1973. Т. 14. С. 278–279]);

в) соединённость небес означает, что вначале вовсе не было дождей, а под соединённостью Земли подразумевается, что в то время на ней не было никакой растительности. Но Бог отсоединил их друг от друга и ниспослал дождь с небес, а на Земле сотворил различные растения.

Во многих преданиях от членов Семейства (‘а) встречаются указания на третье значение.

Но возможно, что в упомянутом выше айате подразумеваются все три трактовки [31].

3. У Ма‘рифата встречается подробное рассуждение относительно 30-го айата суры «Ал-Анбийа’» («Пророки»). Он считает, что третий вариант трактовки противоречит смыслу айата, признавая предания [Кулайни, 1982. Т. 8. С. 95, 120], соответствующие этой трактовке, «слабыми».

Что касается второго смысла (зарождения всех существ от одной плотной вещи), то в этом случае он приводит предания от Катады [32], Са’ида б. Джубайра [33], ‘Икримы [34], Ибн ‘Аббаса [35] и Фахра Рази [36] и называет этот смысл (см.: [Рази, 1991. Т. 22. С. 163]) достаточно популярным взглядом в прежние эпохи и сегодня.

Затем со ссылкой на Абу Муслима Исфахани он утверждает, что слово фатак (‘расчленение’) означает созидание и проявление. Он считает, что данная трактовка соответствует словам ‘Али (‘а) из книги его проповедей, писем и афоризмов «Путь красноречия»: «Затем раскрыл (или расчленил) Он пространство между вышними небесами» [Имам ‘Али (б. г.). Проповедь 1. С. 8].

Кроме того, Ма‘рифат находит подтверждение вышесказанному и в Коране: «Потом принялся Он за небо, которое было [лишь] дымом, и повелел ему и Земле: „Предстаньте [предо Мною], хотите вы того или нет“. Ответили они: „Предстанем мы по воле доброй“» [Коран, 41: 11]. В этом айате «дым» (духан) означает первоначальное вещество для создания небес и Земли, а слово «предстаньте» (и’тийа) употребляется в смысле созидательного повеления. На основе этого айата учёный делает вывод о том, что первоначальное вещество существовало раньше самих небес, и Бог из этого вещества создал формы (сувар) небес [37]. Со ссылкой на Тантави Ма‘рифат утверждает, что содержание этого айата является научным чудом [Тантави (б. г.). Т. 1. С. 199].

Затем со ссылкой на Лапласа и других авторов Ма‘рифат приводит научные доводы относительно зарождения Вселенной и приходит к выводу, что целью Корана не является изложение научных вопросов, тем не менее в нём имеются определённые указания на разделение небес, но истинный смысл этих слов нам неизвестен. Хотя научные теории соответствуют кораническим утверждениям, здесь мы не будем пытаться сопоставлять их с Кораном (см.: [Ма‘рифат, 1997. Т. 6. С. 129–139]).

4. Один из мыслителей в материале под названием «Первоначальное зарождение мира», рассматривая 11-й айат суры «Фуссилат» («Разъяснённые»), со ссылкой на различных учёных рассказывает о «первоначальном взрыве». В частности, он пишет:

Наука не только доказывает зарождение мира, но и показывает, что он зародился из газового состояния в результате большого взрыва; это случилось примерно пять миллиардов лет тому назад, а мир всё ещё находится в состоянии расширения [Ризайифар, 1996].

5. Ещё один современный автор, сравнивая рассматриваемые айаты (см.: [Коран, 41: 11; 21: 30]) с открытиями учёных, признаёт их в качестве доказательства того, что Коран — это чудо. Он пишет:

Астрономия доказала, что в начале творения небесные сферы в виде газа были сплетены друг с другом; позднее по истечении времени под воздействием сжатости и огромной плотности газы превратились в твёрдые тела. Эта научная реальность впервые была высказана два века тому назад известным французским математиком и астрономом Лапласом. Современная астрономия с её новыми достижениями говорит в пользу верности этой научной гипотезы Лапласа (цит. по: [Ифтихарийан, 1976. С. 335]; см. также: [Наджафи, 1998. С. 17–19]).

6. Доктор Морис Бюкай, рассматривая вышеуказанные айаты, выдвигает вопрос под названием «Основное направление мироздания с точки зрения Корана». В частности, он заявляет, что Коран подтверждает существование скопления газов с мелкими частицами, и говорит о своего рода процессе разделения (фатак) единого первоначального вещества, элементы которого вначале были прикреплены (ратак) друг к другу.

Затем он приступает к рассмотрению вопроса о сотворении мира, затронутого современными науками, и, утверждая, что «мир образовался постепенно из газового начала», пишет:

Наука способствует совершенствованию наших знаний. Так, в качестве примера (и только в качестве примера), возьмём зарождение Солнца и его производного продукта, то есть Земли. Процесс этот происходил посредством первоначального облачного скопления и его распада. Это именно то, что совершенно отчётливо изложено в Коране, где сказано о небесном «дыме», который вначале находился в состоянии единения, а затем перешёл в состояние разъединения [Бюкай, 1986. С. 189–201].

7. Вопрос: В 9—11-м айатах суры «Фуссилат» («Разъяснённые») говорится о сотворении Земли в течение двух периодов:

Скажи[, Мухаммад]: «Неужели не веруете вы в Того, кто создал Землю в течение двух дней, и равняете с ним других? Ведь это Он ― Господь миров. И воздвиг Он над землёй горы прочные, дал ей благословение и распределил на ней поровну за четыре дня пропитание для страждущих. Потом принялся Он за небо, которое было [лишь] дымом» [Коран, 41: 9—11].

В упомянутой суре Корана говорится о небесах и Земле. Если здесь подразумевается, что весь мир создан из газа, то почему о сотворении Земли говорится раньше, чем о сотворении небес, и даже добавлено слово сумма (‘затем’ или ‘потом’), что говорит о порядке следования (тогда как Земля является частью Вселенной и, естественно, должна была быть сотворена после неба)?

Ответ: Доктор Морис Бюкай, отвечая на этот вопрос, предложил своё научное видение, согласно которому в 27—31-м айатах суры «Ан-Нази‘ат» («Исторгающие») Священного Корана тема сотворения небес и Земли звучит в иной форме:

Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его, вознёс над [землёй] своды и довёл их до совершенства. Он сделал небо ночью тёмным и породил свет, потом Он простёр Землю, извёл из неё воду и пастбища [Коран, 79: 27–31].

В этих айатах упоминается, что небеса были сотворены раньше, чем Земля, и чередование их сотворения отмечается словосочетанием ба‘да залик (‘после того’ или ‘потом’). Морис Бюкай пишет:

Знание объясняет наличие вмешательства в два события созидания, то есть сотворения конкретно взятой звезды и её планеты или одной из её планет. Разве о таком вмешательстве (как уже было замечено) не упоминается в ясных изложениях Корана? [Бюкай, 1986. С. 188–201].

18. ‘Абд ар-Раззак Науфал на основе двух айатов, то есть 30-го айата суры «Ал-Анбийа’» («Пророки») и 11-го айата суры «Фуссилат» («Разъяснённые»), затрагивает вопрос о начале Творения, отмечая, что небеса и Земля вначале были единым веществом, а впоследствии разъединились.

А затем, сравнивая данный вопрос с научными теориями, характеризует его в качестве научного сообщения Корана, высказанного за много столетий до возникновения современных наук (cм.: [Науфал, 1984. С. 162–163]).

19. Ахмад Мухаммад Сулайман также на основе 30-го айата суры «Ал-Анбийа’» («Пророки») и новой научной теории о солнечной системе считает этот айат признаком сокровенного знания Пророка (с), характеризуя данное откровение как кораническую научную тайну (см.: [Сулайман, 1981а. С. 53–54]).

10. Сайид Хабат ад-дин Шахристани убеждён, что в айате «Потом Он обратился к небу, которое было [лишь] дымом…» [Коран, 41: 11] под словами «небо» (сама’) и «дым» (духан) имеется в виду атмосфера Земли, которую называют ещё и «воздушной сферой» или «паровой сферой» вокруг Земли.

Вначале он приводит значения слова «небо» (сама’) и считает, что в терминологическом плане оно означает «вышнюю вещь» («всё, что находится выше земли»). По его мнению, Бог тоже при использовании фраз и имён придерживается их прямого терминологического значения. Затем он утверждает, что в статьях религиозного характера слово «небо» используется в одном из следующих смыслов: первое слово эквивалентно понятию расположенного над нами воздуха и пустой атмосфере; второе означает огромное сферическое вещество, окружающее Землю (во многих случаях имеется в виду именно этот смысл): третье означает высоко расположенные сферы, а также земную сферу.

Затем упомянутый автор утверждает:

Когда возможно применять слово сама’ по отношению ко всем высоко расположенным вещам, то почему невозможно, чтобы небо над нашей Землёй состояло из паровой сферы, которая окружает земное пространство?

Далее он приводит десять категорий закономерных доводов (айатов и преданий), чтобы доказать, что под словом сама’ подразумевается именно эта сфера, состоящая из паров. Так, ко второй категории его доводов относится упомянутый нами 11-й айат суры «Фуссилат», а также предания, в которых говорится, что небеса созданы из дыма. А слово «дым» (духан) из упомянутого айата он воспринимает в смысле общеупотребительного слова «пар» (бухар).

В завершение он отмечает:

Из письменных сведений можно прийти к такому выводу, что под словом «дым» подразумевается именно «пар». И в связи с тем, что пар и дым исходят из единого источника или традиционно с самого начала считаются схожими, то названия «дым» и «пар» являются синонимами. В итоге упомянутые сведения говорят о том, что все семь небес, которые окружают Землю, созданы из пара [Шахристани, 1937. С. 131–145].

11. Некоторые современные учёные, рассматривая 30-й айат суры «Ал-Анбийа’» («Пророки»), пишут, что, согласно этому айату, небеса изначально представляли собой единое вещество, которое затем разделилось, и описание этого явления есть не что иное, как научное чудо Корана, и современная наука подтверждает это [Мухаммад ‘Али (б. г.)].

Кроме того, эти учёные считают содержание 9—11-го айатов суры «Ал-Фуссилат» доводом в пользу зарождения всего творения от «дыма» (см.: [Абд ас-Самад, 1990. С. 47]).

12. Мухаммад Камил ‘Абд ас-Самад после анализа содержания 9—11-го айатов суры «Ал-Фуссилат» признаёт их в качестве доказательства научного чуда Корана, ибо в них говорится о происхождении небес от «дыма».

13. Салим ад-Джаби, рассматривая теорию «Большого взрыва», после анализа 30-го айата суры «Ал-Анбийа’» с точки зрения терминологии и экзегетики, приходит к выводу, что между содержанием данного айата и теорией «Большого взрыва» есть полное соответствие; и даже в словах этого айата «Неужели же не знают неверные…» подразумеваются в целом неверные, и в частности европейцы, новая теория которых была изложена в Коране 14 веков тому назад (см.: [Ад-Джаби (б. г.). С. 106–111]).

Здесь необходимо подчеркнуть несколько моментов:

1. Слова Хабат ад-дина Шахристани по нескольким аспектам заслуживают критики [38].

2. Внешние аспекты утверждений айатов Корана о начале творения, которое началось с «дыма», в значительной степени совпадают с теорией «Большого взрыва». То есть внешний смысл Корана и наука свидетельствуют о том, что Вселенная вначале образовалась от высокотемпературных газов. Но в айатах Корана нет чётких высказываний относительно других компонентов теории «Большого взрыва» (например о первоначальном взрыве).

3. С учётом многочисленности теорий относительно начала творения и отсутствия их чёткого доказательства, в настоящее время не представляется возможным говорить об окончательном соответствии какой-либо из них коранической версии.

4. Если когда-либо теория «Большого взрыва» будет окончательно доказана, это будет служить подтверждением коранического научного чуда. Но в настоящем виде данное обстоятельство означает лишь изумительное сочетание между внешней стороной Корана и наукой.

2. Вопрос: Какова точка зрения Корана на этапы сотворения мира?

В Священном Коране, так же как и в Торе, в нескольких айатах встречаются упоминания о сотворении мира. Здесь нами будут рассмотрены этапы сотворения с точки зрения Корана и науки, затем укажем на точку зрения Торы по данному вопросу. В этом плане в Священном Коране встречаются несколько групп айатов.

Первая группа:

Воистину, ваш Господь — Аллах, который сотворил небеса и Землю за шесть дней [Коран, 7: 54] [39].

Вторая группа:

Аллах — Тот, Кто создал за шесть дней небеса и Землю и то, что между ними, потом воссел на троне [Коран, 32: 4] [40].

Напоминание. Видимо, под словосочетанием «небеса и Земля и то, что между ними» подразумевается совокупность всего бытия.

Третья группа:

Скажи[, Мухаммад]: «Неужели вы не веруете в Того, что создал Землю в течение двух дней, и равняете с Ним других? Ведь это Он — Господь [обитателей] миров и Он воздвиг над Землёй прочные горы, дал ей благословение и поровну распределил на ней пищу для страждущих на четыре дня. Потом Он обратился к небу, которое было [лишь] дымом, и сказал ему и Земле: «Предстаньте [предо Мной], хотите вы того или нет». Они ответили: «Мы предстанем по доброй воле». Он завершил это, сотворив семь небес за два дня, и каждому небу внушил в Откровении его обязанности. Мы украсили нижнее небо светильниками для охранения. Так предопределил Великий, Ведающий [Коран, 41: 9—12].

Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его, вознёс над [Землей] своды и довёл их до совершенства. Он сделал небо ночью тёмным и породил свет, потом Он простёр Землю, извёл из неё воду и пастбища и воздвиг неколебимые горы, чтобы вы и ваш скот [всем этим] пользовались [Коран, 79: 27–33].

Напоминание. В первой группе айатов содержание повторяется, а именно то, что Господь «создал за шесть дней (йаум) небеса и Землю».

Во второй группе айатов добавляется словосочетание «то, что между ними» (байнахума), то есть Господь «создал за шесть дней (йаум) небеса и Землю и то, что между ними».

Во второй группе айатов (9—12-й айаты суры «Фуссилат») в целом речь идёт о восьми днях, и в связи с этим возникают соответствующие вопросы.

Вопрос: Что подразумевается под словом «день» (йаум)? Разве можно ещё до сотворения Солнца и Земли и возникновения дня и ночи говорить о сотворении мира за шесть «дней» (промежуток времени от восхода до захода Солнца)?

Ответ: Данный термин по своей сути означает ограниченное и абсолютное время, как непродолжительное, так и короткое; как материальное, так и сверхматериальное; как день, так и сутки.

Слово «день» (йаум) в Коране использовано в нескольких значениях:

1. Время от восхода до захода Солнца [Коран, 2: 196].

2. Определённое количество (интервал) времени [Коран, 2: 140; 14: 5] [41].

3. Время, находящееся вне пределов материального понимания, такое как «Судный день» (ал-Йаум ал-ахир), «День воскресения» (ал-Йаум ал-кийама) и т. д. (см.: [Ар-Рагиб ал-Исфахани, 1953]; см. также: [Мустафави, 1992 (ст. «День»]).

Вопрос: Если под словом йаум подразумевается обычный день, то каким образом можно будет устранить противоречия между подобным пониманием и новыми научными достижениями (ведь утверждают, что Вселенная зарождалась в течение многих миллиардов лет)?

Ответ: С учётом описанного нами способа сотворения небес и Земли в течение шести дней (йаум) следует отметить, что под словом йаум (‘день’) подразумевается «эра» или «этап». На этой основе и решается вопрос о противоречии между достижениями науки и утверждением о сотворении небес и Земли в течение шести дней. Ибо если в упомянутых айатах имеются в виду не обычные (от восхода до заката Солнца) шесть дней, то никакие противоречия возникнуть не должны. И достижения науки могут быть совместимы с утверждением о сотворении мира за шесть дней.

Вопрос: Что подразумевается под словами «небеса» (самават) и «земля» (ард)?

Ответ: Словом самават (‘небеса’) в словарях обозначается всё, что расположено высоко над чем-либо; а вещь, расположенная снизу, обозначается словом ард

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудеса и удивительные аспекты Корана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

24

Дым (араб. духан) — то, что возникает в результате пламени и огня. См.: [Ар-Рагиб ал-Исфахани, 1953 (ст. «Дым»)].

25

Небеса (араб. сама’). — В терминологическом плане это слово означает верхнюю сторону, а в Коране используется в различных значениях, в частности: ‘верхняя сторона’ (14: 24), ‘земная атмосфера’ (50: 9), ‘стороны разные’ (41: 14), ‘духовное небо’ (32: 5) и т. д.

26

В Коране соединение, слияние всех вещей воедино («были единым целым») обозначается арабским словом ратак, а разъединение, расчленение («разделили») — словом фатак. См.: [Ар-Рагиб ал-Исфахани, 1953 (cт. «Соединение» и «Разъединение»)].

27

Хоккинг пишет: «С течением времени существующие в Галактике газы — азот и гелий — разделялись на части, похожие на облака, которые притягивались друг к другу и соединялись. Затем под воздействием высокой температуры начались атомные реакции и образовались похожие на наше Солнце звёзды.

Солнце является звездой второго или третьего поколения, образовавшейся около 5 миллиардов лет тому назад из туманности, состоящей из вращающихся газов, составляющих содержание прежних суперизлучений» [Хокинг, 1993. С. 145–149].

28

Плазма (от греч. πλάσμα ‘вылепленное’, ‘оформленное’) — полностью или частично ионизированный газ, который может быть как квазинейтральным, так и неквазинейтральным.

Слово «ионизированный» означает, что от электронных оболочек значительной части атомов или молекул отделён, по крайней мере, один электрон. Слово «квазинейтральный» означает, что, несмотря на наличие свободных зарядов (электронов и ионов), суммарный электрический заряд плазмы приблизительно равен нулю. Присутствие свободных электрических зарядов делает плазму проводящей средой, что обуславливает её заметно большее (по сравнению с другими агрегатными состояниями вещества) взаимодействие с магнитным и электрическим полями. — Примеч. пер.

29

Широко известны три агрегатных состояния вещества: твёрдое, жидкое, газообразное. — Примеч. пер.

30

Имеются в виду 12 имамов — предводителей исламской общины, к ним относятся ‘Али б. Аби Талиб и одиннадцать его преемников на посту имамата из его же рода, которые, будучи родными и близкими, внуками и правнуками Пророка (с), именуются в целом членами его Семейства. — Примеч. пер.

31

В пользу большей вероятности третьего значения свидетельствует труд Макарима Ширази «Образцовые комментарии» (Тафсир «Немуне»). Но первый и второй варианты трактовки также в широком значении не противоречат смыслу данного словосочетания. См.: [Макарим Ширази, 1994. Т. 13. С. 394].

32

Катада — незрячий, один из выдающихся экзегетов, ученик Хассана Басри (ум. 744 н. э.) — Примеч. пер.

33

Са’ид б. Джубайр — известный экзегет, ученик Ибн ‘Аббаса, был убит по приказу ‘аббасидского халифа Хаджжаджа в 713 г. — Примеч. пер.

34

‘Икрима — подзащитный (мавали) и ученик Ибн ‘Аббаса и Са’ида б. Джубайра (ум. 721). — Примеч. пер.

35

Ибн ‘Аббас — двоюродный брат Пророка Мухаммада (с), собиратель рассказов (хадисов) о высказываниях и поступках Посланника Аллаха (с). — Примеч. пер.

36

Фахр Рази — Фахр ад-дин ‘Абд Аллах б. Мухаммад (1149–1209), видный представитель аш‘аритского калама (исламской схоластики), уроженец иранского города Рай, один из сторонников сближения философии и калама. — Примеч. пер.

37

Затем он добавляет, что в Торе также имеется указание на зарождение всех существ от единой основы. То есть Бог вначале создал первоначальную субстанцию, после чего посмотрел на неё устрашающе, и под воздействием Его взгляда она перешла в состояние воды. Затем Он создал из этих материалов небеса и землю и отделил их друг от друга.

Ма‘рифат, приведя эти высказывания со ссылкой на Фахра Рази (cм.: [Рази, 1991. Т. 22. С. 162]), говорит: «Из начальной части Торы эти утверждения изъяты».

38

Во-первых, он использует слово «небо» (сама’) в трёх значениях, но, как нами было отмечено, в Коране данный термин употребляется в более широком смысле.

Во-вторых, под словом «небо» (сама’) в 11-м айате суры «Фуссилат» («Разъяснённые») он подразумечает «земную атмосферу», тогда как ранее рассмотренные нами 9—12-й айаты этой же суры отчётливо говорят о том, что под этим словом подразумеваются небеса и внеземные сферы, так как в начале Откровения говорится о сотворении Земли («[Он] создал землю в течение двух дней»), после чего напоминается о сотворении небес, которые состояли из дыма («Потом Он обратился к небу, которое было [лишь] дымом»). В следующем айате разъясняется, что были сотворены семь небес и на одном из них, ставшем небом над миром, были установлены звёзды («Он завершил это, сотворив семь небес за два дня, и каждому небу внушил в Откровении его обязанности. Мы украсили нижнее небо светильниками для охранения»). Следовательно, под словом «небо» подразумевается не атмосфера вокруг земли.

В-третьих, он использовал слово «дым» (духан) как «сферу вокруг земли, состоящую из пара». Но 11-й айат суры «Фуссилат» не даёт нам никакого основания для отказа от лексического значения слова «дым» — «то, что образуется вслед за пламенем огня» — и придания айату аллегорического значения — «пар», ибо для этого лишь кажущегося сходства недостаточно.

Конечно, возможно, что в преданиях слово «пар» (бухар) использовано в смысле «дым» (духан) ― как учёный показывает на основе многочисленных преданий. Но, во-первых, эти предания с точки зрения достоверности вызывают сомнение. Во-вторых, не исключено, что под словами «пар» и «дым» подразумеваются мелкие частицы, от которых образуются все вещества (такие как водород, кислород и т. д.), а такие словосочетания, как «водяные пары», использованы в связи с доступностью их для понимания.

39

К этой группе относятся и другие айаты. См.: [Коран, 10: 3; 11: 7; 57: 4].

40

К этой группе относятся и другие айаты. См.: [Коран, 25: 59; 50: 37].

41

Кроме того, данный смысл приводится также в некоторых преданиях. См.: [Имам ‘Али (б. г.). Проповедь 390; Бухрани, 1955 (Тафсир «Бурхан»). Толкование 54-го айата суры «Ал-А’раф»]; см. также: [Макарим Ширази, 1994. Т. 6. С. 300].

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я