1. Книги
  2. Социальная психология
  3. Н. В. Мазурова

Антропология семьи

Н. В. Мазурова (2025)
Обложка книги

Содержание учебника включает анализ ведущих мировых теорий развития семьи от древнейших времен до современности, культурных и социальных факторов, механизмов и закономерностей возникновения, формирования и функционирования семейной системы. Учебник снабжен выводами, контрольными вопросами и заданиями после каждой главы, общим списком литературы. Книга адресована студентам психологических факультетов, студентам педагогических вузов, а также всем, интересующимся проблемами семьи. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Антропология семьи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I

Семья в доисторические времена

1.1. Первый этап формирования семейных отношений

Согласно эволюционной теории развитие жизни на Земле от примитивных форм до цивилизации насчитывает сотни миллионов лет. Существование человечества не превышает трех миллионов лет. Цивилизационные формы человечества — это несколько десятков тысяч лет. Палеоантропологические исследования показывают, что зарождение примитивных семейных отношений происходило одновременно с формированием человечества в качестве биологического вида и формированием непосредственно «человеческого» в человеке.

Можно сказать, что человечество появилось именно вследствие становления основ семьи и семейных отношений.

Давайте вспомним границы исторических эпох, чтобы иметь возможность выстроить параллель между событиями человеческой истории и историей семьи.

Первобытное общество

Ранний палеолит (2,5 млн. — 100000 лет до н. э.)

Средний палеолит (100000 лет до н. э. — 40000 лет до н. э.)

Поздний (верхний) палеолит (40 000 лет до н. э. — 10000 лет до н. э.)

Мезолит (10000 лет до н. э. — 5 000 лет ж до н. э.)

Неолит (5 000 лет до н. э. — 3000 лет до н. э.)

Бронзовый век (3 000 лет до н. э. — 800 лет до н. э.)

Древний мир (776 г. до н. э. — первая Олимпиада — 476 г.н. э. — падение Западной Римской империи)

Средние века (476 г. — 1566 г. — Нидерландская буржуазная революция)

Раннее средневековье — V–X в. в.

Высокое средневековье — XI–XIII в. в.

Позднее средневековье (Возрождение, Ренессанс) — XIV–XVI в. в.

Новое время (1640 — Английская революция — 1914 — Первая мировая война)

Новейшая история (XX–XXI вв.)

Если рассматривать первый этап — первобытное общество, то необходимо признать, что объективных исторических данных о той семье в настоящее время у ученых крайне мало. Этнографическая реконструкция (изучение влияния природных, климатических, социальных условий на жизнь и деятельность людей) позволяет отчасти компенсировать этот пробел и воссоздать картину жизни человека в доисторические времена.

Наши предки имели общественную организацию в форме человеческого стада. Они были подчинены общей для этого стада стратегии поведения: поиск еды, защита от врагов, от холода и жары и т. д. Человек не имеет длинных когтей, острых зубов, большой мышечной массы, он не может долго бежать с большой скоростью, быстро лазать по деревьям, плыть под водой. Он весьма уязвим. Обеспечить относительную безопасность могло только объединение в группу. В условиях повышенной опасности, сокращения ресурсов питания, снижения температуры воздуха человеческое стадо было едино и действовало как целостная биосоциальная система, сплоченная и организованная. Иначе было не выжить. Безусловно, возникали проблемы власти, распределения добычи в условиях острого дефицита продуктов питания, конкуренции за лучших самок и т. д.

Как в это время строились отношения между полами? Предполагается, что правила поведения в древнем стаде определялись принадлежностью индивида к половозрелым группам. Основной доминирующей фигурой был вожак (самый сильный, умный, уравновешенный половозрелый самец), а в случае его отсутствия самая сильная половозрелая самка. Ближе всего к вожаку располагались наиболее сильные и активные люди, на периферии сообщества находились дети, старики и слабые особи. Иерархическая структура, конечно, ярко проявлялась при распределении пищи и наиболее привлекательных самок. Гипотетические предположения о доминировании самцов в человеческом стаде не дают оснований считать, что самки играли только пассивную роль. Даже поверхностные наблюдения за поведением животных свидетельствуют о большом разнообразии межполовых отношений, а человек все-таки организован более сложно.

Считается, что развитие семейных отношений эволюционировало от агамных, промискуитетных (беспорядочных, неконтролируемых, никем не регулируемых) к эндогамным (ограниченным пределами одной социальной группы), а затем экзогамным (с запретом сексуальных отношений между членами родственной группы) и моногамным отношениям. В решении этого вопроса до сих пор нет единодушия среди ученых.

Достоверно установлено следующее. Переход древнего человека к прямохождению вызвал у самок сложную анатомофизиологическую перестройку, которая осложнила процесс беременности и родов, соответственно, привела к росту их смертности. Антрополог и анатом А. В. Валуа на основе анализа ископаемых материалов пришел к выводу, что в эпоху палеолита продолжительность жизни женщин из-за родовых травм была значительно короче, чем у мужчин. Соответственно, женщины в человеческом стаде приобрели высокую ценность, что ощутимо снизило уровень агрессии в их адрес. Можно сказать, что уже на этом этапе начало формироваться отдельное, более аккуратное и трепетное отношение к женщине. Кроме того, начали появляться первые «человеческие» формы отношения к детям. Вожак запрещал обижать детёныша грудного возраста из-за риска его потерять; в случае опасности самки уводили или уносили маленьких детей; в случае сиротства детёныша другие самки кормили его грудью.

! To есть первый, примитивный кодекс внутрисемейных отношений уже формировался в эту доисторическую эпоху.

Около 2,5 миллионов лет назад древние люди овладели навыком изготовления орудий труда и охоты. Повысилась эффективность охоты, следовательно, снизился дефицит продуктов питания. С изменением условий жизни начали меняться и взаимоотношения в человеческом стаде: сократилось количество конфликтов, появился совместный труд по изготовлению орудий, совместное собирательство. Появилась новая задача: распределять «роли» и «функции», подчинять интересы индивида интересам всего сообщества.

Сложность изучения быта и построения отношений в древние времена обусловлена тем, что до наших дней дошло не так много свидетельств повседневной жизни древних людей. Археологи находят поселения, стоянки, исследуя которые можно составить примерную картину того, как выглядела первобытная община, чем занимались в ней люди как вели хозяйство. Одним из примеров таких находок является костёнковско-борщёвский комплекс стоянок в Воронежской области (45–40 тыс. лет до н. э.). В нём сосредоточено более 60 стоянок каменного века.

В Костенках найдены известные на весь мир фигурки, которые получили название «Палеолитическая Венера». Кроме того, найдены женские украшения из черноморских ракушек и песцовых клыков. В ту далекую эпоху женщины уже хотели себя чем-то украсить, хотели нравиться, формировался «женский» архетип поведения (через тысячелетия он сложится в «код женственности» на уровне баланса нейротрансмиттеров).

Найдены сложные, многокомпонентные орудия труда, которые люди держали в руке. В Костёнках жили охотники. Из шкур животных они делали тенты для жилья по типу чумов современных северных народов, а также одежду. Найдены орудия, при помощи которых выравнивалась кожа зверей для пошива из нее одежды. Мясо зверей употребляли в пищу. Найдены костровища, очаги. Это многоочажное, родовое поселение (до 9-10 очагов в одну линию). Вокруг поселения найден частокол из мамонтовой кости. Хозяйство было унифицировано. Мужчины охотились (признаки загонной охоты), женщины следили за очагом, готовили еду, воспитывали детей.

Венеры костёнковские. Десять палеолитических статуэток женщин, обнаруженных в Воронежской области. Выполнены из камня или бивня мамонта. Хранятся в Государственном Эрмитаже.

Для фигурок характерен единый художественный канон: округлые формы груди и живота, тонкие руки.

Украшение из ракушки, найденное при раскопках Костенковской стоянки людей

! 2,5 миллиона лет назад возникла первобытная община — прообраз будущей семьи, ее первая ступень

Первобытная община представляла собой объединение людей на основе кровного родства и совместного коллективного труда. В общей собственности первобытной общины находились определенные территории, орудия труда, хозяйственная утварь, жилище и продукты. Общины могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. В известном объеме существовала личная собственность: оружие, украшения и некоторые другие предметы. Власть в общине и система управления соответствовали первобытно-коммунистическим отношениям. Высшей властью было общее собрание всех взрослых членов общины. Повседневное управление делами осуществлял старейшина.

Достаточно долго в истории изучения семьи доминировала версия первичного патриархата, просто в виде предположений ученых XIX и XX веков. Однако, логично предположить, что молодые сильные мужчины в общине вели более подвижный образ жизни — охота, охрана общины и т. д. На месте оставались женщины, дети и старики. Наиболее активная взрослая женщина должна была взять власть в свои руки, чтобы организовать собирательство, приготовление пищи, накормить детей и т. д.

! Первая семья с высокой долей вероятности концентрировалась вокруг женщины.

1.2. Научные исследования первобытной семьи

И. Я. Бахофен и Д. Ф. Мак-Леннан одними из первых высказали мысль о том, что до патриархальной семьи в человеческой истории существовали еще какие-то более ранние типы организации отношений между полами и у родителей с детьми. Эти ученые не знали друг друга и работали параллельно. И. Я. Бахофен искал древнейшие формы семьи путем сравнения мифов, преданий, лексики. Д. Ф. Мак-Леннан шел этнографическим путем.

Джон Фергюсон Мак-Лённан (1827–1881), шотландский юрист и этнолог. В работе «Первобытный брак» (1865) предложил эволюционную теорию брака, а также системы родства согласно естественным законам. Он утверждал, что сообщество, организованное вокруг женщины — это базовая в эволюции модель, которая характерна для большинства представителей стадных существ в животном мире. В исследовании «Поколение животных и растений» (1869–1870) изложил теорию связи между социальными структурами и простыми религиями. Ввел термины «тотемизм», «эндогамия» и «экзогамия».

Иоганн Якоб Бахофен (1815–1887), швейцарский учёный, этнограф, религиовед. Положения из его работы «Теория материнского права» (1861):

• у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, «гетеризм»;

• такие отношения исключают возможность установить отца, поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии;

• матери пользовались уважением, доходившим до полного господства, «гинекократии»;

• переход к единобрачию вёл к нарушению древнейшей заповеди (право остальных мужчин на эту женщину).

Как писал М. М. Ковалевский: «Инициативе этих выдающихся умов (Мак-Леннана и Бахофена — ред.) мы обязаны самым удивительным из открытий, произведенных в наше время в области социологических изысканий. Оно показало, что индивидуальная семья, в том виде, в каком она существует в наше время, в начале развития человеческого общества не встречается. Вместе и тем мы видим семью матриархальную, не признающую никаких других родственных связей, кроме тех, которые соединяют ребенка с его матерью и с единоутробными родственниками.

Достаточно сложно составить себе вполне точное представление о народе, общественный строй и умственная жизнь которого совершенно противоположны нашему. Случайно забредший путешественник, более или менее поверхностный наблюдатель (таким были почти все исследователи жизни варваров) никогда не сможет раскрыть истинный смысл первобытной культуры. Поэтому не следует удивляться тому, что ходячий рассказ о туземцах Нового Света, Азии и Африки, отрывочные сведения греческих и латинских авторов о варварах древнего мира привели к полному отрицанию каких бы то ни было семейных связей в первобытном обществе.

Начиная с прошлого века для обозначения подобных половых отношений стали употребляться термины «промискуитет» и «гетеризм». При описании первобытного человеческого общества совершенно исключалось предположение о какой бы то ни было прочной организации, каком бы то ни было установленном обычае и порядке. А между тем, такое заключение находилось в явном противоречии с одним общераспространенным фактом, настолько бросающимся в глаза, что самый поверхностный наблюдатель вынужден был упоминать о нем. Я имею в виду родство по матери; другим словами, признание прочной и постоянной связи исключительно между ребенком и его матерью». (Ковалевский М.М. «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», 1939).

! Таким образом, в рамках человеческой общины вызревают родовые отношения, которые выстраиваются по линии матери.

Род — это коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнская или отцовская) от общего предка, носящих общее родовое имя. Род появляется на рубеже нижнего и верхнего палеолита (около 45 000 лет назад) одновременно с возникновением человека современного вида — Homo sapiens.

Род был организован по определенным правилам. В частности, обязательно соблюдалась экзогамия (др. — греч. «вне, снаружи» + ydpog «брак») — запрет на брак внутри рода. Этот запрет продолжает существовать до настоящего времени у некоторых народов: в Китае запрещены браки между однофамильцами, одинаковая фамилия считается признаком патрилинейного родства; у казахов запрещены браки с родственниками до седьмого колена. Большинство этнографов и историков первобытного общества полагали, что экзогамия была необходима для установления социального мира в коллективе, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы.

Максим Максимович Ковалевский (1851–1916), историк, социолог, академик Академии наук. Развивал историкосравнительный метод. Совершил три этнографические экспедиции, создал цикл работ по родовым отношениям, награжден большой золотой медалью этнографического общества. Основал в Париже Русскую высшую школу общественных наук. В 1906 г. был избран депутатом Государственной Думы, участвовал в антивоенном движении, номинировался на Нобелевскую премию мира. По его завещанию личная библиотека из 7190 томов передана в МГУ.

На материале собственных этнографических полевых исследований М. М. Ковалевский создал периодизацию развития семьи:

I. Матриархальная семья. Родство ведется по матери, главным добытчиком пищи и защитником считался брат матери, то есть дядя. В развитом матриархате, как это подтверждается обширным этнографическим и историческим материалом, господство принадлежало женщине. Когда заканчивается переход от охотничьего быта к пастушескому и земледельческому, возникает тяжелый физический труд, движимое имущество начинает делаться объектом семейной собственности. Этот факт совпадает с появлением патриархальной семьи.

II. Патриархальная семья. Имеет вид общины, состоящей из людей, которые находятся в родстве друг с другом, так как являются потомками одного отца, живут под одной кровлей и владеют своим имуществом сообща. Место полигамии начинает занимать моногамия. Многоженство сохраняется как способ получения рабочей силы. Для М.М. Ковалевского важным фактором возникновения новой формы семьи явилось появление права на наследование.

III. Индивидуальная семья. Характерным для нее является то, что этот союз заключается по добровольному соглашению, члены семьи тесно связаны между собой, в ней соблюдаются взаимные права и обязанности, отношения между мужем и женой стремятся к известной степени равенства, вся семейная группа подчинена контролю государства. Взаимность прав и обязанностей супругов придаёт индивидуальной семье новый характер союза.

Ученые имеют небольшую возможность непосредственно изучать древнего человека, реальных доказательств не так много. На общую организацию существования рода и племени существуют разные точки зрения. Большинство советских и российских ученых (А. М. Золотарев, М. О. Косвен, С. П. Толстов, Ю. И. Семенов и др.) считают, что в своем развитии родовое общество проходит два последовательных этапа: матриархат и патриархат. В случае матриархата производственные отношения совпадали с отношениями кровных родственников: коллективный труд, общее потребление, общая собственность, равноправие сородичей. Человек в это время — частица своей группы. Переход к патриархату был связан с развитием кочевого скотоводства, плужного земледелия, обработкой металла. Основой человеческого сообщества становится патриархальная семья — это уже «малая семья» по отношению к роду. Сведения о роде можно найти в Библии, в литературе Древней Греции, Древнего Рима (Аристотель, Т. Ливий, Ю. Цезарь, К. Тацит и др.).

Отдельно следует упомянуть линию в изучении родовой общности, которая берет свое начало после выхода книги Л. Г. Моргана «Древнее общество» (1877), а затем труда Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), созданного на основе книги Л. Г. Моргана. В «Древнем обществе» Морган утверждал, что семейнобрачные отношения проходят в своем развитии такой путь:

• неконтролируемые, в том числе кровнородственные связи. Относится к малайской системе родства (частично опровергнуто современной наукой — ред.);

• пуналуальная семья — кровнородственные связи. Относится к туранской системе родства (опровергнуто современной наукой — ред. У,

• синдиасмическая или парная семья, с брачными парами, которые легко распадаются, а дети остаются с матерью. Относится к туранской системе родства;

• патриархальная семья — род под властью отца. Относится к туранской системе родства;

• моногамная семья — полностью индивидуализировавшаяся. Относится к арийской системе родства.

С самого начала наиболее уязвимым пунктом в построениях Л. Г. Моргана была кровнородственная семья. Никаких доказательств ее существования в прошлом человечества, кроме указания на малайскую систему родства, Л. Г. Морган привести не смог. Но малайская система сама по себе не является достаточным основанием для такого вывода. Более того, целый ряд особенностей этой системы находился в противоречии с взглядом на нее как на выражение отношений, существовавших в кровнородственной семье. В частности, в малайской системе муж и брат обозначались разными словами, так же как жена и сестра. Но в семье, где сестра была одновременно и женой, а брат — мужем, они должны были обозначаться одним термином. В кровнородственной семье родители мужа должны были быть одновременно и родителями жены, а, следовательно, обозначаться одним и тем же термином. В малайской же системе родства родители мужа именовались иначе, чем родители жены. Этому несоответствию между отношениями, которые должны были существовать в кровнородственной семье, и малайской терминологией родства Л. Г. Морган не дал никакого объяснения.

Льюис Генри Морган (1818–1881), американский этнограф, социолог, один из основоположников эволюционизма. Придерживался периодизации истории, включавшей три этапа: дикость, варварство и цивилизацию. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Цивилизация связана с возникновением государства, классового общества.

Серьезный удар по гипотезе кровнородственной семьи был нанесен, когда вскрылась ошибочность взгляда Л. Г. Моргана на полинезийцев как на один из самых отсталых народов мира. Было установлено, что полинезийцы вообще, а гавайцы в особенности достигли высокой ступени исторического развития. На Гавайских островах к моменту их открытия европейцами уже существовали раннеклассовые отношения, формировалось государство.

Ошибочным было и представление Л. Г. Моргана и о семейно-брачных отношениях гавайцев. Господствующей формой брака на Гавайях был парный брак, уже начавший превращаться в моногамный. Наряду с единобрачием существовало многоженство, распространенное в среде аристократии. Встречались случаи многомужества, которое было привилегией женщин знатного происхождения. Группового брака и семьи, описанной Л. Г. Морганом под названием пуналуальной, ни у гавайцев, ни у какого-либо другого народа не было вообще. Выяснилось, что Л. Г. Морган опирался на свидетельства американских миссионеров. Работами этнографов-океанистов, в том числе Д. Д. Тумаркина, было установлено, что сообщения о пуналуальном браке явились абсолютным вымыслом миссионеров, частью заблуждавшихся, частью сознательно старавшихся представить язычников-гавайцев дикарями и поразить воображение слушателей.

Таким образом, пуналуальная семья оказалась даже не частным явлением, а абсолютной фикцией. Все это ставило под сомнение утверждение Л. Г. Моргана о том, что малайская система родства является самой древней из всех существующих, и не могло не повлечь за собой пересмотра вопроса об отношении малайской и туранской систем родства.

Одной из характерных черт туранской системы родства, является строгое разграничение родственников по матери и родственников по отцу. Особенно глубоко эти семейные связи были раскрыты в трудах английского этнографа У. Риверса (1864–1922). Важнейшей особенностью рода, как уже указывалось, является экзогамия. Так как половые отношения между членами рода строжайше воспрещены, отец и мать обязательно принадлежат к разным родам. Соответственно братья матери и братья отца, сестры матери и сестры отца не могли принадлежать к одному роду Различие их родовой принадлежности и нашло свое выражение в туранской терминологии.

Начатые У. Риверсом, Д. Фрэзером и Л. Я. Штернбергом и продолженные советскими учеными С. А. Токаревым, А. М. Золотаревым и Д. А. Ольдерогге исследования показали, что Л. Г. Морган ошибся в своем понимании исторического места малайской системы родства. Малайская система не предшествует, а возникает из туранской в результате исчезновения рода и перехода к парной семье. В настоящее время это положение никем не оспаривается.

По мотивам книги Г. Л. Моргана «Древнее общество» Ф.Энгельс написал брошюру, в которой попытался провести исследование развития первобытнообщинного строя, его разложения и образования классового общества, основанного на частной собственности. Фактически Ф. Энгельс, заимствовал периодизацию Г. Л. Моргана и заявил об открытии им закона «материалистического понимания истории».

Фридрих Энгельс (1820–1895), немецкий политический деятель, предприниматель, один из основоположников марксизма. Совместно с К.Марксом написал несколько трудов, в том числе «Манифест коммунистической партии» (1848). Наиболее известные статьи: «Наброски к критике политической экономии» (1844), «Положение рабочего класса в Англии» (1845), «Крестьянская война в Германии» (1850). Был одним из руководителей 1-го Интернационала, участвовал в создании социал-демократической рабочей партии Германии.

Основное содержание брошюры Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Глава 1. Доисторические ступени культуры. В этой главе Ф. Энгельс полностью воспроизводит Л. Г. Моргана, и оперирует его терминами «дикость» и «варварство».

Глава 2. Семья. Выводы Ф. Энгельса сделаны на базе книги Л. Г. Моргана и приведенных в ней исследований семейных отношений у племени ирокезов, племён Австралии, тамилов (Южная Индия), гаур (Индостан) и племен Гавайских островов. Человеческому обществу пришлось преодолеть чувство ревности, возникающее у самцов во время течки у самок. На смену неупорядоченным брачным отношениям, приходят кровнородственная, пуналуальная, парная и, наконец, моногамная семья.

Кровнородственная семья строится по принципу деления поколений на брачные группы, которые создают семьи только внутри групп.

Пуналуальная семья отличается от кровнородственной запретом на брак между братьями и сёстрами. В семье этого типа нельзя установить отца ребёнка, но, по крайней мере, известна его мать.

Парная семья образуется из пуналуальной благодаря соединению отдельной пары в период между дикостью и варварством. Мужчина становится главным мужем женщины, а она для него главной женой.

Ф. Энгельс считал, что становление парного брака обозначилось еще и возникновением похищения и покупки женщин. Это произошло из-за того, что женщин теперь не хватало на всех мужчин. Жениху приходится преподнести родственникам невесты по материнской линии подарки.

С точки зрения Ф.Энгельса, в период становления парной семьи скотоводство, которым занимались мужчины, развилось до такого уровня, что могло приносить огромный достаток. Автору показалось, что именно благодаря этому женщины потеряли свой высокий авторитет. Более того, Ф.Энгельс посчитал, что в этих условиях мужчина почему-то мог быть абсолютно уверен в своем отцовстве, следовательно, желал передать детям свое имущество. Это способствовало переходу права определения рода от матери к отцу, а матриархального общества в патриархальное.

В период между средней и высшей ступенью варварства начала формироваться моногамная семья. Ее отличием от парной семьи является ограничение расторжения брака. Брак расторгнуть мог только мужчина. Также за ним оставалось право на супружескую неверность. Ф. Энгельс замечает: «этот этап совпадает с полным порабощением женского пола мужским. Моногамия, возникшая в процессе развития семьи, потребовала жертв, угнетения одного пола другим. Семья стала как бы отображением общества в меньшем формате».

Вскоре после смерти Ф. Энгельса были получены данные, поставившие под большое сомнение историческую реальность описанных им и Л. Г. Морганом форм семьи.

По похожему компиляционному пути пошел немецкий исследователь Г. Кунов. В 1923 г. появилась его книга «О происхождении брака и семьи». Эта работа — обобщение материала брошюр Л. Г. Моргана, Ф.Энгельса с привнесением туда собственных социал-шовинистических позиций.

Генрих Кунов (1862–1936), немецкий историк, публицист, один из теоретиков социал-демократии. Получил образование бухгалтера, работал по специальности, примкнул к социал-демократическому движению. По убеждениям социал-шовинист. В 1917–1923 гг. был редактором журнала германской социал-демократии «Die Neue Zeit» (сменил на этом посту К.Каутского). В 1930-х стал директором Музея народоведения. Автор многочисленных компилятивных, работ по истории первобытного общества, эклектически сочетавших некоторые положения марксизма с теориями, заимствованными из буржуазной этнографии.

Достойными серьезного внимания относительно истории развития семьи в древнем мире являются работы советского этнографа А. М. Золотарёва. В 1931 году вышла его работа «Происхождение экзогамии». В ней было доказано, что экзогамные отношения сформировались в рамках локальных групп, небольших соседских общин, а не кровнородственных семей.

Александр Михайлович Золотарев (1907–1943), этнограф, исследователь проблем первобытного общества, профессор кафедры этнографии. Основные работы: «Происхождение экзогамии», «К вопросу о родовом строе австралийцев», «Развитие брака, семьи, рода», «К истории ранних форм группового брака», «Родовой строй и религия ульчей», «Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний». Большинство работ осталось неопубликованными. В 1941 г. ушел на фронт добровольцем, попал в плен, бежал. Умер 6 апреля 1943 г. от истощения в лагере в г. Ухта. Посмертно реабилитирован в 1957 году.

В 1941 г. А. М. Золотарев закончил свой основной труд — «Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний (исследование по истории родового строя и первобытной мифологии)». Большая часть исследования посвящена доказательству универсальности дуально-родовой организации. Для этого А. М. Золотарев привлек многочисленные исторические, этнографические и фольклорные материалы по Австралии, Океании, Индии, Индонезии, Америке, Сибири и Европе. Все данные полностью подтверждены этнографами в 1970–1990 гг.

Следующий этап исследования рода связан с именем советского ученого М. О. Косвена. В 1931 г. он выделил и изучил сегментацию рода и возникновение коллектива родственников, связанных общим хозяйством и территорией проживания. Эту форму семьи он назвал патронимией. Патронимии, в свою очередь, сегментировались, образуя фамилии. Патронимия в одних случаях — результат успешного разрастания одной патриархальной общины, в других случаях — результат объединения дальних родственников для укрепления общественных отношений, свойственных родовому строю.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Антропология семьи» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я