Немного о Карсунском уезде, история появления сельца Озёрки, а также история его первых жителей, которые проживали в нём в 19-м веке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сельцо Озёрки Карсунского уезда Симбирской губернии и его жители. История появления этого села, а также история его жителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Историческая Родина — село ОЗЁРКИ
Происхождение названия деревни Озёрки, говорит само за себя.
Эта местность в те времена представляла собой местность, которая была богата котлованами с водой-небольшими озёрами или озёрками. Но если так, то пусть будут ОЗЁРКИ.
Точная дата основания неизвестна, но, предположительно, она была основана в XVIII веке. т.е. в 1720—1740 годах.
Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, географ и путешественник XVIII — XIX веков П. Паллас писал в своем отчете «Письма и рапорты, написанные в 1768—1769 года во время путешествия по Поволжью»
Непогода и выпавший всюду глубокий снег также явились причиной того, что в
пути я не смог сделать много наблюдений. Хотя местность по большей части
гориста, однако холмы, как правило, состоят лишь из глинистого колчедана или
песчаника. Все же кое-где на возвышенностях, особенно у деревни Озерки и у Сызгана, видны следы медной низкокачественной руды.
10 ноября 1768 г., Симбирск
При образовании Симбирского наместничества в 1780 году говорится, что в Карсунском уезде, в деревне Озёрки проживает 88 ревизских душ и 3-е однодворцев.
А на карте за 1800 год, она уже отмечена, как сельцо Озерки.
Карта Карсунского уезда 1800 года
Считается, что основана она была, как помещичья деревня, которая принадлежала помещикам Бобоедовым и Волковым.
Владели деревней дворянская девица Волкова Екатерина Васильевна 1807 г.р., Волкова Варвара Васильевна 1809 г.р., Волкова Надежда Васильевна 1815 г.р. и их брат, подполковник Волков Александр Васильевич.
У Волковых и Бобоедовых было еще несколько имений. Это в Зимницах и Стемасс Алатырского уезда, деревне Устимовке Курмышского уезда.
Есть еще одна версия, что таких сел, с названием Озерки в Карсунском уезде было несколько. И это название привезли с собой первые жители, которые переселились сюда из одноименного села в Алатырском или Курмышском уезде.
Самое близкое село от Озерок, это Вешкайма, или Вешкаймская Слобода, позже она были известна, как село Богородское. Но вот, что о ней говорится в «Книга писцовая писма и меры стольника Ивана Вельяминова да подъячего Афанасья Андреева 193. 194. и 195 годов»
Вешкаймская слобода на речке Вешкайме, а в ней живут станичные дозорные казаки…
Эти казаки осуществляли сторожевое охранение и защиту поселений от набегов кочевников, и одновременно занимались хлебопашеством.
В 1699 г. земли в Вешкайме получили в пожалование бояре и князья братья Иван Иванович Хованский (ум.1701) и Петр Иванович Хованский (1648—1709) судья Судного Приказа и Наместник Казани. Они перевели сюда крепостных крестьян из своих «замосковских» (располагавшихся к северу от Москвы) вотчин.
В 1760 г. дети князя Василия Петровича Хованского продали имение с крепостными крестьянами в сёлах Вешкайма и Вырыпаевка жене «артиллерии аудитора» Родионовой Наталье Ивановне. Этим имением Родионовы владели до 1917.
В шаговой доступности от села не было рек, лишь небольшие озера, земли были неплодородные, поэтому и сельцо возникло уже тогда, когда лучшие земли в округе уже были заняты.
Земля, где возникли Озерки, менее «благородная» и освоение её началось позже. Дворяне Пазухины, Бобоедовы, Зимнинские, Волковы в этот период времени получают права на эти земли, за заслуги перед царем. Наиболее предприимчивые, как Пазухины, получали во владения земли около Засечной Черты, постепенно захватывая угодья за Засечной чертой (претендентов в те годы было немного т.к. был риск для жизни из-за случавшихся еще набегов кочевников) и закреплял их за собой.
Поскольку у этих дворян были владения не только в Карсунском уезде, но и в других, в частности в Курмышском, Ардатовском, Алатырском уездах и других Губерниях, то своих крепостных они перемещали по своим владениям. Так, к примеру, Анна Алексеевна по мужу Бобоедова (урожденная Зимнинская), при выдаче своей дочери Натальи Александровны замуж за поручика Василия Николаевича Волкова в 1804 году отписала ей:
№181. Домовая рядная запись, данная подпоручицей Анною Алексеевою Бобоедовою дочери своей Наталье Александровой Волковой.
«Лета 1804 года, генваря в 18 день, подпоручица Анна Алексеева дочь по муже Бобоедова дала сию домовую рядную запись дочери своей родной, Наталье Александровой дочери, сговоренной в замужество за поручика Василия Николаева сына Волкова в том, что отдала я дочери своей, Наталье при выдаче ее в замужество в награждение, в начале Божье Милосердие, все в окладах серебряных, а именно: воскресение Христово, знамение Божией Матери и живоначальнаго источника, угодников Божиих Николая Чудотворца и Дмитрия Ростовскаго, а сверх того из недвижимаго и движимаго моего имения, доставшагося мне, по наследственной линии, после родного моего дяди, флота капитан-лейтенанта Ивана Ивановича Пазухина, состоящаго за мною, по нынешней пятой ревизии, Симбирской губернии, в округах: Алаторском в селе Зимницах дворовых людей: Парфена Филиппова, с женою Аленою Михайловою, Дмитрия Ефимова, с женою Аксиньею Андреевой и сыном их Мартыном; в селе Стемасе Ивана Карпова, холост; сенных девок Пелагею Иванову, Дарью Сергееву, Евгению Евграфову; Карсунской в деревне Озерках, вдову Василису Дмитриеву с сыном Николаем и дочерью девкою Настасьею Ивановы дети; да крестьян Курмышской округи, в деревне Устимовке, мужеска полу 45 душ; Нижегородской губернии, Арзамасской округи в деревне Воиновой, доставшихся мне после родителя моего, титулярнаго советника Алексея Михайловича Зимнинскаго написанных по пятой ревизии за мною ж 23 души, с женами их, с новорожденными детьми и со внучаты, с землею, с лесы, с сенными покосы, с рыбными ловли, с мельницами, со въездами и со всеми принадлежащими к тем вотчинам угодьи, не оставляя за собою и в тех селениях мужеска и женска полу не единыя души, а земли ни единой четверти, с хлебом в гумне стоячим, в земле посвянным, с хоромным строением, со скотом, птицею и со всем их крестьянским имуществом. А напредь сей записи оное мое имение иному никому не продано и не заложено и ни у кого ни в каких крепостях не укреплено и ни за что не отписано; а если кто в оное имение будет вступаться, то от вступщиков и от крепостей очистку иметь мне, Анне Бобоедовой, а ее, дочь мою Наталью Волкову или наследников ее, ни до каких убытков не доводить; паче же чаяния из тех моих вотчин или из дворовых людей какими нибудь случаями, после сей записи, к кому либо отойдут, то одолжаюсь я, Анна Бобоедова или наследники мои, ей, дочери моей Натальи Александровой дочери Волковой и наследникам ее отдать из других моих вотчин крестьян душа в душу, а землю десятина в десятину. Еще ж, в дополнение к сему, награждаю и дочь свою деньгами пятьсот рублей. О написания к сей записи, за тех крестьян подушныя деньги и всякий государственныя подати платить ей, Волковой, а мне, Бобоедовой до того дела нет; равно и в полное владение и распоряжение ей, дочери моей и зятю моему вступить с написакия сей записи. А сия рядная запись и впредь в запись, (подписи). К сей домовой рядной записи подпоручица Анна Алексеевна дочь по мужи Бобоедова руку приложила. При написании сей домовой рядной записи свидетель был и руку приложил майор Михаил Яковлев сын Бурцев. При написании сей домовой рядной записи свидетель был и руку приложил капитан Петр Петров сын Бобоедов. При написании сей домовой рядной записи свидетель был и руку приложил гвардии подпоручик Григории Михайлов сын Пересекин. При написании сей домовой рядной записи свидетель был и руку приложил корнет Александр Федоров сын Волков. 1804 года, генваря 29 дня, сия домовая рядная запись Симбирской губерния, в Курмышском Уездном Суде, от госпожи поручицы Натальи Александровой дочери, по муже Волковой явлена, с которой и к делу копия принята, (подписи). Судья Евграф Моисеев. Секретарь Иван Фомин. Подканцелярист Яков Семенов.»
Видно, что при получении наследства от своей матери, какая-то часть крестьян, проживавших в Озерках в начале 19-го века, могла быть переселена из других, принадлежащих ей, имений.
А также известно, что в 1827 году бабушка, Анна Алексеевна Бобоедова, продала своей внучке 71 крестьянина и дворовых людей.
Прошение императору Николаю Павловичу от девицы из дворян Варвары Васильевой дочери Волковой.
а о чем мое прошение тому следуют пункты:
1й
Прошлаго 1827 года июня в третий день купила я у бабки моей родной подполковницы Анны Алексеевны Бобоедовой из числа недвижимаго ея имения состоящаго за нею поскаске 7й ревизии Симбирской Губернии Корсунскаго уезда в деревне Озерках дворовых людей и крестьян мужеска пола 71й, и переведенных вооную после ревизии Ардатовскаго уезда из села Сосуновки и Алатырскаго уезда из села Зимище 15ти всего 86 душ, заисключением из оных отданных ею сыну ее Штабс Капитану Михайле Александрову Бобоедову 22х. издостальных затем, именно из Озерок двороваго человека Ивана Андреева с сыном его Павлом и с новорожденным после ревизии — сыном Павлова Александром, крестьян еще Ивана (??) Максимова, Степана Васильева, Ивана Денисова, Тимофея Иванова с сыновьями Степаном, Никифором, и Алатырскаго уезда села Стемасу
Ивана Ефремова с женами и детьми обоего пола после ревизии рожденными совнучаты и принявши (?) сдолгами… и крестьянским имуществом оные денги шеснадцать рублей тридцать четыре копейки получил Приходчик (??) Галстунский.
В 1846 году сестры Волковы подарили или продали своих крестьян своему старшему брату, Александру Васильевичу Волкову. В Ревизских Сказках за 1850 год, владельцем идет уже Александр Васильевич Волков.
А также владел крестьянами Штапс Капитан Господин Бобоедов Михаил Александрович.
А почему именно сельцо, а потому, что помещичья деревня, в которой не было церкви, называлось сельцом.
Своей церкви здесь тогда не было, известно, что после 1861 года, в некоторых документах говорится 1854 год, население входило в церковный приход Михаило-Архангельской церкви села Сурки, находившегося в восьми верстах.
Сейчас даже следов фундамента от церкви не осталось, стоит только деревянный крест в человеческий рост.
А теперь, давайте узнаем, что представляла собой помещичья деревня?
Помещичьи деревни выстраивались по определенному плану. Выбиралось место при реках или выбиралось такое место, где можно было вырыть пруд или колодец. И если около деревни был водоем, пруд или речка, или как в нашем случае небольшие озерца, то на них выстраивались мостки-лавы, с которых женщины набирали воду для огородов и полоскали белье.
Это было место, сродни клубу, где собирались жители в перерывах между сельскохозяйственными работами, там также могли и посидеть мужчины. Детишки ныряли, а взрослые не купались, да как купаться, если у мужиков под портками, а у баб и девок под рубахами ничего не было. Только в сенокос, когда метали стога, в самую жару могли прямо в одежде окунуться в воду, чтобы смыть пот и прилипшую к телу сенную труху.
Мосток-лава через пруд
В целом помещичьи деревни и их жители, жили замкнуто, устоявшейся, подчинявшейся определенному порядку жизнью. В помещичьих деревнях все общественные постановления утверждались на мирской сходке, и то, что эта сходка постановляла, каждый должен был исполнять беспрекословно. Дворы были разбросаны по большой площади, кому как нравилось, ставились возле извивающихся речек или оврагов, которых так много в степи, и представляли собой скопище небольших хуторков.
Крестьяне в основном занимались сельским хозяйством. Основными зерновыми культурами были рожь, овес, гречиха. Выращивались также просо, полба, ячмень, пшеница, конопля, лен и мак.
Исследователь П. С. Паллас, совершавший научную экспедицию по России, в конце XVII века был в Симбирске, где записал в своем дневнике:
«Здесь показалась та тучная пахотная земля, которая находится при Суре… Земледельцы никогда не улаживают своих нолей, но обыкновенно дают только на третий год отдыхать. Есть ли бы похотели сию тучную землю унаваживать, то бы хлеб выбежал очень скоро и высоко, после того повалился и погнил бы до созрения».
Урожай собирали косами, это полбу, гречиху, горох, овес и серпами, рожь, пшеницу и ячмень. Травы скашивали косами, и стога ставили прямо на лугах. А осенью, если позволяла погода, а чаще всего зимой, все перевозили в санях в деревни. Вот, что отмечал П.С.Паллас: «…должно им приписать похвалу, что они рачительные пахари».
Страдная пора. Косцы Григорий Мясоедов 1887 год
Хочется привести выдержку из еще одного исторического документа, в котором говорится о жителях Симбирской губернии:
«…Всякая почти деревня имеет своих кожевников, сапожников, портных, красильщиков, кузнецов, плотников, и других сим подобных ремесленных людей. Трудолюбивой деревенской женской их пол прядет и отчет собственную шерсть или лен и пеньку своего приобретения».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сельцо Озёрки Карсунского уезда Симбирской губернии и его жители. История появления этого села, а также история его жителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других