Поздравляю тебя с тем, что этот учебник попал к тебе! Теперь ты можешь быть значительно спокойнее – у тебя есть вся необходимая теоретическая база для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.Этот учебник изначально был курсом лекций для моих учеников, который я в течение нескольких лет дополнял и редактировал. Вся его структура и содержание – это отражение заданий самого экзамена. Поэтому сегодня я с полной уверенностью могу сказать, что нет таких заданий, ответа на которые нет в этом учебнике.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание без паники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
II Социальная сфера
2.1 Социальный институт
Популярность темы по статистике: 37%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.9
Социальный институт — это исторически сложившийся способ решения стоящих перед обществом проблем.
Потребность в воспроизводстве рода — институт семьи и брака.
Потребность в безопасности и порядке — институт государства.
Потребность в производстве материальных благ — институт сельского хозяйства и промышленности.
Потребность в передаче знаний — институт образования.
Потребность в решении духовных проблем — институт религии.
Цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества.
Структура социального института:
1. социальные группы и организации;
2. нормы, ценности и образцы поведения;
3. система символов (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
4. идеологические обоснования деятельности социального института.
Наличие всех структурных элементов означает существование сложившегося социального института.
Виды социальных институтов:
1. Формальные — в значительной степени регулируются государством и законами (государство, суд, армия, семья)
2. Неформальные — в своей деятельности практически не регулируются государством и законами (религиозные общины, объединения по интересам, политические течения, мода)
2.2 Индивид, индивидуальность, личность
Популярность темы по статистике: 26%
Соответствие кодификатору ФИПИ: отсутствует в кодификаторе, но задания есть
Индивид — это единичный представитель человеческого вида.
Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей.
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее его исключительность и многосторонность.
Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п.
Личность — совокупность социально значимых черт, социальных ролей человека.
Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.
2.3 Социализация
Популярность темы по статистике: 20%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.13
Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.
Этапы социализации:
1. Первичная социализация — семья, детские дошкольные учреждения, друзья — закладываются базовые понятия о добре/зле, правильном/неправильном;
2. Вторичная социализация — школа, ВУЗ, работа — усвоение социального опыта через взаимодействие людьми при общении и совместной деятельности.
Агенты социализации — люди, помогающие усвоить нормы общественной жизни освоить социальные роли.
Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья.
Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, предприятия и т. д.
Институты социализации — это социальные институты, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Институты первичной социализации — семья, школа,
Институты вторичной социализации — СМИ, армия, церковь.
Конфликт «отцов и детей»:
— в ходе первичной социализации родители «рисуют» нам картину мира людей
— эта картина мира, в котором выросли и социализировались они
— мир постоянно меняется
— картина, созданная родителями, не отражает реальность
— постепенное накопление противоречий между родительской картиной мира и реальностью приводит к конфликту «отцов и детей» и необходимости создавать свою независимую картину мира людей — этот момент является границей между первичной и вторичной социализацией (формальная граница — начало трудовой деятельности).
2.4 Социальная мобильность
Популярность темы по статистике: 29%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.1
Социальная мобильность — перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.
Виды социальной мобильности
1. Вертикальная — движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, изменение места в социальной иерархии.
2. Горизонтальная — географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне без изменения статуса.
3. Индивидуальная — перемещения вниз, вверх или по горизонтали, происходящие у каждого человека независимо от других.
4. Групповая — перемещения, происходящие коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).
5. Межпоколенная — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).
6. Внутрипоколенная — ситуация, при которой один и тот же человек, вне сравнения с его родителями, несколько раз на протяжении жизни меняет свои позиции в обществе..
7. Организованная — перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством.
8. Структурная — вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).
Каналы социальной мобильности или социальные лифты — пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие:
1) социальный статус семьи;
2) физические и умственные способности;
3) получение образования;
4) военная служба;
5) вступление в брак;
6) смена места жительства;
7) гражданская война;
8) иностранная интервенция;
9) военный переворот.
2.5 Семья и ее функции
Популярность темы по статистике: 17%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.10
Семья — это:
1) социальный институт;
2) малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении).
Основные функции семьи:
1) репродуктивная функция — биологическое воспроизводство членов общества;
2) функция социализации — формирование индивида как личности;
3) воспитательная функция — передача знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освоении социальных ролей;
4) хозяйственно-бытовая функция — ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета;
5) экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
6) защитная функция — физическая, психологическая и экономическая защита членов семьи;
7) эмоционально-психологическая функция — помощь в обретении спокойствия и уверенности;
8) рекреационная (досуговая) функция — проведение досуга;
9) социально-статусная функция — предоставление своим членам социального статуса;
10) сексуальная — удовлетворение сексуальных потребностей.
2.6 Классификация семей
Популярность темы по статистике: 14%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.10
По распределению власти:
— традиционная — решения принимает муж
— эгалитарная — решения принимаются совместно
По распределению домашних обязанностей:
— традиционная (патриархальная) — домашние обязанности выполняет женщина
— матриархальная — основная часть обязанностей лежит на мужчине
— партнерская (коллективистская) — супруги выполняют обязанности совместно или по очереди
По родственной структуре:
— нуклеарная — супруги и их дети
— расширенная (многопоколенная) — супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними
— неполная семья — отсутствует один из родителей
По числу детей:
— бездетная
— малодетная — 1—2 ребенка
— многодетная — 3 и более детей
По характеру воспитания
— авторитарная — основывается на авторитете родителей.
— либеральная — строится на свободе ребенка в самоопределении
— демократическая — сотрудничество детей и родителей в процессе воспитания
Тенденции развития современной семьи:
1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.
2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе.
3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.
4) Развитие семьи партнерского (коллективистского) типа.
5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи.
6) Преобладание нуклеарной семьи.
7) Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
2.7 Социальные нормы и их виды
Популярность темы по статистике: 51%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.15, 3.8
Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Признаки социальных норм:
1) Являются общими правилами для членов общества.
2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
3) Направлены на регулирование общественных отношений.
4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
5) Возникают в процессе исторического развития.
6) Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.
Способы регулирования поведения людей социальными нормами:
1) Дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но необязательны.
2) Предписание — указание на требуемое действие.
3) Запрет — указание на действия, которые не следует совершать.
Виды социальных норм
1. Обычаи и традиции — одобренные обществом массовые образцы действий, возникшие в результате их многократного повторения
Частный их вид — ритуалы — правила поведения людей, в которых самым главным является строго заданная форма их исполнения.
2. Нормы морали — правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом общества, их нарушение встречает осуждение в обществе.
Частный их вид — этикет — детально разработанные правилах поведения и хороших манер.
3. Правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные государством и поддерживаемые его принудительной силой; обязательно выражены в официальной форме — законах или других нормативных правовых актах.
4. Религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. Иногда совпадают с нормами морали и права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи.
5. Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Содержатся в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.
6. Эстетические нормы — закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Носят, как правило, конкретно-исторический характер.
7. Корпоративные нормы — правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации.
По степени обязательности социальные нормы делятся на:
1) побуждающие;
2) запрещающие;
3) рекомендательные;
4) императивные (повелительные).
Функции социальных норм:
1) Регулируют общий ход социализации.
2) Интегрируют личность в социальное окружение.
3) Служат образцами, эталонами соответствующего поведения.
4) Определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
5) Контролируют отклоняющееся поведение.
2.8 Отклоняющееся поведение
Популярность темы по статистике: 6%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.11
Отклоняющееся (девиантное) поведение — социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
Возможна и позитивная, и негативная формы.
Основные формы негативного девиантного поведения: пьянство, наркомания, преступность, проституция, самоубийство.
Позитивное девиантное поведение — героизм, самопожертвование, гениальность.
Делинквентное поведение — нарушения норм права. Всегда негативное.
2.9 Социальный контроль и санкции
Популярность темы по статистике: 23%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.9
Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
Социальный контроль бывает внутренний (индивид самостоятельно контролирует свое поведение) и внешний (социальные институты и механизмы заставляющие индивидов соблюдать общепринятые нормы).
Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.
Санкция — любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных.
Функции социального контроля:
1. Охранительная
2. Регулятивная
3. Стабилизирующая
4. Функция социализации
Виды санкций
1. Формальные позитивные — награждения, грамоты, премии
2. Формальные негативные — штрафы, тюремное заключение, исправительные работы
3. Неформальные позитивные — похвала, одобрительная улыбка
4. Неформальные негативные — оскорбительный тон, ругань, демонстративное игнорирование человека
2.10 Социальные группы
Популярность темы по статистике: 26%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.2
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Членство в группе оказывает непосредственное влияние на поведение человека, которое может быть как положительным, так и отрицательным.
В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.
Признаки социальной группы:
1. Сходство условий жизнедеятельности;
2. Общность потребностей;
3. Наличие совместной деятельности;
4. Формирование собственной культуры
4. Социальная идентификация членов общности, их причисление себя к ней.
Виды социальных групп
1. По численности
а) Малая — небольшое число людей (от 2—3 до 20—30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким — либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности (семья, школьный класс, компания друзей)
б) Большая — многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы (нация, экономический класс, страта).
2. По характеру взаимодействия
а) Первичная — группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку (группа друзей, сверстников, соседей)
б) Вторичная — группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер (производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии)
3. По факту существования
а) Номинальная — искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения (проживающие в отдельных и коммунальных квартирах, пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Дося»)
б) Реальная — группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства — мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане)
4. По способу организации и регулирования взаимодействия
а) Формальная (официальная) — группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций (школьный класс, спортивная команда «Спартак»).
б) Неформальная (неофициальная) — группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций (поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни).
Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм.
Разновидности квазигрупп: аудитория, фан-группа, толпа.
Основные свойства квазигрупп:
1) анонимность;
2) внушаемость (суггестия);
3) социальная заражаемость
2.11 Социальная стратификация
Популярность темы по статистике: 34%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.1
Социальная структура общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.
В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и других различных социальных групп.
Социальная дифференциация — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нём разное положение.
Социальная стратификация — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Страта — это реально фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком.
Критерии социальной стратификации в современном обществе
1. Доход
2. Образование
3. Власть
4. Престиж
Исторические типы стратификации:
1. Кастовая
Каста — социальная группа, обладающая пожизненно закрепленным от рождения религиозным правилом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы), шудры (слуги).
2. Сословная
Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (высшие сословия (дворянство, духовенство), непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).
3. Классовая
Класс — социальная группа, различающаяся по её роли в экономике (рабы и рабовладельцы; феодалы и зависимые крестьяне; буржуазия и наёмные рабочие).
2.12 Средний класс
Популярность темы по статистике: 3%
Соответствие кодификатору ФИПИ: отсутствует в кодификаторе, но задания есть
Средний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей, для обеспечения достойного качества жизни. В силу этого средний класс отличается более высокой социальной устойчивостью
Признаки среднего класса
1) здоровье — возможность оплачивать медицинские услуги
2) хорошее, обустроенное жилье
3) питание по своим вкусам — не экономят на продуктах
4) наличие сбережений, которые поддержали благосостояние хотя бы в течение года в случае тяжелой болезни
5) возможность «дать детям полноценное образование» как одну из важнейших ценностей;
6) полноценное проведение досуга — денежные затраты на досуг и хобби
7) полноценное проведение отпуска — ежегодно 1—2 раза
Средний класс — основа стабильности высокоразвитых стран. Потребительские запросы среднеобеспеченных слоев населения во многом определяют развитие экономики.
В развитом обществе западного типа социальная структура напоминает овал с развитой центральной частью и относительно невысокими полюсами высшего и беднейшего класса; в слабо развитом обществе — это треугольник с вогнутыми сторонами, имеющий широкое основание; в тоталитарных обществах — сплющенная пирамида, с многочисленным слоем трудящихся и незначительным — политических деятелей.
2.13 Маргиналы
Популярность темы по статистике: 3%
Соответствие кодификатору ФИПИ: отсутствует в кодификаторе, но задания есть
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью — «пограничным», промежуточным, неопределенным состоянием социального субъекта.
Маргиналы — индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.
В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и др.
Виды маргиналов
1. Этномаргиналы — возникают в чужой этнической среде благодаря миграции.
2. Социомаргиналы — возникают в процессе незаконченного социального перемещения.
3. Религиозные маргиналы — возникают вне традиционных конфессий.
4. Экономические маргиналы — возникают в связи с потерей работы и материального благополучия.
5. Политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры.
2.14 Этнические общности
Популярность темы по статистике: 26%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.4, 3.5
Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.
Виды этнических общностей:
1. Род — группа кровных родственников.
2. Племя — объединение нескольких родов., ведущих общее происхождение от одного предка.
3. Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.
4. Нация — это высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, единство экономической жизни, языка, культуры, национального самосознания и общей исторической памяти.
Признаки нации:
1) единство территории
2) единство языка
3) общность истории
4) общая культура
5) общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к национальным традициям, чувство национального достоинства
6) устойчивая государственность;
7) единство экономических связей
8) развитая социальная структура.
Национальность — это принадлежность человека к той или иной нации либо к тому или иному государству.
Национальное самосознание — чувство принадлежности к определённому этносу.
Основные тенденции развития наций в современном мире:
1. Межнациональная дифференциация — процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах: самоизоляция в целом, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.
2. Межнациональная интеграция — процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни: экономические и политические союзы (Европейский союз), транснациональные корпорации и фритредерство в экономике, международные культурные центры, глобализация в культуре.
Способы взаимодействия:
1) Этническое смешивание — разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.
2) Этническое поглощение (ассимиляция) — представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Существуют мирные и военные формы ассимиляции.
Межнациональный конфликт — это одна из форм отношений между национальными общностями, которая характеризуется их взаимными претензиями и открытым противостоянием друг другу, вплоть до вооруженных столкновений и войн.
Причины межнациональных конфликтов:
1) несовпадение этнических и территориальных границ;
2) ухудшение экономического положения;
3) социальные противоречия;
4) национализм и шовинизм, возведенные в ранг официальной политики;
5) национальные и религиозные различия;
6) прошлые национальные обиды.
Национализм — идеология и политика, ставящие интересы собственной нации превыше других интересов.
Виды национализма:
1) этнический — борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности;
2) державно-государственный — стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов;
3) бытовой — проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия
Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации.
Геноцид — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
2.15 Молодежь как социальная группа
Популярность темы по статистике: 17%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.3
Молодёжь — это социально-демографическая группа в возрасте от 16 до 25 лет.
Особенности социального положения молодёжи:
1) необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и стереотипов (освоение новых социальных ролей)
2) переходность положения (маргинальность)
3) высокий уровень социальной мобильности
4) активный поиск своего места в жизни
5) наличие перспектив профессионального роста.
Социально-психологические качества:
1) внутренняя противоречивость
2) неустойчивость психики
3) низкий уровень толерантности
4) стремление выделиться, отличаться от остальных
5) специфическая молодёжная субкультура.
Типы самодеятельности молодежи:
1) Агрессивная самодеятельность — стремление к самоутверждению
2) Эпатажная самодеятельность — вызов общественному мнению
3) Альтернативная самодеятельность — выработка альтернативных образцов поведения
4) Социальная самодеятельность — решение социальных проблем (защита окружающей среды)
5) Политическая самодеятельность — желание изменить государственный строй
Признаки неформальных молодежных групп:
1) возникновение на базе стихийного общения
2) отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения
3) самоорганизация и независимость от официальных структур
4) относительная устойчивость, иерархия среди членов группы.
2.16 Социальный статус и социальная роль
Популярность темы по статистике: 26%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.12
Социальный статус личности — это положение человека в обществе, позиция в социальной структуре группы или общества.
Типы социальных статусов:
1) Статусы, определяемые положением индивида в группе.
а) Личный статус — положение человека, которое он занимает малой или первичной группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
б) Социальный статус — положение человека в обществе в зависимости от социальных функций, которые он выполняет.
2) Статусы, определяемые временными рамками.
а) Основной статус — определяет главное в жизни человека (место работы и семейное положение)
б) Эпизодические социальные статусы — влияют на детали поведения человека (пешеход, пассажир, пациент)
3) Статусы по возможности их изменения
а) Предписанный статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (национальность, место рождения, пол)
б) Смешанный статус — однажды достигнутый статус сохраняется за человеком (инвалид, профессор, олимпийский чемпион)
в) Достигаемый (приобретенный) — приобретается в результате свободного выбора, личных усилий (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на определённый статус, образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Роли определяются ожиданиями людей: родители должны заботиться о своих детях, работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой или ролевым набором.
Ролевой набор (ролевая система) — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
2.17 Социальный конфликт
Популярность темы по статистике: 31%
Соответствие кодификатору ФИПИ: 3.7
Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов.
Конфликт возникает тогда, когда столкновение интересов осознается обеими сторонами конфликта. В случае если несовпадения интересов не воспринимаются и не ощущаются, конфликт не происходит. Или, наоборот, если имеется общность интересов, но участники испытывают друг к другу враждебность, то отношения между ними развиваются в конфликт.
Виды конфликтов:
1) конструктивные — стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений
2) деструктивные — одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям
Фазы конфликта:
1. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.
2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.
а) Уход от ситуации (избегание конфликта) и распад связей между людьми.
б) Переговоры, торга, компромисс — каждая сторона может получить если не всё, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая может её удовлетворить.
в) Борьба, соперничество — каждая сторона стремится непременно получить максимум желаемого без каких — либо уступок.
3. Выбор способов действия, если избрана стратегия «переговоров» (второй вариант) или стратегия «борьбы» (третий вариант).
4. Развитие открытого конфликта — участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.
5. Разрешение конфликта.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание без паники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других