В книге исследуются неэкономические понятия в рамках экономического подхода. Акцент делается на истоках и истории слов, которыми обозначаются приводимые понятия. Параллельно рассматриваются современное толкование и применение как русскоязычных, так и англоязычных понятий. Понятия не просто определяются, а толкуются. Рассматриваются дискуссионные вопросы применения и трудностей перевода отдельных понятий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономический словарь неэкономических понятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ассиметрия
Понятие, пришедшее в экономику и другие науки из геометрии. В геометрии симметрия — это свойство двух точек, равноудаленных от прямой или плоскости и лежащих на одном перпендикуляре к этой прямой или плоскости. В таком случае точки называются симметричными, также как и фигуры, составленные из таких точек.
Первичное значение слова происходит от греческого symmetria — соглашение в измерении, расположении вместе сообща от symmetros — имеющий общее измерение, расположенный на одном уровне, соразмерный, syn — «вместе, сообща» + metron «измерение». Если суммировать, то симметрия — однородность, равномерность, соразмерность, одинаковость. Соответственно, асимметрия — отсутствие вышеперечисленных качеств.
Асимметричность — естественная черта экономической жизни. Как писал Веблен, «только отклонения нормальны». Наиболее полно эта черта проявляется в асимметрии экономической информации.
Асимметрия информации — это неполнота информации для одного из участников рыночной сделки. Это разная осведомленность агентов рынка об условиях сделки и намерениях друг друга. Это проявление неравномерного распределение информации между участниками рынка — покупателями и продавцами, инвесторами и реципиентами инвестиций.
Асимметрия информации — внутренне присущее рынку свойство. По особенностям его проявления можно выделить два типа асимметрии — скрытые характеристики и скрытые действия.
Скрытые характеристики. Производители и продавцы всегда больше осведомлены о характеристиках товара или услуги, чем покупатели. Тем более, что характеристики некоторых благ нельзя оценить даже в процессе их потребления. Примером могут быть лекарственные препараты и косметические средства.
Скрытые действия — это действия более информированного участником сделки, которые менее информированный не может наблюдать.
Асимметрия информации создает возможности для злоупотребления и риска недобросовестного поведения. Классическим примером служат проблемы «принципала-агента», недобросовестного поведения и ложного выбора.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономический словарь неэкономических понятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других