Братья Люмьер — изобретатели кинематографа. Это и так, и не совсем так одновременно. Дело в том, что «отцов» у кинематографа очень много. И кинематограф изобретался много лет — начиная с середины XIX столетия. Другое дело, что именно Люмьерам удалось создать аппарат, способный снимать движущиеся изображения и показывать их на экране. Более того, они не стали патентовать своё изобретение, считая, что кинематограф рано или поздно станет настоящим искусством. Так и случилось.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Братья Люмьер. Кинематограф. Маленькие рассказы о большом успехе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
21. Триумфальное шествие кинематографа
20 февраля 1896 года Люмьеры представили свое изобретение в Лондоне. Подогретая прессой публика, буквально, ломилась на киносеансы французов. Успех был безусловным и полным.
4 мая 1896 года состоялся первый киносеанс в России — Люмьеры приехали сначала в Петербург, затем в Москву. Впервые синематограф увидели посетители летнего сада «Аквариум». Фильмы Люмьеров были показаны в антракте между вторым и третьим актами оперетты «Альфред-паша в Париже». После окончания кинодемонстрации устроителям спектакля едва удалось закончить представление — зрители никак не могли успокоиться и ждали продолжения киносеанса.
Летом 1896 года киноаппараты Люмьеров попали в руки российских энтузиастов кинематографа. Первые русские фильмы — «Конно-железная дорога» и «Вольная богородская пожарная команда» — были сняты актером Малого театра Борисом Сашиным, купившим у Люмьеров их чудесный аппарат и запас пленки к нему. Вторым русским кинематографистом стал Федецкий, снявший в сентябре 1896 года крестный ход в Харькове. Третьим — петербургский фотограф Ган-Ягельский, служивший при дворе и начавший снимать хронику жизни царской семьи.
Несколько сложней дело обстояло в Америке. В Нью-Йорк Люмьеры отправились с некоторой опаской — здесь уже достаточно давно, с 14 апреля 1894 года, действовал «Кинетоскоп Парлор» — кинотеатр Эдисона, оснащённый аппаратурой его системы. Зная о непримиримом отношении Эдисона к конкурентам, Люмьеры были готовы к недружественному приему. Так и произошло. Узнав об успехе французов, Томас Эдисон развернул целую компанию против изобретения Люмьеров. Но распространение кинематографа это не остановило.