Кто подарил нам компьютеры, маленькие транзисторные приёмники и фломастеры? Как и когда были сделаны эти изобретения? Как устроен проигрыватель дисков DVD и что такое цифровое телевидение? На множество подобных вопросов ответы можно найти в этой книге.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Открытия и изобретения ХХ века. Энциклопедия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 16
Военная техника — танк и автоматическое стрелковое оружие
15 сентября 1916 года в одном из сражений Первой мировой войны приняли участие английские танки — невиданная до тех пор техника. Назывались они «Mark 1» что означало просто «марка 1», то есть танк первой модели. А само название «танк» произошло от надписей на деревянных ящиках, в которых англичане прятали секретное оружие. На этих ящиках было написано «tank», что означало «бак» или «резервуар». В войсках этот и последующий «Марки» получили прозвище «Большой Вили».
Эти первые в мире танки были крайне тихоходны — максимальная скорость 6 километров в час — неповоротливы и неуклюжи. Огромный ромбовидный корпус, по рёбрам которого по специальным желобам были натянуты гусеницы, отсутствие амортизирующей подвески, странный механизм поворота — при помощи колёсного «хвоста». Но главными недостатками были слабая броня, которая не спасала экипаж от пулемётных пуль, и вооружение — пара пулемётов, установленных в боковых выступах корпуса танка. Танк имел ограниченную возможность ведения огня. Пока стрелял правый стрелок, левый бездействовал. Кроме того, приборы наблюдения были очень плохо защищены. Прицельный винтовочный выстрел, и танк становился «слепым». Всё это привело к тому, что в битве на Сомме и в других боях танковые части англичан понесли тяжёлые потери. Танк на поле боя появился, но до того времени, когда он станет основой наступательных действий вооружённых сил, надо было пройти долгий путь.
И всё же среди специалистов в области военной техники считается, что первый танк появился гораздо раньше, причём, в России, а не в Англии. И что англичане «подсмотрели» идею танка. Одна из версий заключается в том, что проект танка (под названием «трактор») был разработан инженером Лисяковым, передан в Ставку, где с ним ознакомили англичан — союзников России. По свидетельству участника тех событий генерал-лейтенанта Шварца, английский «Марк 1» в точности соответствовал проекту Лисякова, в частности, корпус танка имел такую же ромбовидную форму. Действующий же образец конструкции другого талантливого инженера Пороховщикова вышел из ворот мастерских 18 мая 1915 года. Это был небольшой одноместный танк, названный изобретателем «Вездеход». Этот танк имел одну широкую гусеницу под днищем бронированного корпуса и привод от бензинового двигателя. Управлялся танк двумя боковыми колёсами, которые на твёрдой почве выдвигались из корпуса. Танк опирался в передней части на эти колёса, а в задней — на каток гусеницы. На зыбкой поверхности колёса убирались, и танк полностью опирался на всю нижнюю поверхность гусеницы. Длина машины составляла 3,6 метра, ширина 2 метра, а высота 1,5 метра — без пулемётной башни, которую планировалось установить позже. Весил танк «Вездеход» около 4 тонн. Испытания показали, что танк получился очень удачным. Особо отметим обтекаемую форму корпуса, к которой Пороховщиков пришёл, скорее всего, интуитивно. Много десятилетий спустя конструкторы танков пришли к наклонному положению броневых плит, чтобы снаряды противника рикошетили от брони, а не пробивали её.
Любопытно, как возникла идея создания танка. Сам Пороховщиков писал: «На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука — бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…»
Но как бы там ни было, в серию этот танк не пошёл и в боевых действиях участия не принимал. Поэтому началом истории танковых войск принято считать тот первый выход на поле боя английских танков.
После неудач под Соммой, английские конструкторы внесли в танк множество изменений. Всего за годы Первой мировой войны было выпущено пять моделей танка «Марк». Уже в четвёртой была увеличена толщина брони до 12 мм, убран рулевой «хвост» — танк управлялся тормозными муфтами дифференциала. Было изменено расположение глушителей, из которых во время движения вырывался огонь, демаскировавший танки. «Mark V» стал самым «быстроходным» танком в этой серии. Скорость увеличилась до 7,5 километров в час, а толщина брони — до 15 мм. Параллельно с «Марками» в 1917 году Англия выпустила и по-настоящему скоростную тяжёлую машину «Уипетт» («борзая»), скорость которой достигала 13,5 километров в час, при толщине брони в 14 мм. За этим танком пехота уже бежала, а не шла неторопливым шагом, как за «Марками».
Любопытна конструкция «Уипетта». Длинный корпус, похожий на корпус автомобиля, жесткие, лишённые подвески, гусеницы, которые были вытянуты вдоль корпуса. Бронированная башня в задней части корпуса, ещё не поворотная, многогранная, но вооружённая пулемётами, сводившими к минимуму «мёртвую зону» обстрела. На машине были установлены два механически никак не связанных двигателя, каждый из которых через собственную коробку передач был связан со своей гусеницей. Повороты осуществлялись изменением оборотов и переключением передач каждого из силовых блоков. Машина получилась достаточно маневренной.
Прямым прототипом современного танка можно считать французский лёгкий танк «Рено» 1916 года. Этот танк выпускался в огромных количествах. Он первым получил балансирную подвеску катков, поворотную башню, вооружённую пулемётом или 37-мм пушкой, наклонные броневые листы, 16-мм броню, спасавшую от бронебойных пуль, и управлялся бортовыми фрикционами. То есть этот танк обладал многими чертами современной боевой машины.
Дальнейшая история развития танкостроения изобиловала самыми причудливыми экспериментами. В СССР, к примеру, выпускались тяжёлые многобашенные машины, быстроходные колёсно-гученичные танки, скорость которых на твёрдом покрытии достигала 70 километров в час. А в Германии в самом конце войны были построены три гигантских сверхтяжёлых танка «Мышонок» (об этих танках мы ещё поговорим в главе, посвящённой их конструктору Фердинанду Порше). Это были машины, вооружённые несколькими пушками и десятком пулемётов, имевшие броню толщиной 240 мм (!) и весившие около 160 тонн (по некоторым данным гораздо больше — около 240 или даже до 300 тонн). В боях эти танки участия так и не приняли и были взорваны самими немцами при подходе к Берлину советских войск.
Венцом мирового танкостроения можно считать советский танк Т-34, созданный в 1940 году конструкторским коллективом Харьковского паровозостроительного завода под руководством Михаила Михайловича Кошкина. Это был первый в истории танк, оснащённый мощным дизельным двигателем, уменьшающим опасность возгорания танка и при этом обладающий высокой экономичностью. Широкие гусеницы обеспечивали Т-34 высокую проходимость, наклонные броневые плиты спасали от прямого попадания снаряда, который рикошетил и не пробивал броню. В 1940 году, весной, танк подвергли испытаниям на прочность — его в упор расстреляли из 45-мм противотанковой пушки. И ни один снаряд броню не пробил.
В этом танке, который подвергался многочисленным модернизациям и за годы войны был выпущен в огромном количестве, соединилась передовая техническая мысль того времени, точный конструкторский расчёт и опыт лучших конструкторов мира. Недаром превосходство Т-34 признавали даже немцы, выпускавшие очень хорошие машины. Они даже пытались копировать танк Кошкина, но… но это их не спасло…
От танка перейдём к стрелковому оружию и поговорим о самых распространённых в мире моделях. Стоявшая ещё с 1891 года на вооружении российской, а затем и Красной армии винтовка конструкции Сергея Ивановича Мосина (годы жизни 1949—1902) оказалась очень удачной. Винтовочный патрон 7,62 мм (три десятых дюйма, три линии — отсюда и название винтовки «трёхлинейка») позволял достичь большой дальности стрельбы — до 1500 и более метров. С укороченным стволом и более крутой нарезкой винтовка превращалась в карабин (оружие, изначально предназначенное для кавалерии), с оптическим прицелом — в снайперскую винтовку.
Трёхлинейка занимала один «фланг» стрелкового оружия. На противоположном располагалось личное оружие ближнего боя — пистолеты и пистолеты-пулемёты. Последние представляли собой симбиоз пистолета и винтовки. Используя короткий маломощный патрон, пистолеты-пулемёты не обладали достаточной дальностью стрельбы. Стрельба на расстояние свыше 100 метров была неэффективной. Но в ходе Второй мировой войны силам антигитлеровской коалиции пришлось столкнуться с новым видом стрелкового оружия — штурмовой автоматической винтовкой. Примером может служить винтовка конструкции Луиса Штанге FG-42 под так называемый промежуточный патрон — винтовочный патрон с укороченной гильзой, и штурмовые винтовки Гуго Шмайсера. Отличительной особенностью этого вида оружия были применение укороченного винтовочного (промежуточного) патрона, эффективная дальность боя до 400 метров, возможность стрельбы одиночными выстрелами или очередями, магазин ёмкостью до 30 патронов.
Ещё в годы войны в СССР началась работа над созданием собственной штурмовой автоматической винтовки, которую мы сегодня называем «автоматом». Результатом стал «Калашников» модели АК-47, принятый на вооружение в 1949 году. Хотя название прямо указывает на имя конструктора, в разработке нового оружия принимало участие множество талантливых конструкторов-оружейников, без которых Михаил Тимофеевич Калашников, не имеющий ни образования, ни опыта работы, вряд ли бы преуспел.
Итак, автомат АК-47 и его модификации стал самой массовой моделью стрелкового оружия в мире. Он выпускается уже более 50 лет в 50 странах мира. Общий объём выпуска по разным данным составил от 40 до 70 миллионов штук. Можно сказать, что ни одна война в мире после начала 50-х годов не обошлась без применения этого автомата.
Второй по популярности стала бельгийская 20-зарядная автоматическая винтовка FN FAL, выпущенная под винтовочный патрон в 1951 году. Эта винтовка выпускается до сих пор в 13 странах мира и стоит на вооружении в 55 странах. Общий объём выпуска этой винтовки превысил 12 миллионов экземпляров.
На третьем месте американская М16. О ней два слова — эта винтовка стоит на вооружении 27 стран и выпущена в количестве более 10 миллионов экземпляров. Но изначально в ней использовался не промежуточный, а винтовочный патрон, хотя образец такого патрона у американцев был уже к началу войны. С 1982 года М16 переведена на малокалиберный патрон — как и все современные виды автоматов (у АК-74 калибр патрона 5,45, у М16 — 5,56 мм). И различия между штурмовой и автоматической винтовкой в определённом смысле стёрлись.
Наконец, на четвёртом месте в мире находится израильский автомат «Галил», созданный на основе автомата Калашникова. Он стоит на вооружении 15 стран мира…
Когда смотришь на все эти бомбардировщики, танки, автоматы, возникает неожиданная мысль. Из танка может получиться отличный трактор или вездеход. Истребитель может превратиться в спортивный самолёт, бомбардировщик — в пассажирский или в транспортный. Даже пушечный лафет, если снять с него ствол, можно использовать в качестве автомобильного прицепа… Как можно использовать автомат в мирных целях? Чтобы это не было связано со смертью? Ответ — никак.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Открытия и изобретения ХХ века. Энциклопедия» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других