3. «Народный армянин» Советского Союза
Для многонациональной страны, которой является Россия, армяне — народ особый. Они и мы — нации родственные, близкие (хотя бы по вере). А потому при слове «армянин» в нашем воображении тут же возникает привычный образ — как при слове «русский» такой же образ возникает у армян.
Какой именно образ? Армена Джигарханяна — потрясающего актера, любимца публики и мудреца. Разве нет? Джигарханян часть нашей культуры — и советской, и российской. Часть нашего национального кинематографа. Причем, часть совершенно неотъемлемая.
Или образ Шарля Азнавура, великого французского певца и актера, которого в Армении почитают, как отца нации… Без преувеличения! Азнавур (его настоящая фамилия Азнавурян) сделал очень многое для восстановления страны после разрушительного Спитакского землетрясения 1988 года. В Армении он частый… гость? Нет, не гость — сюда он приезжает, как в свой дом. Армения — его историческая родина.
Или все-таки образ Фрунзика Мкртчяна? В мире много очень заслуженных армян, много героев и больших художников. Но Мкртчян — один. Человек с таким лицом, с такими глазами, с такой улыбкой…
И что совсем уж парадоксально — он был необыкновенно красив. Со своим огромным армянским носом, с огромными добрыми глазами, с трогательной улыбкой — Фрунзик был прекрасен. Его даже сравнить с кем-то трудно, поскольку Мкртчян уникален.
Хотя… может, с Бельмондо? Именно с этим французским актером Мкртчяна чаще всего и сравнивают. Но здесь другое — Фрунзик не был «универсальным солдатом», не играл авантюристов и героев без страха и упрека. Он не дрался, не поражал зрителя рельефной мускулатурой. Фрунзик просто смешил.