Тяжелый понтонный парк Н2П

Олег Дерябин

В книге изложено описание материальной части тяжелого понтонного парка Н2П и его модификаций, описание специальных автомобилей для перевозки имущества парка, а также навесных движительных агрегатов и буксирных катеров. Приводятся сборные схемы паромов и мостов собираемых из имущества парка. Текстовые материалы иллюстрированы большим количеством схем изготовленных автором.Светлой памяти моего отца,понтонера и сапераДерябина Валентина Анатольевичапосвящаю.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тяжелый понтонный парк Н2П предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Олег Дерябин, 2023

ISBN 978-5-0051-0064-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Тяжелый понтонный парк Н2П

Перевооружение Красной Армии и создание механизированных соединений, потребовали введение в их штаты тяжелых понтонных парков для переправы танков, артиллерии и другой тяжелой техники. Весельно-понтонный парк системы Томиловского, состоявший на вооружении с 1887 года, уже не отвечал требованиям по грузоподъемности. Разрабатывался парк Н2П силами ведущих научных подразделений инженерных войск: Военно-инженерной академией им. Куйбышева и Научно-исследовательским институтом инженерной техники РККА (ныне 15 ЦНИИИ МО).

Изначально при проектировании отказались от закрытых полупонтонов из-за увеличения массы на 24%, и как тогда считалось они удобнее в практическом и тактическом отношении. Эскизный проект полупонтона нового парка имел два варианта стыковых устройств, один был подобен дореволюционному моторному парку Неговского и был основным, второй представлял из себя крюки на линии днища полупонтона, но в результате на серийных полупонтонах оставили второй вариант, как более простой и надежный. Предполагалось создание самоходных полупонтонов, от которых отказались из-за утяжеления, что приводило к снижению грузоподъемности, вследствие чего было принято решение для передвижения по воде использовать навесные моторы и буксирно-моторные катера. Закупленный катер M-Boot 2, немецкой фирмы Schichau-Werke, был выбран за основу. Для перевозки и механизации работ с парком был выбран трактор Коммунар, для доработки которого в академии была создана группа специалистов по тракторам и деталям машин, которая занималась проектированием съемного подъемного крана грузоподъемностью 1 т. В дальнейшем предполагалась перевозка парка на трехосных автомобилях. Технический комитет военно-технического управления УС РККА 21 февраля 1931 года признал считать разработанным Конструкторским Бюро при ВТА РККА проект нового понтонного парка и полностью отвечающим современным требованиям, предъявляемым к понтонным паркам. Опытные образцы полупонтонов и козловой опоры парка были изготовлены к 1 мая 1931 года, а к 10 августа для проведения испытаний было изготовлено имущество парка для сборки пяти речных, одного переходного и двух береговых пролетов. В виду невозможности объединением «Сталь» в короткий срок изготовить необходимые прокатные профили из специальной стали, пролетное строение было изготовлено из стали более низкого качества. Замена специальной стали позволила провести испытания опытного образца к осени 1931 года. Однако и первые серийные пролеты были изготовлены из не проектной стали в результате чего в 1933 году первые парки были переведены в учебные, в которых для получения заданной грузоподъемности увеличивалось количество полупрогонов и уменьшалось расстояния между понтонами.

Осенью, в период с 22 по 27 октября 1931 года силами 6-го понтонного батальона (ст. Понтонная) Ленинградского Военного округа были проведены испытания нового тяжелого понтонного парка.

Понтонный парк Н2П был принят на вооружение в 1932 году и сначала производился на Коломенском машиностроительном заводе, затем производство было перенесено на Мордовщиковский судомостостроительный завод, позже переименованном в Навашинский судостроительный завод, в настоящее время это ОАО «Окская судоверфь». К середине 30-х годов, пройдя ряд усовершенствований, парк приобрел стандартную комплектацию под названием тяжелый понтонный парк Н2П, а парки изготовленные до 1933 стали называться — Н2П (учебный). В дальнейшем парк пережил несколько модернизаций, в 1941 году измененный парк получил наименование понтонный парк Н2П-41. В ходе войны уже в парк Н2П-41 было внесено ряд изменений, которые в дальнейшем оформились как понтонный парк Н2П-45. Производство парка было завершено в 1945 году.

Боевое крещение парк получил при оборудовании переправы на реке Халхин-Гол в 1939 году, где участвовали два мостовых взвода 17-го понтонно-мостовых батальона. В ходе советско-финляндской войны приняли участие три понтонных батальона, которые обеспечивали форсирование р. Сестра и р. Тайпален-Йоки. Основная нагрузка на понтонный парк легла в годы Великой Отечественной войны, где он принял основную нагрузку при переправе тяжелой техники и заслуженно встал в ряд оружия победы наряду с Т-34, ППШ, БМ-13 и другими тружениками войны. Завершал свою службу парк уже после войны, в народном хозяйстве, принимая участие в восстановлении страны, так в 1958 году через Оку в районе Серпухова был наведен комбинированный мост «Ветеранов» из речной части тяжелого понтонного парка Н2П, береговой части тяжелого мостового парка ТМП и пролетного строения специального парка СП-19.

НАЗНАЧЕНИЕ ПАРКА

Понтонный парк Н2П предназначен для оборудования паромных, мостовых и десантных (в исключительных случаях) переправ.

Из имущества парка Н2П-32 года собирались мосты грузоподъемностью от 16 до 60 т и перевозные паромы грузоподъемностью от 12 до 60 т., парк. В парке Н2П-41 собирались мосты грузоподъемностью от 8 до 75 т и перевозные паромы грузоподъемностью от 12 до 60 т., парк Н2П-45 допускал сборку перевозных паромов грузоподъемностью до 75 т.

Парк позволял оборудование железнодорожных переправ. Железнодорожные паромы и мосты принципиально не отличались от паромов и мостов для обычных переправ, но имели только неразрезную систему сборки. Укладка железнодорожного пути на паромы и мосты осуществлялась силами железнодорожных войск.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРКА Н2П

Тяжелый понтонный парк Н2П состоял на вооружении мостовой роты моторизованных понтонно-мостовых батальонов. Мостовая рота Н2П занималась только перевозкой, обслуживанием и хранением имущества парка, а оборудованием переправ занимались три понтонные роты этого батальона (по понтонной роте на мостовой взвод). Кроме этих рот в батальоне была еще техническая рота (аналог современной мостостроительной роты), на вооружении которой были средства для строительства низководных мостов, строительством же этих мостов так же занимались понтонные роты батальона. В ходе войны на вооружение мостовых рот понтонно-мостовых батальонов, вместо Н2П, могли состоять парки ТМП или парки дублеры ДМП и ДМП-42. В некоторых батальонах на вооружении были трофейные парки, в основном немецкие Type B.

До войны парки Н2П входили в состав отдельных моторизованных понтонно-мостовых батальонов танковых дивизий, понтонно-мостовых и инженерных полков РВГК, и отдельных понтонно-мостовых батальонов армий. В стрелковых корпусах, в составе инженерно-саперного батальона, состоял легкий парк НЛП, в стрелковой дивизии штатным являлся десантный парк на лодках А-3 (МПА-3), а в стрелковом полку было ТЗИ (труднозатопляемое имущество).

С началом войны батальоны сохранившие боеспособность, были выведены из состава танковых дивизий. Батальоны понтонно-мостовых полков, сохранившие материальную часть, в основном становились отдельными и придавались армиям. Личный состав батальонов потерявших парки переводился во вновь формируемые инженерно-саперные батальоны. Большие потери понтонно-мостовые батальоны понесли в ходе первых оборонительных сражений, так как они последними уходили за отступающими частями.

В 1942 году начали формироваться понтонно-мостовые бригады, в основном четырех батальонного состава. Всего было сформировано 11 бригад, пять бригад имели по 4 понтонно-мостовых батальона (2, 3, 6, 7, 11-я пмбр), три по 5 батальонов (1, 4, 5-я пмбр), одна три батальона (10-я пмбр), одна шесть (9-я пмбр) и одна 9 понтонно-мостовых батальонов (8-я пмбр). В 5-й понтонно-мостовой бригаде, в дополнении к понтонно-мостовым батальонам, было два отряда подводных работ, а в 10-й и 11-й пмбр Дальневосточного фронта дополнительно было по батальону автомобилей амфибий. В дополнении к вышеуказанным бригадам была создана запасная понтонно-мостовая бригада в составе четырех запасных понтонно-мостовых батальонов Н2П и одного запасного понтонно-мостового батальона ТМП, в 1944 году она была переформирована в понтонно-мостовой полк.

Моторизованный понтонно-мостовой батальон был включен и в состав формируемых моторизованных инженерных бригад. В бригаде было по два моторизованных инженерных батальона и одному моторизованному понтонно-мостовому батальону. В формируемые инженерно-штурмовые и инженерно-саперные бригады включался легкий парк НЛП.

Понтонно-мостовые батальоны Н2П (ТМП, ДМП, ДМП-42) были последними, где организационно было деление на понтонные роты без техники и мостовые роты, которые занимались ее перевозкой и техническим обслуживанием. После войны, новые парки ТПП и ЛПП перешли на организационную структуру, где понтонные подразделения занимались не только оборудованием переправ, но и отвечали за всю материальную часть, входившую в ее состав.

Мостовая рота Н2П состояла из трех мостовых взводов. Каждый взвод обеспечивал самостоятельное оборудование переправы. Мостовой взвод состоял из 5 мостовых отделений и отделения механиков мотористов с навесными движительными агрегатами. Четыре мостовых отделения имели по четыре автомобиля с полупонтонами и одному автомобилю с полупрогонами. В первом отделении 4 носовых полупонтона, в остальных трех отделениях по 2 носовых и 2 средних полупонтона. В пятом мостовом отделении 2 автомобиля с полупрогонами, 2 автомобиля с козловыми опорами, 1 автомобиль с аппарелями, 1 вспомогательный автомобиль, 1 тягач с катером и автокран.

Перед войной парки начали оснащаться автомобилями с новыми прицепами-роспусками, для перевозки полупрогонов, на которых дополнительно перевозились аппарели и имущество парка, поэтому в пятом отделении мостового взвода было 3 автомобиля с полупрогонами, 2 автомобиля с козловыми опорами, 1 тягач с катером и автокран.

В мостовом взводе тракторного парка каждое отделение делилось на два поезда по 3 прицепа в каждом, в пятом отделении был один поезд из двух прицепов и трактор с буксирно-моторным катером.

Мостовой взвод, при оборудовании переправ, обслуживала понтонная рота, состоящая из трех понтонных взводов и транспортного отделения для перевозки понтонеров. Понтонный взвод состоял из четырех понтонных отделений, по 9 человек в каждом, плюс командир взвода.

МОДИФИКАЦИИ ПАРКА Н2П

Н2П обр. 1932 г. (учебный)

Н2П (Н-2-П)

Н2П-41 (Н-2-П-41, Н2П обр. 1941 г.)

Н2П-45 (Н2П обр. 1945 г.)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тяжелый понтонный парк Н2П предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я