Что побеждает в мире – власть искусства или искусство власти? Как выстоять музыканту под напором прагматичности политиков и доказать правоту своего пути? Извечный конфликт возвышенного и земного, великий закулисный поединок – на страницах этой книги он проступает сквозь живые анекдоты из истории музыкального искусства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разговоры за кулисами о музыке и власти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Кто правит миром?
В двадцать пять лет Франсуа Куперен стал органистом капеллы Людовика XIV и придворным преподавателем музыки в королевской семье. Это означало, что Куперен должен был соблюдать все правила придворного этикета. Музыкант выполнял все требования:
— Обязательно ходить в парике? Пожалуйста.
Игра на клавесине входит в мои обязанности? Хорошо, в добрый час!
Плата налогов? Слушаюсь и повинуюсь!
Только не игра в карты!
Все высочайшие приглашения принять участие в этой игре Куперен вежливо, но настойчиво отклонял, говоря при этом:
— Сир, как я могу играть честно? Ведь я даже не отличаю короля от валета!
Первое представление оперы Моцарта «Похищение из сераля» состоялось вопреки интригам завистников. Некоторые современники сочли музыку грубой, и даже покровительствовавший композитору император Иосиф I заметил автору:
— Слишком хорошо для наших ушей и чрезмерно много нот, милый Моцарт.
На что композитор ответил с достоинством:
— Ровно столько, сколько нужно, ваше величество.
Когда вундеркинд Моцарт давал свои триумфальные концерты в Вене, он имел возможность осмотреть императорский дворец. В одном из залов мальчик поскользнулся на блестящем паркете и упал. Юная Мария Антуанетта, тогда еще эрцгерцогиня, оказалась поблизости и поспешила ему на помощь.
Моцарт поднялся с ее помощью на ноги, привел себя в порядок и с достоинством сказал:
— Сударыня, вы очень добры ко мне. Когда я вырасту, я на вас женюсь.
Юная эрцгерцогиня со смехом пересказала этот случай своей матери, императрице Марии Терезии.
Императрица заинтересовалась им, велела привести к ней маленького вундеркинда и спросила:
— Почему ты хочешь жениться на моей дочери?
Мальчик ответил:
— Из чувства благодарности, ваше величество.
Несмотря на то что Алябьев жил в ссылке, его произведения были хорошо известны московской публике. Его приятель композитор А. Верстовский был главным человеком в Большом театре, и на афишах то и дело появлялись сочинения опального Алябьева, которые были обозначены инициалами А. А.
Однажды начальник Тайной канцелярии Его Величества доложил Николаю I, что за таинственными инициалами скрывается сосланный Алябьев.
— Неужели? — рассеянно отозвался император. — Это который «Соловья» написал?
— Так точно, ваше величество.
— Недурная вещица…
— Однако какие мне долженствует принять меры, ваше величество, для пресечения сей дерзкой деятельности?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разговоры за кулисами о музыке и власти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других