Тайна оперативного сотрудника
Женя сидела в кабинете Петра Степановича. Он открыл перед ней папку, на которой было написано «Оперативный сотрудник».
СУПЕРСПОСОБНОСТИ
Оперативный сотрудник помнит все: имена, пароли, даты, числа, информацию, графики, схемы и многое-многое другое.
Кажется, что это человек-компьютер или даже человек-гугл.
Что ни спроси, он поднимает глаза вверх и в считаные секунды выдает нужную информацию. Главное, что он практически ничего не забывает! И если он один раз что-то запомнил, то останется с этой информацией на долгие годы.
Оперативный сотрудник использует мнемотехнику.
Женя вопросительно посмотрела на преподавателя, а он спросил:
— Ты знаешь, что наша память умеет рисовать? Это могут использовать не все, но те, кто умеют, воистину обладают суперспособностями.
Мнемотехнические приемы запоминания основаны на очень простом, но главном правиле — преобразовании любой информации (текста, схемы, голоса) в картинку.
Ты — художница. Поэтому мы будем рисовать историю. В памяти, на листочке, на твоем планшете, как угодно.
Главная задача оперативного сотрудника, или суперагента с великолепной памятью, состоит в том, чтобы научиться любую информацию, которую необходимо запомнить, ловко преобразовывать в графический образ. Мыслить как художник.
Мне твой папа говорил, что ты постоянно рисуешь, значит, с этим проблем не будет.
Образ — это основа мнемотехники. Без правильно созданного образа не получится ничего.
Технику создания правильных образов называют мнемотехнический квадрат. Квадрат, потому что так проще запомнить, что правил — четыре.
Первое правило — образ должен быть объемным, то есть его можно потрогать или даже при желании подержать в руках.
Второе правило — образ должен быть цветным и четким.
Третье правило — образ должен быть ограниченным.
Четвертое правило — он иметь относительные равнозначные другим образам размеры, массу.

Если образ правильный, его можно повернуть в своем воображении, приблизить или отдалить, даже перекрасить.
Женя пока смутно понимала профессора, но слушала. Она изобразила правило квадрата в своем блокноте.
Профессор продолжил:
— Представь машину. Какого она цвета? Где она находится? Попробуй, поверни ее в голове по часовой стрелке. Против. Постав машину на капот. На крышу. Отдали от себя. Приблизь. Если у тебя получается, то выбранный образ отличный и правильный. А твоя память прекрасно рисует.
Женя засмеялась. Потому что у нее получилось. Она представила себе их последнюю поездку в отпуск, когда машина была загружена до предела. А когда в воображении повернула картинку, ей показалась она очень смешной. Велосипед, закрепленный на крыше, упал, и его придавило.
— Получилось? Отлично! А если я тебе скажу, что машина, которую ты должна представить, — стиральная? Изменится ли твой образ?
Образ вмиг поменялся. Женя даже не удержалась от улыбки.

Петр Степанович продолжал:
— Представлять понятные и существующие объекты нетрудно: кошка, стол, стул, человек, собака, кровать, машина — все это предметы, которые легко можно представить.
А что делать с абстрактными понятиями? И с теми, которые нельзя представить ограниченным? Нельзя потрогать, нельзя пнуть? Например, нежность или любовь? Солнце или дождь?
Женя пожала плечами. Она понимала, о чем Петр Степанович. Ведь в том же учебнике истории много именно сложных, не всегда понятных слов и абстрактных понятий.
Профессор увидел заинтересованность Жени и сказал:
— Для этого можно воспользоваться следующим принципом:
те слова (действия, признаки), которые нельзя представить однозначно, мы представляем с помощью придуманных ассоциаций.
Нежность — мама гладит ребенка.
Любовь — сердце (или фантик конфеты Love is…).
Солнце можно представить в виде мягкой игрушки в форме солнца.
А дождь — мокрый зонтик.
Находить эти ассоциации со временем становится очень и очень просто. Здесь дело практики и тренировки.
Это и есть мышление художника. Когда он любое чувство может нарисовать.
Сложные и непонятные слова, определения и термины можно закодировать в образ по звучанию.
Например, штат Америки Аляска, если прислушаться, очень похож на «Коляска», и можно представить всех жителей штата с колясками.
А элемент таблицы Менделеева рений по звучанию похож на четкое образное слово «ремень».
Чтобы найти подходящий образ, нужно несколько раз произнести кодируемое слово и ответить на вопрос: на какое русское слово оно похоже? Если не получается найти подходящую ассоциацию, надо закрывать правую часть слова и, тем самым сокращая слово, искать подходящее в родном языке.
Например: Монтана (можно закрыть «-тана» и найти ассоциацию на слово «мон» — монета).
Петр Степанович сказал:
— Сделай небольшое упражнение: закодируй в образы эти слова. Напоминаю, они должны быть ограниченными, цветными, объемными и иметь массу.
Как бы ты их нарисовала? Изобрази:
Кошка
Стол
Лето
Любовь
Нежность
Огонь
Иголка
Ежик
Ель
Облако
Пылесос
Насос
Вертолет
У Жени возникли пять образов только кошки:) ЗАДАНИЕ Петра Степановича выполнять было очень интересно.

Попробуйте и вы! Нарисуйте образы к словам:

Когда Женя закончила, профессор предложил:
— Теперь давай попробуем, используя технику «Репка», связать их между собой. Помнишь, в сказке «Репка» герои держатся друг за друга: дедка за репку, бабка за дедку и т. д.
Именно из-за этой связи мы запоминаем всех героев легко и просто.
Главное в технике «Репка» — представить запоминаемые образы и связать их друг с другом.
Связать можно совершенно по-разному, но главное, чтобы каждое новое слово крепко держалось за предыдущее.
Например, чтобы запомнить слова, записанные выше, соединим их в цепочку. Нарисуй эту картину, историю в своем воображении.
Представь кошку, которая прыгнула на стол.
На столе лежала картина, на которой изображено лето.
На картине сверху лежал сноуборд, а на нем перевозили двигатель.
Сверху на двигателе было приклеено кольцо, на нем была большая иголка.
Иголку стал отбирать ежик и пошел прятаться под ель.
На ель сверху село отдохнуть облако, а кто-то пытался его запылесосить.
Пылесос сломался, и взяли насос.
Насос убрали в вертолет.
Женя четко представила себе этот «мультик», а профессор сказал:
— Женя, теперь запиши слова в том порядке, в котором мы их запомнили, а потом в обратном порядке.
Петр Степанович протянул Жене лист бумаги:

— На этом наша встреча закончилась. Твоя задача — практиковать этот навык и запоминать все, что нужно будет запомнить. Только делать это через образы и рисунки.
Жене понравился урок, и первая практика ее ждала в тот же день. Мама, как обычно, стала диктовать Жене список покупок.
Только в этот раз Женя их не записывала, а соединяла в памяти.
Мама стала диктовать, что нужно купить в магазине:
Ананас
Бананы
Лимон
Капусту
Курицу
Горошек
Торт на день рождения Светы

В этот раз по заданию Петра Степановича Женя просто склеивала и соединяла продукты друг с другом! И впервые в жизни у нее получилось запомнить так много слов сразу! И теперь она решила всегда ходить в магазин без бумажек!
Попробуйте и вы и придумайте, как можно соединить (связать, склеить, поставить одно на другое или одно в другое, закрепить скотчем или веревкой) следующие слова:
Кружка
Яблоко
Мороженое
Ноутбук
Кошка
Шарик
Кастрюля
Подушка
Самолет
Лыжи
Медведь
Кирпич
Антенна
Лимон