Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования

Светлана Гончарова, 2014

Исследована проблема комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Представлена авторская модель и технологии медико-психологопедагогического сопровождения данной категории обучающихся. Предназначена специалистам в сфере высшего профессионального образования, научным работникам и аспирантам.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Теоретико-методологический анализ проблемы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья

1.1. Проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе

Попытки объединения двух длительное время изолированно развивавшихся систем — специального образования на основе традиционных медицинских классификаций и с вытекающими из них видами дефектов, с одной стороны, и с другой — массового образования с его консервативной концепцией в виде сравнительно однородных по успешности учебных групп (классов), традиционно ориентированного на успешность, с мотивацией учения на основе нормативного оценивания и межличностного сравнения, создают в реальности значительные трудности для реализации идеи инклюзивного образования.

Обратившись к истории интеграции, можно видеть, что регулярная школьная интеграция в зарубежных странах ХХ века начиналась (после периода опытов) с соответствующего законодательного реформирования массовой системы образования под задачи интеграции.

В настоящее время практически отсутствуют и являются скорее невозможными материальные гарантии инклюзивного образования как дорогостоящего проекта, который должен предусматривать одновременно с созданием специальной образовательной среды в образовательном учреждении сохранение существующей системы специального образования, улучшения его материальных условий за счет определенной разгрузки (уменьшение числа учащихся, приходящихся на одного преподавателя). Речь идет, по сути, о выстраивании параллельной и сертифицированной системы специального образования в структуре массовой образовательной системы — так, как это имеет место в цивилизованных странах мира.

В основе идеи инклюзивного образования лежит право выбора, и ни один из вариантов этого выбора (массовая или специальная школа) не должен быть хуже другого. В России управленческие структуры образования рассматривают инклюзию чаще всего как способ экономии средств в образовании за счет перемещения учащихся с особыми образовательными потребностями в массовую школу и закрытие подавляющего большинства учреждений специального образования, извращая и дискредитируя тем самым гуманистические идеи инклюзивного образования.

В прямой связи с этим находится и проблема создания сертифицированной специальной образовательной среды в системе массового образования, а также инструментов контроля за соблюдением права на качественное специальное образование для детей с ограниченными возможностями. Сертифицирование образовательной среды должно спасти детей с ограниченными возможностями от безответственности массовой школы при введении адресного (подушевого) финансирования, когда администрация «инклюзивной» школы заинтересована лишь в наличии возможно большего числа детей с ограниченными возможностями (точнее — выделенных материальных средств), но не в создании для них специальной образовательной среды [102].

Кроме того, отметим проблемы, характерные для системы образования (в том числе и для Красноярского края).

Во-первых, в динамично развивающемся обществе возрастает роль образования, а возможность получения образования детям с ограниченными возможностями и инвалидам затруднена. Значит, необходимы меры по созданию условий со стороны высших образовательных учреждений для устранения препятствий в получении образования лицам с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что на уровне государственной политики предпринимаются определенные меры в этом направлении.

Во-вторых, в числе приоритетов в сфере образования отмечается создание условий для реализации права на образование детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов [30].

В-третьих, среди условий для реализации права на образование отмечалось, что внедрение инклюзивного образования требует создания нормативной базы, формирования среды отношения здоровых к больным, создания общественных объединений «Родители детей-инвалидов», решения вопроса профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства. Одним из важнейших условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья являются наличие государственных нормативных документов, связанных с поступлением в вуз в форме ЕГЭ детей-инвалидов [30; 31; 32].

Анализ существующих документов показывает, что «прием детей-инвалидов, инвалидов I и II групп на направления подготовки (специальности), включенные в эксперимент по введению ЕГЭ, проводится по результатам вступительных испытаний, организуемых сузами и вузами самостоятельно» [32]. Также отмечается, что детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, принимают в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Порядок приёма граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2009 № 4 (с изменениями от 26.05.2009). Мы отмечаем, что за последние годы было принято достаточное количество нормативных документов, направленных на создание условий для реализации права на образование детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов [17; 19; 22; 23; 29; 31;

216]. Следует отметить документ, регламентирующий поступление детей-инвалидов, согласно которому: «Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп зачисляются на бюджетные места вузов вне конкурса, но после зачисления лиц, имеющих право на поступление без вступительных испытаний (победители и призеры школьных олимпиад, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам) [32]. Кроме того, в нормативных документах отмечается, что «граждане с ограниченными возможностями здоровья (лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабо слышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие) принимаются как на основании результатов единого государственного экзамена, так и на основании результатов вступительных испытаний, проводимых образовательным учреждением самостоятельно (при отсутствии результатов единого государственного экзамена)» [15; 23; 31; 32].

Анализ вышеперечисленных документов показывает, что в нашем государстве приняты необходимые нормативные документы, регламентирующие право детей-инвалидов на получение образования, однако на практике большинство вузов в условиях приема не предусматривают специальные вступительные испытания для категории детей, имеющих ограничения здоровья, что, безусловно, затрудняет их поступление и является препятствием для получения образования.

Кроме затруднений, связанных с получением образования, следует отметить, что большинство детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, требуют медико-психолого-педагогического сопровождения, которое должно, на наш взгляд, основываться на изучении их потребностей.

Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет социально-психологический аспект проблемы, в том числе и категория менталитета, влияющего на отношение как общества в целом, так и лиц, принимающих ответственные решения в сфере законодательства, организации и финансирования образования. Можно констатировать, что сегодня в российском общественном сознании сохраняется дефектоориентированный подход (дети-инвалиды, больные дети и т. п.).

Приоритетность в нашей стране категории социальной защиты перед категорией образования лиц с ограниченными возможностями генетически восходит к призренчески-патерналистским детерминантам, заложенным много столетий назад отечественным православием, и является прочной составной частью российской ментальности. Поэтому и сегодня в государственных программах, адресованных лицам с ограниченными возможностями, виден приоритет материального подаяния «больным детям», «детям-инвалидам» перед программой качественного образования для них как средства социальной интеграции и жизненной самореализации. Нет пока и прочного социально-профессионального партнерства между дефектологами и учителями массовой школы.

Множество проблем возникает при попытках нормализации социально-психологического климата в отечественной массовой общеобразовательной школе, становящейся на путь интеграции. Инклюзивное образование невозможно без социального партнерства. Однако сегодня его нет даже среди обычных детей, поскольку отечественная массовая школа традиционно ориентирована не на личность как таковую, а на результат (успешность сдачи ЕГЭ, процент поступивших в вузы). Партнерство в школе подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые. Устоявшаяся система школьных ценностей отечественной массовой школы находится сегодня в глубоком противоречии с идеей инклюзивного образования.

В заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время наша страна находится лишь на дальних подступах к действительно инклюзивному образованию, дорога к которому лежит через преодоление (или непреодоление) системных проблем отечественного образования.

1.2. Опыт отечественного и зарубежного инклюзивного интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Процесс создания необходимых условий и предпосылок для более полной интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в систему социальных отношений является весьма сложным, включающим в себя разработку организационно-управленческих и правовых решений, материально-техническую обеспеченность этого процесса, информационно-технологические разработки и формирование соответствующего общественного мнения. Очевидно, что обеспечение социокультурных аспектов жизни лиц с ограниченными физическими возможностями, создание условий для полноценного их развития предполагает выстраивание соответствующих социальных решений. Эта социальная политика должна строиться на гуманистических принципах. Научная обоснованность, системность подхода при выявлении и постановки проблем, учет характера различных групп инвалидности, регионализация, иерархичность и координационность субъектов организационной деятельности, опора и ориентация на их способности и правовые решения органов власти выступают важнейшими принципами решения данной проблемы.

В настоящее время выполнен целый ряд исследований, касающийся разных аспектов проблемы, — от описания социально-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями за рубежом (в Англии, Бельгии, Иордании) до создания модели реабилитационно-социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями в России (Ю. Ю. Антропова, С. Атван, Н. Г. Гадирова, С. В. Герасимова, М. Н. Гуслова, А. В. Гущина, А. А. Дмитриев, С. Н. Кавокин, Л. Н. Кошелева, И. Л. Лукомская, С. М. Микрюкова, О. С. Рыжова, А. Н. Салахбекова, Г. И. Спиридонова, Р. А. Сулейменова, М. Н. Фейзопуло, Е. Ю. Шпанко) [53; 54; 56; 83; 86; 119; 120; 128; 141; 154; 168; 182; 231; 234; 246; 254; 259; 267].

Право на образование является одним из важнейших субъективных прав личности. Будучи неотъемлемым элементом системы прав человека и жизни общества в целом, оно сопровождает эволюцию индивидуумов и народов, обеспечивает совершенствование человечества. Право на образование создает возможность доступа к результатам развития цивилизации, приобщает человека к достигнутому обществом уровню культуры, воспитывает уважение к общечеловеческим ценностям, формирует национальную культуру, содействует социальному прогрессу.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом. Одним из таких субъектов являются лица с ограниченными возможностями здоровья. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование, устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни.

Инклюзивное (англ. inclusion — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю), или включенное, образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Выделено восемь принципов инклюзивного образования:

• ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

• каждый человек способен чувствовать и думать;

• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

• все люди нуждаются друг в друге;

• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

• все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

• для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

• разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные учреждения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Система инклюзив-ного образования также предполагает создание специальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, включающих в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора, оказывающего обучающимся необходимую техническую и методическую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях инклюзивного образования меняется качество получаемого образования, направленность изучения учебных предметов, учащиеся с особенностями в развитии осваивают не только совокупность знаний, но и окружающую действительность.

В связи с этим проблема совершенствования условий и механизмов обучения детей с особыми образовательными потребностями, поиска и внедрения эффективных средств, педагогических технологий, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающих успешную адаптацию детей в новых социальных условиях, в том числе в условиях образовательного пространства образовательного учреждения, является весьма актуальной.

1.3. Международные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию инклюзивного образования

Эволюция международного права в области прав инвалидов отражает две основные тенденции:

• постепенную гуманизацию понятий, характеризующих рассматриваемую группу лиц;

• последовательное углубление принципа равенства и антидискриминации в получении образования от признания права на образование как субъективного права ущемленной естественными обстоятельствами жизнедеятельности социальной группы до закрепления права на совместное обучение с другими лицами в общих образовательных учреждениях.

В основе инклюзивного образования лежит право на образование, провозглашенное ООН во Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948), где сказано: «1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» [1. С. 26].

Первый протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 года) закрепляет правило о том, что никому не может быть отказано в праве на образование (ст. 2). Государства должны уважать право родителей давать детям образование в соответствии со своими религиозными и философскими убеждениями.

В дальнейшем основные принципы инклюзивного образования были зафиксированы во многих международных документах. Следующим из них после Всеобщей декларации прав человека стала Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959): «…Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния». Седьмой принцип Декларации определяет, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и стать полезным членом общества» [3].

Специальный антидискриминационный акт в области образования — Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования — был принят 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии. Статья 1.1 Конвенции определяет как дискриминацию всякое ограничение или предпочтение по какому-либо признаку, имеющее целью или следствием нарушения равенства в области образования. Дискриминацией, в частности, является закрытие для какой-либо группы лиц доступа к образованию, ограничение образования для какой-либо группы лиц низшим уровнем образования, создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для какой-либо группы лиц, положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

Согласно статье 3 Конвенции государства-участники обязуются отменить законодательные постановления и административные распоряжения и прекратить административную практику дискриминационного характера, а также принять законодательные меры, необходимые для устранения всякой дискриминации при приеме учащихся в учебные заведения.

Европейская социальная хартия (Турин, 18 октября 1961 года) закрепила право на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку (в том числе и для инвалидов), а также право физически и психически нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, реабилитацию и социальную обустроенность (ст. 9, 10, 15). Пересмотренный текст документа, подписанный в Страсбурге в 1996 году, расширяет содержание предусмотренных прав. В соответствии со статьей 9 Хартии государства-участники обязуются создавать или поддерживать службу, обеспечивающую бесплатную помощь, в том числе инвалидам, в решении проблем профессионального выбора и карьеры.

Статья 10 Хартии призывает страны способствовать предоставлению технической и профессиональной подготовки всем лицам, включая инвалидов, а также обеспечивать доступ к высшему образованию исключительно на основе критерия личных способностей.

Согласно статье 15 государства должны принимать меры к обеспечению образования и профессиональной подготовки лиц с физическими и умственными недостатками в рамках, по возможности, соответствующих общим системам, а когда невозможно — через специализированные государственные или частные учреждения [4].

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966) отмечает, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и осознание ее достоинства (ст. 13) [5].

Декларация о правах инвалидов (провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1975 года) призывает признать права за всеми инвалидами, без каких бы то ни было исключений и без дискриминации, в том числе право на образование, ремесленную профессиональную подготовку, услуги по трудоустройству, другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции [8].

В декабре 1982 года резолюцией 37/52Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, целью которой явилось содействие принятию эффективных мер в реализации задач равенства и полного участия инвалидов в социальной жизни и развитии, а период 1983–1991 годов был провозглашен ООН Десятилетием инвалидов [9].

Новый этап в развитии международно-правовых норм в отношении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья наступил в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Декларация о праве на развитие (провозглашена резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года) признает человека основным субъектом развития, провозглашает ответственность всех людей за развитие в индивидуальном и коллективном плане с учетом необходимости уважения прав человека и основных свобод, а также своих обязанностей перед обществом (ст. 2). Декларация призывает государства принимать на национальном уровне все необходимые меры для осуществления этого права и обеспечить, в частности, равенство возможностей для всех в том, что касается доступа к основным ресурсам и образованию (п. 1 ст. 8) [6].

В августе 1989 года в Таллинне была принята стратегия в целях содействия участию, подготовке и занятости инвалидов. В Таллиннских руководящих принципах для деятельности в области развития людских ресурсов применительно к инвалидам (Приложение к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 08.12.1989 № 44/70 «Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов и Десятилетие инвалидов ООН») сформулировано пожелание государствам разрабатывать специальные программы и учебные материалы для развития детей-инвалидов в младенческом и дошкольном возрасте, предоставлять инвалидам возможности получения начального, среднего и высшего образования в рамках обычных систем просвещения в обычных школах. Правительствам рекомендовано разрабатывать и реализовывать на национальном уровне рентабельные альтернативы созданию специальных школ для инвалидов. Обучение детей-инвалидов, указывается в документе, должно подкрепляться сотрудничеством учреждений, оказывающих медицинские услуги, учителей и родителей. Общая программа подготовки преподавателей должна включать приобретение навыков обучения детей и подростков-инвалидов в обычных школах.

Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989) закрепляет признание государствами-участниками права неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на полноценную и достойную жизнь, в том числе права на помощь с целью обеспечения эффективного доступа к услугам в области образования. В статьях 28, 29 Конвенции подтверждается право ребенка на образование, осуществление которого должно происходить на основе равных возможностей, для чего государства-участники конвенции обеспечивают его доступность для всех детей, принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу. Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, а также подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (ст. 23) [7].

В первой половине 1990-х годов международным сообществом принят целый ряд актов, расширяющих представления о правах людей в области образования (в том числе лиц с ограниченными возможностями). Так, в марте 1990 года в Джомтьене (Таиланд) участники Международной конференции по образованию для всех подписали Всемирную (Джомтьенскую) декларацию об образовании для всех. Каждый человек (ребенок, молодой человек и взрослый), провозглашает статья 1 Декларации, должен получать образовательные возможности, соответствующие его основным образовательным потребностям. Документ провозглашает необходимость «более широкого подхода» по сравнению с тем, что существует в настоящее время в отношении базового образования. Такой подход предполагает обеспечение универсальной доступности и равенства, сосредоточения внимания на обучении, увеличение средств и расширение масштабов базового образования, создание благоприятной атмосферы обучения, укрепление отношений партнерства. Кроме того, особое внимание должно быть уделено потребностям инвалидов в области образования, включая необходимость принятия мер по обеспечению равного доступа к образованию для всех категорий инвалидов как неотъемлемой части системы образования (п. 5 ст. 3 Декларации). Одновременно с Декларацией были приняты «Рамки действий» для удовлетворения базовых образовательных потребностей, предназначенные для практического использования при составлении национальных планов действий, в том числе для отдельных целевых групп (например, бедных, инвалидов и т. д.) [9].

20 декабря 1993 года резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, в которых, в частности, отражены задачи в области обеспечения доступности образования для инвалидов, указаны элементы механизма реализации образования в интегрированных структурах (в рамках обычной школы). Помимо признания принципа равных возможностей лиц, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах, правило 6 названного акта определяет, что для обеспечения инвалидам возможностей в области образования в обычной школе государствам следует обеспечить гибкость учебных программ, подготовку преподавателей и оказание им поддержки.

Наиболее подробным и содержательным актом в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является Саламанкская декларация (Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями), которая была принята 10 июня 1994 года в Саламанке (Испания) на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями путем аккламации. В работе Конференции приняли участие более 300 человек и представляли 92 правительства и 25 международных организаций, в том числе ЮНЕСКО.

В данном документе появляется термин «лица, имеющие особые потребности в области образования», вводится понятие инклюзивного образования, предполагающего включение лиц с недостатками развития в обычную образовательную среду, более широкое применение индивидуальных подходов в обучении.

В Саламанкской декларации закреплен основной принцип инклюзивной школы, согласно которому все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Инклюзивные школы должны признавать и учитывать различные потребности своих учащихся путем приведения в соответствие различных видов и темпов обучения (ч. I, п. 7).

Инклюзивная ориентация основана на следующих принципиальных положениях, содержащихся в Декларации: каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности; образовательные программы должны разрабатываться и выполняться таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей. Инклюзивное образование, указывается в Декларации, — это наиболее эффективное средство борьбы с дискриминационными воззрениями, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех. Документ признаёт необходимым участие родителей, общин и организаций в процессах планирования и принятия решений, касающихся удовлетворения специальных образовательных потребностей.

Вместе с декларацией участники конференции приняли программу «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», содержащую рекомендации по обеспечению образования детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования. Важными элементами, закрепленными в указанном документе, являются:право родителей на то, чтобы с ними консультировались относительно форм образования, которые в наилучшей степени удовлетворяли бы потребностям их детей (п. 2); обязанность школы принимать всех детей, несмотря на их физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, в том числе детей с умственными и физическими недостатками, одаренных детей, беспризорных и работающих, детей из маргинализированных групп населения и т. д. (п. 3); понятие «специальные образовательные потребности», определяемое как относящееся к детям и молодым людям, потребности которых зависят от различных видов физической или умственной недостаточности или трудностей, связанных с обучением (п. 3);принятие параллельных мер в таких областях, как здравоохранение, социальное обеспечение, профессиональная подготовка и занятость с целью применения в полной мере законодательства об образовании (п. 17).

Документ также содержит предложения программного характера, предназначенные для надлежащего внедрения принципов инклюзивного образования (финансирование, управление школой, гибкость учебного плана, подготовка педагогического персонала, организация служб поддержки и т. д.).

Задача образования для всех (для каждого гражданина и каждого общества) была подтверждена участниками Всемирного форума по образованию, проходившего 26–28 апреля 2000 года в г. Дакаре (Сенегал).

«Дакарские рамки действий», принятые на форуме, констатируют достижение значительного прогресса целей образования для всех во многих странах. Среди целей, предусмотренных в документе (п. 7), указываются расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию, особенно в отношении наиболее уязвимых и обездоленных детей, обеспечение того, чтобы образовательные потребности всех молодых людей и взрослых удовлетворялись на основе равного доступа к соответствующим программам обучения, приобретения жизненных навыков и воспитания гражданственности.

В 2006 году была принята Конвенция ООН о правах инвалидов (принята резолюцией № 61/106 Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года) — документ, отражающий понимание международным сообществом проблем инвалидности и прав инвалидов на современном этапе. Цель Конвенции — поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства (ст. 1). В результате такого понимания по-иному должны формулироваться основные принципы государственной поддержки инвалидов. Государство призвано не компенсировать материальные недостатки этой социальной группы с помощью мер социальной поддержки, а создавать условия для наиболее полного и эффективного участия ее членов в жизни общества наравне с другими.

Статья 24 Конвенции посвящена праву на образование. Она предусматривает обязанность государств-участников обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. Государства должны обеспечить инвалидам равный с другими гражданами доступ к инклюзивному качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в месте их проживания. Инвалиды не должны исключаться из общей системы образования по причине инвалидности, в том числе из системы бесплатного обязательного начального и среднего образования. Облегчение возможности равного и полного вовлечения инвалидов в систему образования должно выражаться в таких мерах, как развитие различных средств общения, использование наиболее подходящих языков, методов и способов общения (в том числе содействие освоению жестового языка, азбуки Брайля) в обстановке, максимально способствующей развитию и освоению знаний. Акты международного права свидетельствуют об изменениях в сознании общества, выражающихся в постепенном переходе от признания равенства инвалидов в правах, их права на доступность образования к определению механизма обеспечения этого равенства [10].

Для совершенствования системы образования, формирования современных подходов к образованию важны итоговые документы ЮНЕСКО, организации, которая в соответствии с Джомтьенской декларацией и «Дакарскими рамками действий» проводит мониторинг и составляет ежегодный доклад о реализации образования для всех. «Дакарские рамки действий» предусматривают создание рабочих групп по каждой из шести обозначенных в них целей.

В резюме Всемирного доклада по мониторингу «Образование для всех» за 2006 год как одно из необходимых направлений работы стран в данной области упоминается выработка равенства и инклюзивных подходов: «Инклюзивная политика подразумевает учет культурного и языкового разнообразия и уделение внимания учащимся с особыми потребностями, повсеместное стремление к обеспечению гендерного равенства во всех учебных ситуациях, а также усилия, направленные на то, чтобы школы и программы действовали в непосредственной близости от места жительства тех, для кого они предназначены» [11].

Таким образом, инклюзивное образование рассматривается международным сообществом как более общее понятие, охватывающее самый различный круг лиц, а не только инвалидов. Политика содействия инклюзивному образованию нацелена на сокращение платы за школьное образование, оказание помощи детям-сиротам и уязвимым группам детей путем введения в действие гибких образовательных механизмов, обеспечение гендерного равенства, а также инклюзивного образования для удовлетворения образовательных потребностей учащихся-инвалидов.

1.4. Правовая практика применения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья за рубежом

Нормативное закрепление прав детей (имеющих отклонения в развитии) в области образования в странах Запада стало происходить в основном во второй половине XIX века, но система специального образования начала формироваться в первой половине XX века. В дальнейшем же с развитием теории прав человека (после Второй мировой войны) права лиц с ограниченными возможностями, в том числе в области образования, получают признание и закрепление на международном уровне.

Особенно активно процесс нормативного обеспечения права на образование лиц с отклонениями развивался после введения всеобщего обязательного образования, что способствовало реальному выявлению детей, нуждавшихся в специальных условиях обучения и образовательных программах.

Право инвалидов на лечение, реабилитацию и образование закреплено в законах всех государств. В большинстве стран создана сеть специализированных школ. Можно говорить и о тенденции к интегрированию детей с нарушениями здоровья в массовые (общие) школы. Чаще всего специализированные школы принимают детей с тяжёлыми нарушениями здоровья. Так, в Польше специализированные школы принимают детей с множеством отклонений, в Чешской Республике, Словацкой Республике и Венгрии, например, исключение составляют дети с тяжёлыми умственными недостатками, в Румынии же интеграция детей с нарушением здоровья обязательна в общеобразовательные школы.

Вопросы профессиональной подготовки лиц со специальными нуждами обязательно находят своё отражение в законодательных актах по образованию каждой страны. Профессиональная ориентация и начальная профессиональная подготовка предусмотрена уже в курсе школьного обучения.

Во многих странах существуют государственные специальные профессиональные школы, создаются трудовые центры (в Финляндии их более 100), центры профессиональной реабилитации (Германия), «трудовые клубы» (США, Великобритания).

Привлекает внимание опыт работы Финляндии по профессиональной реабилитации инвалидов. Профессиональное обучение лиц с нарушениями трудоспособности проходит по трём направлениям:

• интегрирование в обычное учебное учреждение;

• создание отдельного класса (группы) в обычном учебном учреждении;

• обучение в специальном учебном учреждении (10–20 % инвалидов).

С профессиональным обучением и профессиональным образованием тесно связана проблема профессиональной реабилитации — трудоустройство, интеграция на рабочие места. Для многих стран эта проблема является сложной, не везде её удаётся разрешить вводом законов, а их правительства находятся в поиске новых путей интегрирования людей с нарушениями здоровья в общество.

В Великобритании программы трудового обучения применяются в 60 % средних школ, где на их освоение отводится до 20 % учебного времени. Предлагается несколько вариантов программ: «Профессия», «Индустриальный проект», «Краткий курс изучения индустрии» и др.

Подготовка лиц с нарушениями здоровья к борьбе на рынке в каждой стране решается различными способами, выбор которых обусловлен экономическим положением, политическим режимом, социальной политикой отдельно взятой страны. Например, Франция ориентирована на профессиональное образование только средней и низкой квалификации для лиц с недостатками здоровья. Она является первой страной, где проведены научные исследования и разработаны мероприятия по воспитанию и обучению умственно отсталых детей. Всеобщее обязательное начальное обучение для данной категории детей введено в 1886 году. В 1909 году принят закон «Школы и классы усовершенствования для отсталых детей», который разрешил создавать для умственно отсталых детей специальные классы при начальных школах (классы усовершенствования) и специальные школы, являвшиеся частью общей системы начального образования. В классах усовершенствования обучались дети в возрасте от 6 до 13 лет. По достижении 14-летнего возраста они поступали в школу усовершенствования, где овладевали какой-либо профессией.

В 1944 году там же принят новый закон, предусматривавший меры правовой защиты детей, которых законодатель определил термином «неприспособленный» (inadaptes). К числу таких детей закон относил не только глухих, слепых, умственно отсталых, детей с психическими расстройствами, но и детей-сирот, а также детей, лишенных нормальных условий воспитания в семье. В дальнейшем неприспособленные дети были разделены на пять категорий: физически неприспособленные, социально неприспособленные с нормальным интеллектом, неприспособленные к обучению с нормальным интеллектом (педагогически запущенные), необучаемые дети (с глубокими физическими и психическими дефектами).

Согласно актам Министерства образования Франции прием в специальные классы и школы производится по заключению особой комиссии в присутствии родителя (опекуна) ребенка. Испытание ребенка (экзамен) проходит с применением метода психометрии, разработанного известными учеными Бинэ и Симоном, чьи исследования были опубликованы в начале XX века, в том числе и в России. Ребенок признавался ненормальным, если отставал в развитии от своих сверстников на 2 года в возрасте до 9 лет и на 3 года в возрасте 9 лет и старше. Обязательным является обучение в специальном классе для детей, которые не получали образования дома или в частной школе. С 1967 года образование во Франции обязательно для всех детей от 6 до 16 лет.

Действующее образовательное законодательство Франции кодифицировано, положения о специальном образовании являются частью общего акта об образовании. Кодекс образования Франции, принятый в 2000 году, предусматривает обязательное образование для детей и подростков с физическими и умственными отклонениями в виде обычного либо специального образования. Поощряется школьная интеграция таких учеников. Специальное образование включает педагогические, психологические, социальные, медицинские действия. Кодекс образования Франции закрепляет гарантии государственных расходов на обучение и первичную профподго-товку таких учеников в обычных классах, либо в специальных организациях, либо в частных образовательных учреждениях. Родители имеют право выбора образовательного учреждения из числа тех, которые осуществляют специальное образование и могут принять ученика.

В настоящее время большинство учащихся Франции обучаются в школах, которые подчиняются Министерству образования. В то же время примерно 100 тысяч учеников, имеющих различные физические и психические ограничения, находятся в медико-социальных учреждениях, подчиняющихся Министерству образования Франции или здравоохранения.

Во Франции существует специальное, или адаптивное, образование, направленное на содействие интеграции детей в начальную и среднюю школу. Такое образование осуществляется в форме интеграционных классов в школах либо в форме адаптационного и трудового обучения, которое дается в специальных школах, относящихся к здравоохранению. Данная форма образования охватывает примерно 5 % детей и нацелена на содействие учащимся в достижении минимального уровня квалификации, необходимого для получения документа о трудовой подготовке [103; 107; 189; 214; 232; 233].

Соединенные Штаты Америки. Основным законодательным актом США в рассматриваемой области является закон о специальном образовании детей с ограниченными возможностями (Individuals with Disabilities Education Act, IDEA), принятый в 1975 году, который до 1991 года назывался «Закон об образовании всех отсталых детей» (Education for All Handicapped Children Act). Изменения в указанный акт вносились в 1986, 1995, 1997, 2004 годах.

Специалисты в области педагогики в США, стремясь отказаться от унизительных терминов «дефективный», «аномальный», стали широко использовать (после Второй мировой войны) термин «исключительный», для обозначения всех детей, которые в своем физическом и психическом развитии отстают от сверстников или, наоборот, опережают их. К кругу исключительных относили и особо одаренных детей. С начала 1990-х годов в американском законодательстве вместо прежнего термина «ребенок с недостатками» (handicapped child) используется термин «ребенок с ограниченными возможностями» (disabled child).

До принятия закона 1,75 млн детей с ограниченными возможностями вообще не посещали школу, а 2,5 млн получали образование, неадекватное их ограничениям. Изменения, внесённые в данный закон в 1986 году, позволили предъявлять иски в защиту прав детей с ограниченными возможностями на основании антидискриминационных положений законов о реабилитации (Rehabilitation Act) и о гражданах с ограниченными возможностями (Americans with Disabilities Act).

Изменения 1997 года расширили права родителей, а также снизили ограничения для учащихся с особыми образовательными потребностями, установив, что они должны обучаться по обычным учебным планам, когда это возможно. Принимая дополнения в закон, Конгресс отметил, что ограничение возможностей является естественной частью человеческой жизни и не должно ущемлять право индивидуума участвовать в общественной жизни. Улучшение образования детей с ограниченными возможностями признается частью государственной политики обеспечения равных возможностей, интеграции в общество, независимой жизни и экономической самостоятельности людей с ограниченными возможностями (Individuals with Disabilities Education Act Amendments of 1997). Закон позволил обеспечить достаточное федеральное финансирование и открыл доступ примерно 6 млн учащихся с различными отклонениями к образованию через специальное образование.

Закон состоит из четырех частей. Первая часть посвящена общим положениям, определяет понятия и цели акта. Закон определяет понятие «ребёнок с ограниченными возможностями» через такие характеристики, как «имеющий умственную отсталость, слабослышащий (глухой), имеющий речевые или языковые недостатки, слабовидящий (слепой), серьезные нарушения эмоциональной сферы, ортопедические недостатки, аутизм, другие нарушения здоровья или специфические трудности в обучении, и в результате этих отклонений нуждающийся в специальном обучении и сопутствующих услугах».

Вторая часть закона содержит положения о среднем образовании, предшкольном обучении и услугах для детей 3–5 лет, об индивидуальных образовательных программах (Individualized Education Programs

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я