«Мой Икигаюшка» – вторая книга серии «Мастер-класс от психолога». Автор-психолог Светлана Таволга делится с читателями необычным взглядом на простые вещи, которые помогают обрести смысл жизни, решить кризисные ситуации, выстроить гармоничные отношения в семье или с самим собой.Книга написана в первую очередь для коллег-психологов. Представленный опыт будет полезен педагогам, логопедам, дефектологам, родителям, заинтересованным в развитии семьи и детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой икигаюшка. Мастер-класс от психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Русский Икигай в реалиях дома-интерната для престарелых и инвалидов
Реалии жизни в России не так радужны, как в Японии. Там бабушки и дедушки живут в специальных деревнях, близко к природе. У нас же большое количество стариков оказывается в домах-интернатах для престарелых и инвалидов в силу разных жизненных обстоятельств.
Мой психологический опыт заключался в наблюдении в условиях стационарной организации за 250—300 бабушками и дедушками в возрасте от 52 до 100 лет. Выборка внушительная, с токи зрения статистики.
Причины помещения стариков в организацию разные: остался один в деревне, состояние здоровья требует специального ухода, просто дети сдали, так как не хотят ухаживать. У многих из них тяжёлые медицинские статусы: онкопатологии, болезнь Альцгеймера, ментальные нарушения, деменция, хронический алкоголизм и другие физические (слепота и отсутствие слуха) и психические нарушения.
Некоторые из проживающих сохраняли свою трудовую форму, работали лифтёрами, дворниками. Единицы занимались физкультурой (финская ходьба) и творчеством (рисование, вышивка, вязание). Несколько человек разгадывали с удовольствие кроссворды, читали книги и выполняли упражнения по развитию памяти и внимания. У некоторых были планшеты, общались в социальных сетях с друзьями. Остальные пребывали большую часть времени на бытовом уровне: покушать, поспать, сходить к врачу.
Практически у всех стариков, вне зависимости от врЕменных увлечений наблюдали: потерю смысла жизни (дети выросли или их никогда не было), ощущение одиночества, покинутости, осознание «заката жизни», тревогу за своих немногочисленных оставшихся родственников, случались и приступы агрессии. Не редко приходили в кабинет плакать, «посидеть в тишине, без всех».
Сотрудники, обеспечивающие уход за проживающими в интернате, часто попадали в эмоциональные взаимоотношения со стариками. Тяжёлые переживания вели рано или поздно к выгоранию на работе. Поиск Икигая требовался в определённый момент и им.
Как психолог задалась вопросом: как повысить качество жизни людей в условиях стационарного учреждения через обретение нового смысла?
Осложнял обстановку общий карантин — немаловажный фактор реальности того момента. Психологическую травму тотальных ограничений психологи и психотерапевты долго ещё будут лечить у населения во всех странах.
В одно прекрасное утро ответ пришёл! Что если вместе с бабушкам и дедушками, и желающими сотрудниками, создавать свои маленькие живые уголки!
Не секрет, что активная осмысленная ежедневная деятельность обеспечивает устойчивое состояние счастья. Забота о ком-то или о чём-то удерживает человека в бодром ответственном состоянии духа. Это и стало основной идеей моего психологического проекта!
Как оказалось, цветок и несколько игровых деталей на окне легко превращаются в мини-садик. А мини-садик для человека может стать «икигаем», тем, ради чего он живёт сегодня и тем, что доставляет ему радость.
Проект «Икигай» прекрасен своими возможностями:
— пролонгированность, то есть используя принцип усложнения материала и увеличения масштаба работ можно быть в проекте многие годы;
— объединение образовательных, развивающих, коррекционных и эко-терапевтических методов;
— оздоровление лиц с ОВЗ;
— профилактика психологического состояния относительно здоровых людей;
— социализация людей через переход от индивидуальной к коллективной деятельности;
— гармонизация психологической атмосферы в малых коллективах, в группах участников проекта;
— сочетание деятельности в мини-садике с широким спектром других методик: библиотерапия, музыкотерапия, арт-терапия и др.
— оригинальное неповторимое оформление комнат и фойе учреждения;
— обретение новых смыслов и повышение качества жизни через активное взаимодействие с «кусочком природы» и окружающими людьми;
— сезонное обновление живых композиций, организация конкурсов, фотовыставок;
— изготовление подарочных композиций;
— обучение подрастающего поколения созданию живых уголков, взаимодействие с волонтёрами;
— индивидуальный подход к участникам проекта: способным рекомендуем изготавливать сложные и долгосрочные композиции, менее подготовленным или ослабленным людям — простые задания-сюжеты, при этом сохраняя развивающий и обучающий аспект.
В дальнейшем для специалистов, работающих в проекте, полезно участие в форумах, конференциях, мастер-классах, написание статей в журналах, организация презентаций проекта на методических рабочих площадках для привлечения новых партнёров и распространения полезной идеи в общество.
Посмотрим на проблему серебряного возраста чуть более детально. Эта часть книги может быть полезна не только специалистам организаций, но и людям, у кого в семье живут бабушки и дедушки.
Не претендую на сто-процентную статистику, цифры меняются из года в год, но общая тенденция проблематики явления сохраняется.
По данным мировых и российских исследований, умеренные когнитивные нарушения отмечаются у 20% людей старше 65 лет. Среди тех, у кого они были выявлены, у 70% в течение пяти лет развивается деменция.
Главные причины деменции:
— на первом месте стоит болезнь Альцгеймера, именно она лежит в основе 62% случаев тяжелых когнитивных нарушений, когда поражен практически весь головной мозг (исследования американских учёных, проведенные в 2017 году);
— в 17% случаев деменция бывает вызвана нарушением кровообращения;
— в России очень часто встречается смешанная деменция, когда у человека есть и болезнь Альцгеймера, и сосудистые нарушения;
— дальше по распространенности идут деменция с тельцами Леви, лобно-височная дегенерация, болезнь Паркинсона;
— деменция может быть также вызвана дисметаболическим расстройством (это гиповитаминозы, гипотиреоз, гипофизарная недостаточность, печеночная недостаточность, почечная недостаточность, алкоголизм и др.), в таких случаях она бывает обратима.
Важно знать первичные признаки деменции:
1. Потеря памяти на недавние события — отличительная особенность болезни Альцгеймера. Человек прекрасно помнит, что с ними было 20 лет назад, но при этом совсем не помнит того, что делал утром или вчера.
2. Человек с болезнью Альцгеймера скрывает часто свои трудности, ему стыдно в них признаваться, он страдает и у него может развиться депрессия.
3. Стремление прятать вещи.
4. Нарушение ориентации в пространстве.
5. Проблемы со счетом и с речью (трудности в подборе слов).
6. Замедление психической деятельности.
7. Сильное сужение круга интересов.
8. Сложности с восприятием новой информации, болтливость.
9. Нарушается письмо.
10. Меняется походка (становится «шаркающей»).
11. Человек превращается вдруг в эгоиста, требует к себе особого внимания.
12. Чтобы получить внимание, человек охотно жалуется на свое состояние.
13. Состояние общее то улучшается, то резко ухудшается. Сложно концентрировать на чем-то внимание, у него возникают зрительно-пространственные нарушения. Бывают очень яркие галлюцинации, причем уже в течение первого года заболевания.
14. Резкое снижение артериального давления при изменении положения тела.
15. Лобно-височная дегенерация приводит к поведенческим и речевым нарушениям. Резкие движения (до драк) сопровождаются нецензурными высказываниями.
Деменция — не приговор, утверждают неврологи. При лечении человек может оставаться самостоятельным до десяти лет. Без лечения он уже через три года будет нуждаться в постоянной посторонней помощи.
Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям. Специалисты разрабатывают методы профилактического лечения, чтобы пациент не доходил до стадии деменции.
Выделяются три группы додементных нарушений:
· Субъективные когнитивные нарушения — это когда человек жалуется, но врач не находит никаких изменений. «Теряю нить разговора, отвлекаюсь», «забываю имена и фамилии хорошо знакомых людей», «думаю медленно», «не уверен в своих ответах и действиях», «сложно научиться чему-либо».
· Легкие когнитивные нарушения выявляются специалистом при нейропсихологическом исследовании, но их невозможно заметить при обычной беседе.
· Умеренные когнитивные нарушения уже заметны для окружающих, однако профессиональная, социальная и бытовая активность человека еще не ограничены. Любое ограничение в повседневной деятельности пациента свидетельствует о деменции.
46% человек обращаются к специалистам уже на стадии деменции, 30% — на стадии умеренных когнитивных нарушений, 17% — с легкими нарушениями, 8% — с субъективными нарушениями.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой икигаюшка. Мастер-класс от психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других