Клиническая супервизия. Учебное пособие для супервизоров и супервизантов

Сергей Александрович Кулаков

Данное издание представляет дополненную и исправленную версию книги «Супервизия в психотерапии» (Ридеро, 2022). Автор с позиции клинической супервизии рассматривает трудности и ошибки проведения психотерапии в каждом фокусе терапевтической и супервизорской систем. Обилие иллюстраций из практики автора облегчает понимание процесса супервизии как «особого вмешательства». Учебное пособие адресовано как супервизорам, так и супервизируемым, поскольку оба несут ответственность за качество супервизии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Клиническая супервизия. Учебное пособие для супервизоров и супервизантов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СЛУЧАЯ

Концептуализация случая пациента является важным профессиональным навыком психотерапевта. Школы психотерапии по-разному предлагают работать над концептуализацией случая, но у всех есть общее: структурирование знания о пациенте — основной элемент любого процесса концептуализации. Важно отметить, что он зависит от таких понятий, как теоретическая ориентация терапевта, личная релевантность терапевта определенным темам и вопросам, возникающим в терапии, его профессиональный опыт. Формируя свое представление о пациенте, терапевт собирает очень много данных (симптомы заболевания, историю семьи, конфликта, эмоциональный опыт взаимодействия с кем-то из близких и т.д.), представляя эту информацию для себя как модель поведения/переживания/взаимоотношения пациента. В качестве иллюстрации приводим алгоритм постановки многомерных гипотез.

Двадцать восемь клинических гипотез для использования в индивидуальной работе с пациентом

1.Биологические гипотезы

1.1 Биологическая (генетическая) причина

1.2 Медицинские вмешательства

1.3 Связи между психикой и телом

2. Кризисные, стрессовые ситуации и переходные периоды

2.1Чрезвычайная ситуация

2.2 Ситуационные стрессоры

2.3 Стадии психологического развития

2.4 Потеря и тяжелая утрата

3. Поведенческие и обучающие гипотезы

3.1 Предпосылки и последствия

3.2 Обусловленные эмоциональные реакции

3.3 Дефицит навыков или недостаточная компетентность

4. Когнитивные гипотезы

4.1 Утопические (идеализированные) ожидания

4.2 Дефектная когнитивная карта

4.3 Неправильная обработка информации

4.4 Дисфункциональный разговор с самим собой

5. Экзистенциальные и духовные гипотезы

5.1Экзистенциальные проблемы

5.2 Избегание Свободы и Ответственности

5.3 Духовное измерение

6. Психодинамические гипотезы

6.1 Объектные отношения и субличности

6.2 Воспроизведение событий раннего детства

6.3 Незрелое самоощущение и представление о других

6.4 Бессознательная динамика

7. Социальные, культурные и экологические факторы

7.1Семейная система

7.2 Культурный контекст

7.3 Социальная поддержка

7.4 Выполнение социальной роли

7.5 Социальная проблема является причиной

7.6 Социальная роль психически больного

7.7 Факторы окружающей среды

Вне зависимости от теоретической модели супервизия выполняет следующие функции (Модель Проктора, принятая во многих современных направлениях супервизии).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Клиническая супервизия. Учебное пособие для супервизоров и супервизантов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я