1. Книги
  2. Общая психология
  3. Сергей Белкин

Искусство жить, или Как быть счастливым, несмотря ни на что

Сергей Белкин
Обложка книги

Искусство жить — это умение оставаться в хорошем настроении, даже когда этому что-то мешает: жизненные обстоятельства, люди, работа, город, страна. Искусство жить — это навык управления своими эмоциями и мастерство общения, это знание самого себя и способность приспосабливаться к самому себе и к окружающему миру.Автор рассказывает, как этому научиться. Эта книга — практическое пособие по персональной и социальной психологии, овладению навыками счастливой жизни и обретению философии счастья.

Автор: Сергей Белкин

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искусство жить, или Как быть счастливым, несмотря ни на что» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Я-матрица

«Я-матрица» — это комплекс физических и психологических характеристик, определяющих нашу индивидуальность. Это наша телесная конституция, темперамент, характер, инстинкты, тип личности. Это все то, что составляет некий мало изменяющийся базис и каркас, с которым мы пребываем всю жизнь. Я придумал называть это «Я-матрицей», хотя снова не уверен, что до меня это никто не использовал. Но важно другое: то, что, как мне кажется, понятие «матрица» — удобный термин. При этом я не имею в виду ту «Матрицу», о которой идёт речь в популярном кинофильме. У этого слова много толкований, возникших задолго до съёмок. Оно используется в математике, во многих видах производства: матрица — это то, что становится источником, образцом для тиражирования чего-либо. Например, печатная форма при производстве книг или газет, или особой формы деталь, с помощью которой производят изделия путём давления, например штамп для чеканки монет и т. п. В основе этого слова — латинское matrix, «мать, источник чего-либо». Именно это я имел в виду конструируя понятие Я-матрица — тот базис, набор свойств, на основе которого формируется наша индивидуальность.

Я-матрица играет огромную роль в нашей жизни, в том числе и в том, счастлив человек, или нет, хорошо ему живётся или не очень, во всём, что вызывает наше недовольство, Я-матрица активно проявляет себя, хотя мы о ней и не подозреваем. Мы много думаем о том, «каков я есть», и создаём некое представление о себе. Его называют Я-концепцией (об этом подробнее в следующих главах), но представление может быть неточным и даже глубоко ошибочным. Противоречие между тем, кто я есть в действительности (Я-матрица), и тем, каким я себя считаю (Я-концепция), лежит в основе большинства неудовлетворенностей, разочарований и многих других неприятных переживаний, лишающих нас покоя и счастья.

Именно поэтому так важно знать: что в нас заложено от рождения, какие устойчивые качества мы приобрели по жизни. Необходимо помнить, что подвластно нашему управлению, а что нет, и как это учитывать в повседневной жизни. Среди важнейших свойств и функций нашего психологического устройства: инстинкты, темперамент, конституция, индивидуальность, психологические установки, тип личности, характер.

Каждый из нас уникален; наши психофизические устройства отличаются, различны характеры, привычки и ценности, внешность. Поэтому нет и не может быть единого рецепта, одной на всех модели поведения, обеспечивающей счастье. Даже успешным, но чужим опытом или образцом счастья воспользоваться затруднительно, чаще невозможно. Чему-то можно поучиться, а просто взять и повторить — нет. В одних и тех же обстоятельствах одни из нас чувствуют себя отлично, а другой — плохо. Одним «для счастья» нужны покой, тишина, уединение, а другим — шумная компания, одним надо кем-то руководить, отдавать приказания, поощрять и наказывать, а для других подобная роль — тяжкий крест. В этой связи очень важно понимать, что именно в нас является врождённым, устойчивым, неизменным, а что мы можем изменить.

Великий писатель и весьма проницательный психолог Лев Толстой начал роман «Анна Каренина» с фразы, ставшей знаменитой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И фраза хороша, и роман, и Лев Толстой — гений, но данная его мысль неточна. Осмелюсь назвать её недостаточно глубокой с практической точки зрения. Внешне, быть может, счастливые семьи и похожи: в них царят покой, взаимопонимание, удовлетворение, звучит смех, но конкретные поведенческие модели, которыми достигнуто каждое семейное счастье, различны. Похожими выглядят лишь основные подходы: взаимное уважение, любовь, готовность к компромиссам и проч., но то, как эти подходы осуществляются в каждой конкретной семье, не похожи, потому что люди разные.

Неглубокое понимание своей природы приводит к бесплодным, даже губительным попыткам «изменить себя», «добиться успеха», «стать счастливым» и т. п. в соответствии с чужими образцами. Тысячи людей, начитавшись популярных книжек на тему «как добиться успеха», «как избавиться от негативных эмоций» и т. п., следуют приведённым в них советам и рекомендациям, пытаясь сломать при этом самих себя, в том числе свои неизменные, не поддающиеся трансформации свойства. Результаты в лучшем случае никакие, но гораздо чаще — весьма плачевные. Человек теряет веру в себя, разочаровывается в своих возможностях и становится ещё менее успешным и счастливым, нежели был до того. Так что, прежде чем пытаться повлиять на самого себя, очень важно знать особенности своего психофизического устройства — Я-матрицу.

В следующих параграфах рассказано об этих свойствах. Скорее всего, бо́льшая часть сведений читателям известна, но полезно освежить в памяти и применить к самому себе эти важные характеристики в процессе постижения искусства жить.

Инстинкты

Сам факт наличия инстинктов у человека многими учёными отрицается. Признается, что инстинкты — врождённая последовательность действий, вызванных некой потребностью, — есть у животных, а то, что мы этим словом называем у людей, на самом деле разного рода рефлексы, некие автоматические действия, привычки и т. п. Спор об этом идёт не первую сотню лет и сам по себе интересен и поучителен. Я — тоже поборник точного использования слов не только в научном обиходе, но и в бытовом. Но иногда — при написании этой книги, например, — я позволяю себе некоторую вольность и буду пользоваться словом «инстинкт» так, как мы им пользуемся в обычной жизни. Мы говорим, например: «Я инстинктивно отдёрнул руку от горячей поверхности только что вскипевшего чайника». Строгий научный редактор скажет: «Такое поведение вовсе не инстинкт, а автоматическая реакция, возникшая либо на основе собственного опыта (уже обжигался), либо на основе подражательного поведения и послушания (видел, как другие обожглись; мама сто раз говорила: „Не трогай, он горячий“)». Даже такие биологически обусловленные стремления, как поиск пищи и размножение, не все считают инстинктами, поскольку не только у человека, но и у высших приматов эти стремления не подкреплены автоматическими действиями, заложенными в природу: и поиску пищи и даже размножению надо научиться.

Для целей этой книги важно знать о наших устойчивых поведенческих реакциях, независимо от того, являются они врождёнными и приобретёнными. С учётом сделанных оговорок, будем использовать слово «инстинкты» применительно к людям.

В литературе можно встретить много разных перечней инстинктов человека. Чаще всего, упоминают следующие: продолжения рода, самосохранения, альтруизма, исследования, доминирования, свободы, сохранения достоинства. В первом издании я описал проявления различных инстинктов довольно подробно, в этом оставлю лишь некоторые краткие пояснения.

Содержание и направленность инстинктов ясны из их названий, хотя иногда нужны пояснения. Скажем, инстинктом продолжения рода называют, чаще всего, комплекс из сексуального инстинкта спаривания, к которому присоединяют заботу о потомстве. Инстинктом самосохранения обозначают многие поведенческие реакции, направленные на адаптацию к изменяющимся обстоятельствам, стремление избежать возникающих угроз.

Инстинкт альтруизма, присущий людям как стадным существам — это готовность помогать другому (alter — по латыни «другой»).

Инстинкт исследования формируется как следствие одного из обязательных условий выживания вида: поиск, обучение, творчество. Человек должен всё время искать новое, обретать новые знания, саморазвиваться: именно в этом его видовое преимущество, именно это позволило человеку выжить, приспособиться к условиям выживания и конкурентной борьбы.

Инстинкт доминирования — стремление к лидерству, превосходству — относится к качествам, которые необходимы для реализации механизмов естественного отбора.

Инстинкт свободы — термин неудачный, и название сбивает с толку. Это происходит, потому что понятие «свобода» мы используем как социальное. Инстинкт свободы, если он существует, проявляется на самых ранних стадиях эволюции человека, а не тогда, когда возникло рабство и прочие виды социальных несвобод. Этим инстинктом можно называть стремление к «проверке на прочность» разных видов поведенческих ограничений: приблизиться к огню и лишь потом обжечься, узнав, что это больно и опасно; попробовать прыгнуть с большой высоты, а потом испытать боль и узнать, что с определённых высот прыгать опасно, — вот проявления свободы как инстинкта. В этом смысле он тесно связан, а может быть, и совпадает с инстинктом исследования.

Инстинкт сохранения достоинства предписывает отличать: что со мною можно делать, а чего — нельзя. Здесь следует провести разграничительную линию между социальными понятиями чести и достоинства и биологическим инстинктом. Чаще всего мы встречаемся с социально обусловленным комплексом «собственного достоинства». Не столь важно, врождённое это свойство или нет, но фактор этот весьма влиятельный. Именно те, у кого этот комплекс сильно развит и даже доминирует, становятся «невольниками чести», готовым ради сохранения достоинства подавить в себе инстинкт самосохранения. Нелегко жить человеку с обострённым чувством достоинства.

Завершая условный перечень инстинктов, скажу следующее: не называйте какие-либо инстинкты «низменными». Нет низменных инстинктов! Это естественная, важная и нужная часть нашей природы. Есть низменные поступки, противоречащие принятой морали и нравственным нормам.

Инстинкты есть у каждого человека, но в «разных количествах» и с разной иерархией. Этим, в частности, мы отличаемся друг от друга. У одних преобладает инстинкт доминирования, и такой человек стремиться лидировать, у других «главным» является инстинкт альтруизма, и такие люди становятся отзывчивыми, сопереживающими. Психологи для описания людей с тем или иным доминирующим инстинктом ввели, соответственно, семь типов: эгофильный (себялюбивый), генофильный (ставящий превыше всего свой род, семью), альтруистический, исследовательский, доминантный, либертофильный (свободолюбивый) и дигнитофильный (от лат. dignitas — «достоинство»). Подробное описание характерного поведения каждого типа можно найти в литературе по психологии и попробовать определить свой. Для нашей цели — «стать счастливыми» — полезно знать, к какому типу мы относимся.

Я, например, отнёс бы себя к «исследовательскому» типу, потому что мне всегда была присуща любознательность, граничащая с рассеянностью. Я увлекался разными науками, разными профессиями, был готов отказаться от материального достатка ради чего-то нового и интересного. На второе место «в самом себе» готов поставить сразу два инстинкта, поскольку не могу определить, какой из них «сильнее»: генофильный или альтруистический. Скорее всё-таки генофильный — сначала, а альтруистический — потом: своим близким я готов помогать и жертвовать всем ради них всё-таки охотнее, нежели чужим. Потом, наверное, следует поставить дигнитофильность (собственное достоинство): я довольно остро переживаю ситуации, которые воспринимаю как унизительные. Набравшись жизненного опыта, я стараюсь их предвидеть заранее и не допускать возможности их возникновения. Дальше в моей характеристике стоит свободолюбие, потом — стремление к доминированию, на последнее место поставил бы себялюбие.

Моя характеристика самого себя наверняка содержит неточности, и в зависимости от обстоятельств и периода жизни иерархия инстинктов в чём-то менялась. Так поставив на предпоследнее место инстинкт доминирования, я должен при этом признать, что я, скорее всего, «генетический лидер»: мне гораздо легче и естественнее взять на себя ответственность и быть лидером, вести за собой, чем быть ведомым. Здесь, думаю, сказывается влияние другого врождённого свойства — темперамента, но об этом далее.

Каждому важно понимать: что для него гармонично и естественно, а что будет идти вразрез с его природой. Зная это, можно не допускать ситуаций, в которых «счастья не видать». Так, например, жизнь меня не раз и не два выводила на лидерские позиции, мне пришлось занимать руководящие должности. Я с ними неплохо справлялся, но всегда хотелось от них избавиться. Я никогда не стремился к карьерному росту и хотел просто заниматься любимым делом. Что ещё важно: лидерские качества во мне есть, а вот инстинкт доминирования, стремление быть лидером, командовать, распоряжаться выражены слабо.

Советую всем «искателям счастья» проанализировать самого себя подобным образом, но при этом помнить, что нет плохих типов и плохих инстинктов. Инстинктов нельзя стыдиться. Они хороши в любом сочетании и в любой последовательности. Проблемы возникают только тогда, когда какой-то инстинкт настолько подавляет все остальные, что человек впадает в состояние патологии, инстинктопатии. Если «исследователь» становится фанатом, то ради познания чего-либо он может быть готов провести жестокие эксперименты на живых людях. При сверхдоминировании инстинкта самосохранения мы получим сверхэгоиста, при чрезмерном преобладании инстинкта доминирования — диктатора, тирана. Инстинктопатии, как и все остальные психопатологии, должны лечить профессиональные врачи.

Важно также понимать, что опасны не только чрезмерные доминирования инстинкта, ведущие к инстинктопатии, но и чрезмерные подавления инстинкта, ведущие к проблемам или той или иной неудовлетворённости. Психологи указывают, что подавление инстинкта самосохранения вызывает тревогу и страх; подавление инстинкта продолжения рода — неудовлетворённость, агрессивность и тоску; альтруистического — вину и муки совести; исследовательского — неудовлетворённость, агрессивность, печаль; инстинкта доминирования — неудовлетворённость, агрессивность, враждебность, презрение; инстинкта свободы — протест или депрессию; инстинкта сохранения достоинства — гнев, отвращение или депрессию. В целом же ущемление или подавление инстинктов вызывает одну из двух наиболее универсальных эмоциональных реакций: агрессивно-протестную или капитулятивно-депрессивную.

Осознание вреда от подавления инстинктов не означает предоставления им полной свободы. Это не требуется, да это и невозможно, поскольку мы — существа социальные и должны жить в соответствии с принятыми нормами нравственности и поведения, ограничивающими многое. Мы должны не подавлять инстинкты, а сдерживать их чрезмерные порывы, уметь вовремя это осознать и направить в приемлемое русло.

Выскажу ещё одно предположение, как мне кажется, фундаментального характера. То, что человек может подавлять проявление инстинктов и вообще как-то влиять на них, их иерархию, составляет то, что мы называем «свобода воли». Именно это отличает человека от животного, именно это даёт нам возможность быть счастливыми или несчастными.

Темперамент

Итак, инстинкты — это врождённые поведенческие реакции, но у разных людей одни и те же по содержанию инстинктивные реакции протекают в различных формах, с разной интенсивностью и скоростью: у кого-то — бурно и быстро, у кого-то — замедленно и неярко. Эти формы так же, как и инстинкты, относятся к настолько устойчивым свойствам, что некоторые считают их врождёнными. Их называют темпераментами и выделяют обычно следующие виды: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Они хорошо описаны в научно-популярной литературе, и поэтому не стоит на этом останавливаться излишне подробно. Напомним лишь самые основные черты, обращаясь к некоторым удачным формулировкам из книги В. Гарбузова «Человек — жизнь — здоровье: древние и новые каноны медицины» (ссылка в списке литературы).

Холерик упорен и настойчив, непреклонно целеустремлён. Он — борец. Холерик безжалостен к себе и требователен к другим. Он вспыльчив и нетерпелив, колюч и неуживчив, прямолинеен и бескомпромиссен, поэтому с ним трудно. Его девиз «все — или ничего», и во имя достижения цели он идёт на любой риск. При этом у него подавлено чувство страха и снижен болевой порог. Со сбитыми в кровь локтями и коленями он упорно лезет в гору. Если он упёрся в забор, то не ищет калитку, а таранит его, прокладывая себе дорогу. Узлы он не развязывает, а рубит. Это человек одной идеи, одной страсти, одной любви. Он неутомим. Но при этом холерик нестабилен: целеустремлённый порыв может мгновенно смениться апатией. Невзгоды, если они чрезмерны, не гнут, а ломают человека холерического темперамента. Он легко может стать агрессивным, терять контроль над собой. Холерик прямодушен, и его побеждают хитростью. Он не чувствует нюансов переживаний других, и ему не присуща тонкая интуиция. Но, поняв другого, холерик помогает до конца, рискует жизнью во имя его спасения. Он — защитник слабых, всегда впереди, пробивает дорогу другим, надрываясь и не жалея себя. За ним как за каменной стеной.

Флегматик по характеру медлителен. Он делает все неспешно, терпеливо и на совесть. Он — молчун, и от этого кажется бесчувственным, равнодушным, хотя в душе его доброта и понимание других. По своей природе он справедлив, безотказен и не ропщет, а терпеливо ждёт лучшего, но он страшен, если чаша его терпения переполнена — тогда перед его гневом бледнеет гнев холерика. Однако обычно, если ему становится невмоготу, он уходит молча, и это уход лучшего работника, лучшего семьянина. Его сила велика, но рассчитана на неспешность. Он более упорен, чем холерик, но это упорство терпеливого. Он, как и холерик, обладает непоколебимой волей, но, опять-таки, волей неторопливого. Там, где холерик ломается, флегматик начинает снова и снова поднимать разрушенное, строить новое. Он знает свою ахиллесову пяту — медлительность в мыслях и в действиях. Но, будучи тугодумом, он принимает верные, мудрые решения, избегая риска и авантюр. Он понимает: ему не вывернуться, мгновенно не сориентироваться в опасности. Поэтому флегматик избегает всего, что требует находчивости и быстроты. Он замкнутый. Легковесные разговоры и быстрая перепалка не для него. Слово его, как и дело, надёжно. Он домосед, будто рождённый для оседлости, для мира, но непоколебимее всех и на войне. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но долго сохраняются.

Сангвиник скор во всём: он быстро думает и говорит, он находчив, остроумен и не лезет за словом в карман. Он стремителен в действиях, и все горит в его руках. Он мгновенно оценивает людей, ситуацию и молниеносно ориентируется. Его не застать врасплох. Он «внезапен», не зная, что такое внезапность, ибо всегда и ко всему готов. Естественно, он гибок и компромиссен, не таранит преграду, как холерик, и не берет её осадой, как флегматик, а овладевает стремительной атакой или обходит её. Он легко загорается, но и быстро остывает, не огорчается и не печалится, теряя или не находя. У него много целей, много идей, но, легко загораясь, он так же легко отказывается от задуманного, если путь труден, и от идеи, если она не может быть реализована сразу. Ему все даётся легко, и он щедр, расточителен, влюбчив. Он, как летний день, когда солнце и дождик одновременно, он плачет — и тут же смеётся. Он и огорчается, не унывая. Он общителен и находит общий язык с любым человеком. У холерика один друг, у флегматика ни одного, у сангвиника много. Он — среднее между холериком и флегматиком, он — как мост между ними. Природа наделила его настолько выигрышными данными, что он может позволить себе быть легкомысленным. Он вывернется, как уж, выберется из-под упавшей стены, проскользнёт в любую щель, догадается, найдётся, даже обманет и, в конце концов, оставит холерика и флегматика далеко позади себя со сжатыми кулаками и разинутым от удивления ртом.

Меланхолик похож на флегматика: он тоже медлителен, не спешит проявлять активность. Но в отличие от флегматика его пассивность обусловлена относительной слабостью нервно-психической системы, а не стремлением уйти в себя и сосредоточиться. При внешне вялой реакции его внутренние переживания остры и глубоки. Меланхолик раним, чувствителен, склонен к депрессивным состояниям. У него нередко бывает заниженная самооценка, чаще всего они бывают интровертами. При всех этих слабостях меланхолики порой достигают выдающихся результатов там, где важны тончайшие нюансы и оттенки чувств и эмоций. К меланхоликам относят таких великих людей, как Гоголь, Шопен, Чайковский.

Ясно, что реальный человек редко бывает «чистым» сангвиником, холериком, меланхоликом или флегматиком, но более выраженный по сравнению с другими тип темперамента определить можно и нужно. Это не теоретическое любопытство, а практически важное знание о самом себе. Потому что, если вы, скажем, «в целом сангвиник», а от вас требуется (обстоятельствами, верой, собственными заблуждениями, влияниями других людей, идей и проч.) не быть сангвиником, а поступать как холерик или флегматик, вы будете несчастны и, вполне вероятно, начнёте болеть.

Одни и те же жизненные невзгоды по-разному воздействуют на сангвиников, холериков и флегматиков. Если холерик претерпевает жизненный крах, все цели, к которым он стремился, стали недостижимыми, он ломается как личность и может заболеть, спиться и погибнуть. Флегматик в такой же ситуации «начнёт с начала» и будет терпеливо стремиться к цели, а сангвиник, не унывая, поставит перед собой новые цели, наметит новые пути. Сангвиника, однако, тоже подстерегают беды и несчастья, если его заставят вести себя в соответствии с темпераментом флегматика или холерика. Если у сангвиника тупой, несправедливый и жёсткий начальник, прерывающий все инициативы, осуждающий за любую мелочь, требующий от него методичного, неукоснительного следования заданной процедуре (что вполне комфортно для флегматика), то сангвинику будет плохо, и он станет думать, куда ему уйти, чтобы не зачахнуть совсем. Холерик в той же ситуации может начать борьбу с начальником ни на жизнь, а на смерть!

«Подавление или искажение темперамента — путь к неврозу или к психосоматическому заболеванию. Не будут здоровыми и холерик, флегматик, сангвиник, вынужденные жить вопреки своему темпераменту, своей врождённой натуре», — пишет В. И. Гарбузов.

Понимание своей природы, как мы видим, трудно переоценить. Зная себя, можно избежать проблем, жизненных невзгод и крахов, не растрачивать себя на бесплодную борьбу, искать и находить приемлемые, комфортные формы жизни, работы, поведения. Наши инстинкты и темперамент составляют неизменную, врождённую основу нашей личности. Определите свой доминирующий темперамент ведите себя в соответствии с ним, не подавляйте его. Счастье холерика не совпадает со счастьем флегматика или сангвиника.

Телосложение и конституция

Разве есть связь между телосложением и счастьем? Разве не любой человек — высокий или низкий, худой или полный — может быть счастливым? Конечно же счастливым может быть любой, но, чтобы эффективно овладеть «искусством быть счастливым», надо правильно учитывать своё телосложение — неизменное, данное нам от природы — и те особенности, которые в связи с этим возникают. Тип телосложения — не только эстетическая или спортивная характеристика. Связь между телосложением («фигурой») и особенностями индивидуальной психики существует, и этому посвящено немало исследований.

Тело человека на протяжении жизни изменяется: мы толстеем и худеем, у нас меняется осанка и проч. Удалось, однако, выделить характеристики, которые при этом остаются неизменными. Эти характеристики называются соматотипами (от греч. somatos — «тело») или конституционными типами телосложения человека. Сложилось несколько подходов к типологии телосложения, но мы не будем перегружать книгу их описанием. Дадим упрощенные, но достаточные для наших целей подходы к типологии конституции.

Первая, наиболее распространенная, выделяет следующие типы: нормостеник, гиперстеник и астеник. Приведем описания, взятые из учебной литературы.

Гиперстеническая конституция. Ее обладатель широкоплеч, имеет хорошо развитую грудную клетку, крепкое телосложение, «квадратную» форму головы с крепкой нижней челюстью. Он жизнерадостен, общителен, энергичен, имеет хорошее здоровье. У гиперстеников левополушарный тип мышления, значит, у них присутствуют в действиях логика и деловая хватка. Эти люди «без сантиментов», энергичны, напористы. Склонны к полноте.

Астеническая конституция. Для людей этого типа характерны узкие плечи, слаборазвитая грудная клетка, хрупкое сложение; форма головы астеника часто треугольная вершиной вниз, череп широкий, подбородок узкий. Отличаются повышенной возбудимостью нервной системы, слабостью психики, неуверенностью в себе. Часто замкнуты, имеют монотонный голос, сдержанны, мышление левополушарное. К полноте не склонны.

Нормостеническая конституция. Ее представители отличаются атлетическим телосложением в сочетании с уверенностью. Они как бы являются средним звеном между двумя первыми типами конституции. Форма головы нормостеника треугольная вершиной вверх, подбородок массивный, узкий череп. Стиль мышления правополушарный. Обладает психической уравновешенностью, адекватными реакциями на окружающую действительность, уверенностью в себе, своих возможностях, стабильным настроением. Общительны, любят и принимают жизнь, чувствительны, имеют склонность к полноте.

Упомянем и иной подход к типологии (В. Гарбузов), ограничивающийся всего двумя типами: сухой — жилистый и толстый — округлый. Большинство людей можно определенно отнести к одной из этих групп.

«Сухощаво-жилистые» — мощно заряжены энергетически, чрезвычайно выносливы, обладают сильной половой конституцией. В такую «одежду» чаще всего облачён холерический темперамент. Такие конституция и темперамент гармонично сочетаются с «маскулинной» (мужской) группой инстинктов. Чаще они бывают высокого или среднего роста, крепкого телосложения, со средней шириной плеч, а иногда — узкоплечие.

«Толстые — округлые» (или «мышечно-округлые») — со средним энергетическим потенциалом и средней или слабой половой конституцией. В такую «одежду» чаще всего облачён флегматический темперамент. Такие конституция и темперамент соответствуют «фемининной» (женской) группе инстинктов. Чаще они бывают среднего или низкого роста, широкоплечие, широкогрудые, зачастую с выраженным брюшком.

Хотя описание типов таково, что какой-то из них нам может показаться более привлекательным, нежели другой, не стоит приходить к этому выводу. Все типы самоценны, и ни один из них не лучше другого. Каждый обладает столь важными преимуществами, что выделить «лучший тип» невозможно. Проблема может возникнуть не из-за типа конституции, а из-за того, что вы себя неверно воспринимаете или вдруг захотите «стать другим». Тип изменить невозможно, и если вы им недовольны, вы тем самым уже создаёте своё «несчастье». В то время как счастливым можно быть с любым типом конституции. Надо просто знать свои особенности, сильные и слабые стороны.

Не сталкивайте свои врождённые качества друг с другом, используйте обходные маневры и хитрость в общении с самим собой, с постановкой жизненных целей. На пути к счастью надо быть и тактиком и стратегом, в том числе и по отношению к самому себе.

Индивидуальность

Поговорим о ещё одной группе врождённых качеств: внешность (форма лица, носа губ, цвет волос, глаз, фигура и т.д.), голос, речь и дарованные судьбой таланты. Все вместе это составляет важную часть того, что называют индивидуальностью человека.

Кажется очевидным, что быть красивым, привлекательным, талантливым лучше, чем быть всего этого лишённым. Считается, что быть счастливым легче, если тебе даровано сочетание ценимых окружающими качеств, нежели в случае, когда мы и некрасивы внешне, и талантами бог обидел. Хотя народная мудрость гласит: «Не родись красивой, а родись счастливой». Это так, но хорошая новость состоит в том, что можно счастливым не родиться, а стать им!

Недовольство своей внешностью, пожалуй, самая распространённая причина страданий, особенно в молодом возрасте, когда роль внешности предельно высока: она занимает первое, второе, а порой и третье места в иерархии ценностей. Собственная внешность как причина личного несчастья — очень важный фактор. Если бы люди не нашли способов уменьшить значение этого фактора, в мире почти не было счастливых: своей внешностью очень часто недовольны даже знаменитые красавицы и красавцы. На самом деле счастливые есть и среди некрасивых, и даже уродливых, потому что есть способы, позволяющие существенно ослабить этот фактор.

Дела и поступки, отзывчивость, доброта, честность, открытость — вот что приносит самую высокую награду в жизни — дружбу. Если у вас есть друг, вам намного легче и обрести, и не потерять счастье. Не обязательно при этом быть яркой индивидуальностью. Достаточно быть просто хорошим человеком. И когда вы услышите глупую расхожую фразу: «Хороший человек — это не профессия», усмехнитесь про себя. Хороший человек — величайшее из всех возможных достоинств в жизни. А «профессионально хороший человек» — это тот, вокруг которого в любом коллективе распространяются тепло и доброта, улыбка и радость.

Так что, если природа не одарила нас выигрышной внешностью, помогите себе сами. Ваша индивидуальность, воспринимаемая во всей полноте, в комплексе, в который входят и внешность и духовный мир, и характер и манеры, станет привлекательной и принесёт вам много радости и счастья.

Оптимизм и пессимизм

Мы нередко думаем, что быть оптимистом хорошо, а пессимистом — плохо. Считается, что у оптимистов хорошее настроение, а у пессимистов — не всегда, к оптимистам тянутся, их любят, а пессимистов сторонятся, с ними печально и скучно. Может показаться, что «с точки зрения счастья» быть оптимистом — путь к нему, а пессимистам быть счастливыми сложнее. Сразу скажу: это не так; во всяком случае, не так однозначно. И оптимист, и пессимист могут быть как счастливыми, так и несчастными.

Люди не бывают стопроцентными оптимистами или пессимистами. В одних обстоятельствах, по одним поводам человек — оптимист, а по другим — пессимист. В сущности, это — реализм, который часто вспоминают как «третий тип», наряду с оптимизмом и пессимизмом. Реалист — это не третий психотип, а личность с развитым рациональным мышлением. И оптимист, и пессимист могут обладать умением и склонностью трезво оценивать окружающую действительность и свои эмоции, то есть «быть реалистами».

«С точки зрения счастья» надо не бороться со своим пессимизмом в пользу оптимизма, а лишь отслеживать в самом себе проявления того и другого, знать сферу явлений, по отношению к которым вы преимущественно (или избыточно) оптимистичны или пессимистичны. Бездумный — избыточный — оптимизм с точки зрения счастья вроде бы не так опасен, но всё же может сыграть злую шутку, если лишит способности предвидеть опасность или трудность.

Здоровый пессимизм может помочь предвидеть негативное развитие событий, а если за этим следует мобилизация на преодоление трудностей или выработку обходных маневров — это полезное защитное свойство. Другое дело — избыточный пессимизм, который ведёт к депрессии, отчаянию, ощущению утраты смысла жизни: такой пессимизм опасен. Пессимизм, превращённый в установку на неприятности и неудачу, действительно может приносить вред. Такой человек и в прошлом, и в настоящем видит преимущественно зло и безысходность, а поэтому и в будущем предвидит в основном неблагоприятные события и результаты. Но и такие люди переживают наступившие неприятности в двух формах — менее или более вредных: спокойно-безнадежно без страха или тревожно-эмоционально — со страхом. Пессимизм с интенсивной тревожной реакций может приводить к состояниям неврозов, фобий, депрессий, носящих, как говорится «медицинский характер». В таких случаях действительно помочь может только врач. При спокойно-безнадежной реакции пессимист относится к ожидаемым неприятностям стоически («Я так и знал»), как ослик Иа из мультфильма про Вини Пуха, и это для него род терапии: ослик Иа поддерживает свой, комфортный для него жизненный тонус спокойной готовностью к разочарованиям, а приятные неожиданности приносят ему радость. Не надо ослика заставлять изображать из себя оптимиста, но быть при этом внутренне несчастным. Пусть лучше он остаётся грустно-пессимистичным внешне, но внутренне спокойным и по-своему счастливым.

Важно при этом понимать: быть по преимуществу оптимистом или пессимистом не всегда может быть вопросом нашего выбора или усилий. Большинство современных психологов считают, что это врождённые качества или, по крайней мере, укоренённые, сродни установкам, темпераменту и прочему, о чём говорилось выше. Проблема возникает лишь тогда, когда от пессимиста требуют оптимистического взгляда и образа действий, а от оптимиста — пессимистического подхода. Вот тогда возникает дисбаланс, конфликт и утрата комфорта. «Включение» реализма — рационального анализа происходящего — поможет снизить уровень конфликта.

Пытаться «избавляться от пессимизма» не всегда нужно. Время от времени человеку свойственно впадать и в меланхолию, и в грусть. Более того, такое состояние может быть столь же счастливым при спокойном его осознании, что и состояние радости. Скажем, когда «печаль моя светла»:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Вот какие глубины психологизма были доступны А. С. Пушкину. Исполнено величественного пессимизма и другое его знаменитое стихотворение:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Здесь уже даже не пессимизм, сопровождаемый надеждой и удовлетворённостью происходящим, как в предыдущем стихотворении. Здесь пессимизм глубокий, это осознание бессмысленности и бесцельности жизни. Но вот в чём я уверен: написав эти гениальные строки, поэт был счастлив! Вот ещё гениальные строки, исполненные глубочайшего пессимизма (М. Ю. Лермонтов):

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Что страсти? —

ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь,

как посмотришь с холодным вниманием вокруг, —

Такая пустая и глупая шутка…

Поэты вообще довольно часто бывают глубокими пессимистами: Байрон, Лермонтов, Блок. Главное, чтобы поэтов-пессимистов не заставляли сочинять стихи, подобные искренне и гениально оптимистическим стихам Маяковского: «Я славлю Отечество, которое есть, но трижды — которое будет!» Оптимизм Маяковского, впрочем, не уберёг его от самоубийства. Мы нередко наблюдаем, что люди, не ожидающие от жизни ничего хорошего, в итоге ведут более правильный образ жизни и с осторожностью относятся к своему здоровью, в то время как оптимисты чаще подвергают себя риску. Нормальный баланс оптимизма и пессимизма психологи описывают так: «Для достижения успехов в учёбе и в дальнейшей жизни требуется оптимизм — в количестве, достаточном, чтобы поддержать надежду, и пессимизм — в количестве, достаточном, чтобы мотивировать некоторое беспокойство».

Напоследок несколько афоризмов на тему пессимизма и оптимизма.

Пессимист — это хорошо информированный оптимист.

Неизвестный автор

Оптимист заявляет, что мы живем в лучшем из миров, а пессимист опасается, что это чистая правда.

Джеймс Кабелл

Пессимист утверждает, что все женщины шлюхи, а оптимист на это надеется.

Неизвестный автор

Из пессимизма еще есть выход, из оптимизма — никакого».

Дон-Аминадо

Все не так плохо, как кажется. Все гораздо хуже.

Билл Пресс

Тип личности и характер

Инстинкты, темпераменты, конституции, индивидуальные особенности есть у каждого, однако в разных пропорциях. В одних и тех же обстоятельствах мы по-разному переживаем свои эмоции и ведём себя тоже по-разному. Поэтому люди уникальны и неповторимы, у каждого формируется свой тип личности, характер.

В психологии эти понятия принято различать. В популярном учебнике Ю. Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию» (ссылка в списке литературы) сказано так: «Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует». Отметим это отличие, но в дальнейшем, чтобы не усложнять, будем иногда использовать понятия «характер» и «тип личности» как близкие по смыслу.

Изучением характеров занимается характерология, специальный раздел психологии. Те из читателей, кто отважится на его освоение, будут вознаграждены погружением в увлекательный мир, но я реалист и понимаю, что большинство не станет этого делать. Поэтому я привожу минимальные сведения, которых будет достаточно для движения в заданном направлении: освоению искусства жить.

На житейском уровне мы отличаем людей по их характерам и свойствам: общительных от замкнутых (экстравертов и интровертов); «толстокожих» и эмоциональных — ранимых, вспыльчивых, обидчивых; завистливых и отзывчивых; волевых, настойчивых, смелых, отличая их от наглых и злых. Мы хорошо распознаем вдумчивых, любознательных, склонных к рациональным размышлениям и анализу или же легковесных, поверхностных, доверчивых, мечтательных; ленивых и трудолюбивых, аккуратных и неряшливых, тщеславных и скромных, эгоистов и альтруистов. Нередко знаем, к какому из этих типов отнести самих себя. Все это — различные типы личности и характеры. В психологии используются специальные термины, призванные отразить многообразие типических черт. В первом издании книги я немало страниц уделил описанию этого, здесь же ограничусь отсылкой к литературе, указанной в конце книги.

Я считаю, что гораздо полезнее научиться эффективно пользоваться уже имеющимися в нашем арсенале и в нашем сознании обыденными представлениями о характерах, нежели пытаться проводить самостоятельную психодиагностику, применяя подходы характерологии или соционики. Если у вас лёгкий, общительный, оптимистичный характер, вы энергичны, разговорчивы, значит, именно такой тип поведения и общения для вас комфортен, а если обстоятельства или другие люди вынуждают вас ограничить активность, не проявлять инициативы, молчать, пока не спросят и т. п., вам будет дискомфортно. Это вы должны о себе знать, и не так уж важно, что психологи определят вас как «гипертима» или «логико-сенсорного экстраверта». Если вы замкнуты, с трудом налаживаете контакт, не любите проявлять свои эмоции, считаете, что ваш внутренний мир принадлежит только вам и впускать туда никого не следует, и, соответственно, в значительной мере равнодушны к чужому внутреннему миру, вполне возможно, что психологи определят вас как шизоида. Из этого тревожного названия вовсе не следует, что вы больны шизофренией: характер шизоидного типа — это не болезнь, а норма со своей спецификой. Полагаю, что в большинстве случаев достаточно знать о себе то, что вы — человек замкнутый, не слишком общительный, и не столь важно, что кто-то определит вас как «персивера», «интуита», «шизоида». или «анально-выталкивающего» — так называются некоторые из соционических и психоаналитических типов. Подробнее о них можно прочитать, например, в книгах П. Тайгер и Б. Баррон-Тайгер «Читать человека как книгу» и «Психоанализ» под редакцией М. М. Решетникова, — ссылки в списке литературы.

Важно знать не то, как что называется, а как вести себя, если обстоятельства противоречат вашему характеру. Об этом мы будем говорить в последующих главах, в которых изложены методы, одинаковые для всех типов. Здесь отмечу главное: если вы знаете, что вы, например, замкнутый человек, не завидуйте и не стремитесь во что бы то ни стало переделать себя, видя бурное веселье, смех и радость тех, кто жить не может без компании и общения. Ваше счастье может быть в ином; вам, быть может, достаточно просто присутствовать в весёлой компании, улыбаться, а не хохотать; слушать, а не говорить, оставаясь вполне адекватным в общении с другими. Ваша замкнутость, если она не носит болезненные формы, не недостаток, а тип личности, характер. Быть интровертом ничем не хуже и не лучше, нежели быть экстравертом. Интроверт тоже может быть счастлив, но ему для этого, возможно, понадобятся дополнительные знания о самом себе и том, как «включать» своё счастье. Среди интровертов немало счастливых, хотя экстраверты, вероятно, испытывают больше положительных эмоций. Они чаще бывают весёлыми и выглядят счастливыми как бы «на автопилоте». Им эта черта личности помогает включать многие факторы, способствующие счастью: навыки общения, поиск благоприятных жизненных обстоятельств и в сфере труда, и досуга.

Характер не наследуется и не является прирождённым свойством личности. Он складывается в течение жизни, но его основы, базирующиеся на индивидуальном сочетании инстинктов, конституции, темперамента и индивидуальности взрослого человека составляют некое почти неизменное или мало меняющееся ядро. «Посеешь мысль — пожнёшь действие, посеешь действие — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу», — гласит древнее изречение. Человек, однако, способен многое в своём характере изменить, поэтому, говоря о «типичном» для того или иного характера поведении, не забывайте, что оно имеет лишь определённую вероятность. Мы не безвольные рабы своего характера, многое в нём нам может быть подвластно. К тому же мы изменяемся, претерпевая различные жизненные события, приобретаем опыт и знания. Таким опытом и знаниями становится и чтение настоящей книги. Характер — это наше отношение к окружающему миру, закреплённое в привычных формах поведения, а с привычками можно работать, и весьма успешно, о чём расскажу далее.

Заговорив о привычках, не можем не упомянуть популярное выражение: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». В этой фразе Пушкина есть кое-что важное для нас, «искателей счастья». Почему «привычка» «замена счастию»? Что имел в виду Александр Сергеевич? Вспомним, при каких обстоятельствах это было сказано. Для этого надо заглянуть в «Евгения Онегина», открыть вторую главу и прочитать стих XXXI, в котором рассказывается о родителях Татьяны, в частности о её матери, которую в своё время «не спросясь её совета, повезли к венцу». После этого она «рвалась и плакала сначала, с супругом чуть не развелась; потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала. Привычка свыше нам дана, замена счастию она». То есть Пушкин утверждает, что если уж счастья не случилось, то и к такой жизни можно привыкнуть: «Привычка усладила горе, неотразимое ничем», и матушка Татьяны зажила своей жизнью:

И всё тогда пошло на стать.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била, осердясь, —

Все это мужа не спросясь.

Жаль, конечно, что нельзя с Александром Сергеевичем поговорить о счастье… Можно, однако, предположить, что говоря о нём, Пушкин имел в виду лишь «счастье любви», счастливое замужество. Но раз замуж девушку выдавали, «её не спросясь», какое уж тут счастье в любви! А вот познала ли она иное счастье впоследствии, когда «служанок била» или «вела расходы»? Хороша ли такая «замена»: привычка вместо счастья? Возможно, что и так: похоже, что Татьяна скорректировала свою Я-концепцию и успешно адаптировалась к реальному положению вещей.

Прежде чем мы перейдём к описанию особенностей Я-концепции, освежим в памяти (или познакомимся впервые) то, какими смыслами в психологии наделяют обыденные понятия: переживания, настроение, эмоции, чувства и т. п.

Эмоциональные состояния

Мы всегда переживаем какие-то эмоции: веселье или грусть, покой или возбуждение и т. д. У нас также есть потребность описывать эти переживания, рассказывать о них друг другу, для этого во всех языках имеются слова типа радость, страх, испуг, тревога, стыд и т. д. Эти переживания в психологии называют эмоциональными состояниями или эмоциональными процессами, чтобы подчеркнуть их изменчивость. Одни эмоциональные состояния (процессы) ведут к возбуждению, повышению тонуса, мотивируют к активной деятельности, мобилизуют, другие, наоборот, подавляют, ослабляют. В психологии для описания этих состояний введена специальная терминология. Чаще всего нашего обычного понимания смысла многих из этих слов достаточно. На бытовом уровне мы используем такие слова как эмоции, чувства, настроение, говорим о стрессах, депрессии, аффектах, эмоциональном выгорании и других модных вещах. Иногда, однако, смысловые оттенки бывают важны.

Не углубляясь в описание множества эмоциональных состояний, в этой главе кратко расскажем о смысловых особенностях некоторых терминов и слов: это позволит точнее понимать рекомендации психологов.

Настроение

Наше настроение очень важно, это одна из самых влиятельных вещей в жизни. «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение», — писал Бенедикт Спиноза. О том, какое у нас настроение, надо заботиться самим. Забота о настроении — такая же гигиена психоэмоционального состояния, как гигиена тела — забота о здоровье. Что мы обычно делаем, когда у нас плохое настроение? К сожалению, часто мы его собственными усилиями усугубляем, вместо того чтобы перевести его в хорошее. Мы вновь и вновь начинаем «проигрывать» ту ситуацию, переживать те эмоции, которые стали причиной плохого настроения: «накручиваем» себя, или срываем свою досаду на окружающих, огрызаемся, предъявляем претензии («Ты меня не понимаешь!»), обижаемся, впадаем в мрачный или обиженный тон. Возможен и иной, не менее распространённый вариант переживания плохого настроения: уход в себя, самоуничижение, жалость к себе, переживание своих недостатков и несовершенств, ошибок, неверных слов и поступков, бесконечное зацикливание на одних и тех же тяжёлых мыслях и эмоциях.

Однако не делать всего этого в нашей власти! В сущности, вся эта книга посвящена тому, как создавать хорошее настроение, но не впадать при этом в другую крайность: выжимать его из себя любой ценой. Мы не просто имеем право на плохое настроение, мы, видимо, устроены так, что время от времени должны побыть в этом состоянии. Окружающие нас люди тоже должны помнить, что им не следует немедленно «бросаться на помощь» и тормошить нас, пока мы не обретём хорошее настроение.

Настроением мы называем состояние, в котором присутствуют разные эмоции и чувства, положительные и отрицательные. Если негативные переживания на первом месте, мы говорим, о плохом настроении, если позитивные преобладают — о хорошем. Настроение отличается от эмоций и чувств тем, что оно ни на что конкретное не направлено. Причина, которая вызвала те или иные эмоции и чувства, имеется, но само настроение уже не описывается прямой связью с причиной, его породившей. Это характеристика нашего душевного состояния целиком. Чтобы избавиться от плохого настроения, надо проанализировать свои чувства и попытаться понять, что именно вызвало у вас отрицательную эмоцию. Это не всегда удаётся сделать, но если получится, то возможно будет изменить плохое настроение на хорошее или нейтральное. Однако оно связано не только с внешними факторами и внешними причинами эмоций. В значительной мере на настроение влияют темперамент, конституция и иные качества личности. Зная эти свои особенности, можно довольно эффективно управлять настроением, вызванным нашим характером.

Существует множество пособий на тему «управления собой». В них можно найти немало полезных приёмов и рекомендаций, наряду совершенно бесполезными и даже вредными. Я не стану комментировать их, снабжая оценками типа «верно — неверно»: может, кому-то и неверная на мой взгляд методика помогла. Человек — существо сложное. Единственное, от чего бы мне хотелось предостеречь читателей, это от одной иллюзии, которая иногда возникает при чтении подобной литературы. Это иллюзия того, что можно научиться управлять своими мыслями, эмоциями и настроением с такой точностью и определённостью, что ни одна дурная мысль, ни одна негативная эмоция и секунды внутри вас не проживёт. Запомните и примите как данность: обладать абсолютной властью над нашим внутренним миром невозможно. Да это и не нужно, пусть негативные мысли и неважное настроение по-прежнему возникают! Не надо отчаиваться и делать выводы, что «у меня ничего не получается». Оставайтесь нормальным человеком со всей полнотой переживаний. Живой человек может иногда и палец порезать, и шишку набить. Так же и с эмоциями. Не надо думать, что наша цель — фонтанировать радостью 24 часа в сутки и 365 дней в году. Чтобы познать радость, надо познать и печаль.

Эмоции и чувства

Приведём ещё немного учебного материала: в психологии различают эмоции и чувства.

Эмоция — это реакция, выражающая наше отношение к явлениям, предметам, людям, собственным мыслям, чувствам и другим эмоциям. Чувство — это тоже эмоция, но направленная на что-то или кого-то. Чувство отличается большей устойчивостью и длительностью. Оно (любовь, ревность, обида и т. д.) может состоять из многих эмоций. В житейской, бытовой лексике мы иногда используем слово «чувство» там, где надо бы говорить «ощущение»: «чувство» боли, «чувство» головокружения и т. п. Так сложилось, и нет нужды вносить в это словоупотребление изменения и уточнения.

Полного перечня эмоций и чувств нет. Можно встретить некие попытки его составления, в которых среди негативных чувств и эмоций будут обозначены, например, ревность, страх, гнев, раздражение, недовольство, обида, бешенство, недоумение, оскорбление, злость, зависть, тревога, опасение, беспокойство, презрение, отвращение, стыд, мстительность, апатия, лень, грусть, тоска, разочарование, жадность, а среди положительных — радость, удивление, восторг, покой, любовь, наслаждение… Счастье, конечно, тоже в этот перечень включают. Только счастье — не эмоция и не чувство, это метасостояние, характеризующееся сложной и не всегда одной и той же комбинацией эмоций и чувств, находящихся в динамическом взаимодействии.

Важно не забывать, что эмоции и чувства субъективны и одно и то же событие или явление у разных людей вызывает разные отклики. Именно поэтому нет и никогда не будет общего для всех рецепта радости и счастья. Но свой собственный рецепт найти можно. Без особых размышлений нам кажется понятным, что счастье — это когда негативных эмоций и чувств нет, а положительные — есть. Так в жизни бывает, но чаще бывает иначе. Можно быть счастливым и при переживании отрицательных эмоций вкупе с положительными. И ещё одно наблюдение: на положительные эмоции мы как бы и не обращаем внимания, а вот «не заметить» отрицательные мы, к сожалению, не можем. Это как здоровье: пока оно есть — его не замечаешь.

Существуют так называемые первичные эмоции — те, которые можно считать врождёнными: удовольствие и блаженство. Считается, что блаженство мы ощущаем в утробе матери, поэтому и говорим, что человек рождается счастливым, что счастье — его естественное состояние. Дальнейшее развитие человека, начиная с момента рождения, формирует в нас все прочие эмоции. Возможно, среди первых возникает страх. Существует предположение, что сам момент рождения, необходимость покинуть лоно матери, лоно блаженства, встреча с неизвестным новым состоянием формирует у человека первичную эмоцию, близкую к понятию страха. В процессе рождения уже существующая, но ещё ничем не замутнённая нервная система ребёнка испытывает колоссальную нагрузку, которая выражается в напряжении всего организма, в ощущении удушья.

В дальнейшем на базе первичных эмоций формируется сложный эмоциональный мир человека. С учётом индивидуальных особенностей и персонального опыта формируются ключевые эмоции, знакомые каждому человеку: страх, стыд, обида, вина, зависть, гордость, любовь и др. Из неопределённо длинного перечня эмоций нашего внимания заслужат те, которые обладают властью над нами и с которыми мы зачастую не можем совладать.

Отрицательные и положительные эмоции

Можно встретиться с утверждением: отрицательные эмоции вредны, они лишают нас счастья, поэтому надо с ними бороться и от них избавляться, тогда счастье и наступит.

Это не так. Отрицательные эмоции сами по себе не хороши и не плохи. Это естественные реакции здорового организма на жизненные обстоятельства и проблемы. Пока человек психически здоров, он будет испытывать отрицательные эмоции. Не надо считать, что от них нужно как-то избавляться. Они становятся проблемой тогда, когда проявляются чрезмерно бурно, когда они длительны, устойчивы, когда причина их возникновения отсутствует или непонятна, когда отрицательные эмоции превратились в эмоциональное страдание, которое нами управляет. Так что здесь проблема в мере, в соотношении положительных и отрицательных эмоций и в умении им управлять. Важно знать, что отрицательные эмоции не только допустимы, но даже необходимы, ибо именно они могут мобилизовать организм в нужную минуту, заставить нас искать новые решения, идеи, подходы.

Для чего природа заложила в нас способность испытывать положительные эмоции? С отрицательными — страх или гнев — понятно: они нужны для выживания, для выработки надлежащих реакций на внешние воздействия. Но в чём роль положительных эмоций с точки зрения биологической выгоды?

Установлено, что радость, сопутствующая играм и забавам, приводит к развитию физических и интеллектуальных навыков, подталкивает интерес к изучению окружающего мира. Удовлетворённость формирует более глубокое ощущение гармонии с миром, вплоть до ощущения единства и целостности самого себя со Вселенной. Любовь способствует укреплению социальных связей. Так что положительные эмоции способствуют накоплению ресурсов: физических, интеллектуальных и социальных. Кроме того, важная роль положительных эмоций — быть вознаграждением в случае правильного поведения, с биологической точки зрения. Положительные эмоциональные состояния оказывают существенное влияние на физическое и психическое здоровье, эффективность работы, на творческие достижения, развивают общительность и альтруизм.

Стресс

Слово «стресс» столь широко применяется на бытовом уровне, что его точный смысл стёрся. А ведь это научный термин, имеющий свою историю применения. Его ввёл американский психолог Уолтер Кеннан, изучавший в начале ХХ века реакции организма на опасность, которые он назвал «бей или беги». Два десятилетия спустя этот термин использовал канадец Ганс Селье, расширив спектр описываемых ситуаций. Книги Селье стали известными во всём мире, благодаря им слово «стресс» из научного лексикона перешло в бытовой и стало популярным. Научное содержание термина состоит в следующем. Организм в ответ на любые эмоции запускает физиологические реакции, призванные приспособиться к изменившейся ситуации. Исследования показали, что физиологическая и нервно-психическая реакция организма одинакова независимо от того, положительная эмоция его охватила или отрицательная. Реакция не зависит от специфики внешнего воздействия. Ей дали название «общий адаптационный синдром» или «стресс» (от английского stress — «напряжение, сжатие»). Факторами (их называют стрессоры), которые принуждают организм приспосабливаться, адаптироваться могут быть как физические (холод, жар, боль), так и психические (эмоции).

Стресс — не какой-то особый вид эмоции и не обобщённое название «всех эмоций», это термин, обозначающий состояние организма, откликнувшегося на внешние воздействия. Откликами могут быть, например, учащение дыхания и сердцебиения, покраснение, побледнение и многие другие не столь заметные процессы физиологической адаптации. Меняется и эмоциональный настрой, проявляющий себя вполне определённым образом: страх, тревога, радость, удовлетворение, обида, стыд, вина — любая из эмоций может проявить себя как результат стрессовой ситуации. «Химия», которая протекает в организме при стрессе, имеет место как при позитивных, так и при негативных переживаниях.

Какая нам, простым людям, польза от того, что учёные ввели специальные термины для описания происходящего внутри нас? Зачем нам знать это слово? Быть может, достаточно привычных понятий: обида, страх, вина и т. п.? Честно говоря, в обычной жизни можно обойтись без этого слова, но оно получило такое распространение, что не учитывать его уже нельзя. Сотни людей произносят фразы типа «у меня вчера был такой стресс», «я пережила жуткий стресс» и т. п., не задумываясь. На самом деле они малоинформативны, и нужно уточнение, что именно переживалось в состоянии стресса. Страх, возмущение, восхищение? Впрочем, в рамках «просто разговора двух подружек» это не имеет значения: они и без уточнений поймут друг друга.

Психологи-консультанты непременно сообщат ещё один научный факт: есть стрессы полезные или безвредные, а есть вредные. Полезные и безвредные — это те, которые порождают положительные или краткосрочные (вздрогнул от удара грома, например) эмоции. Вредные — те состояния, в которых негативная эмоция сильна и длительна. Такие стрессы называют дистрессами, после чего довольно банальный вывод о вреде длительных отрицательных переживаний превращается в подобие научной обоснованности. О стрессе и дистрессе написано море книг, брошюр и статей, начиная со знаменитой работы Ганса Селье «Стресс без дистресса». Я не буду преуменьшать пользу от чтения этих публикаций: общее развитие, понимание устройства нашего организма — важная вещь. Но рядом с этой образовательной составляющей много бесполезных рекомендаций и советов, касающихся «борьбы с дистрессом». Встречаются фразы типа: «Постарайтесь прислушаться к себе и определить наличие симптомов надвигающегося дистресса». Это безграмотный и вредный бред! Дистресс — это устойчивое воздействие стрессовых факторов, приведшее к длительному негативному переживанию. Если вас ест поедом сварливая свекровь (стрессовый фактор) и у вас на этой почве разладились отношения с мужем, вы переживаете и страх за семью, и обиду на несправедливость, и много чего ещё, то вы, несомненно, переживаете состояние дистресса. Только «бороться» надо не этим абстрактным понятием, а с конкретной жизненной ситуаций, в которой есть проблемы взаимоотношений и эмоции, которые можно хотя бы попытаться уменьшить.

Повторю ещё раз: стресс — нормальное состояние реагирующего организма, независимо о того, к каким эмоциям оно приводит, положительным или отрицательным. Организм должен реагировать на внешние раздражители, если он здоров. Дистресс — не эмоция и не заболевание, это состояние длительной генерации негативных эмоций, вызванных стрессовыми факторами. Избавиться от дистресса означает избавиться от стрессовых факторов или научиться снижать силу негативных эмоций, если устранить эти факторы невозможно (тюремное заключение, например). Завершая этот сильно сокращённый по сравнению с первым изданием параграф, воспроизведу три из многих, приведённых в первом издании высказывания Г. Селье.

* * *

Отсутствие мотивации — величайшая трагедия, разрушающая все жизненные устои. Неизлечимо больной человек, переживший свои желания; миллиардер, для которого дальнейшее увеличение богатства бессмысленно; пресыщенный искатель наслаждений или прирождённый пенсионер, не имеющий охоты подняться выше сравнительно сносного уровня существования, — все они одинаково несчастливы.

* * *

Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти приемлемый уровень стресса, какое бы занятие он ни избрал. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела либо постоянной чрезмерной перегрузкой. Американский физиолог, лауреат Нобелевской премии Альберт Сент-Дьердьи выразил эту мысль очень чётко: «Деятельность человека направляется стремлением к счастью. Счастье — это в значительной мере реализация самого себя, то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов. Удовольствие — это удовлетворение потребности, и не может быть большого наслаждения без большой потребности. Способность создаёт потребность использовать эту способность.

* * *

Стресс не всегда означает нечто опасное. Любая нормальная деятельность — игра в шахматы и даже страстное объятие — может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Более того, мы можем использовать стресс и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни.

Неудовлетворённости

Неудовлетворённость чем-либо — одна из часто посещающих нас эмоций. Мы бываем недовольны работой, карьерным ростом, общественным положением, достатком, машиной, местом жительства, квартирой, национальностью, гражданством, кругом общения, судьбой, внешностью, талантом, здоровьем, погодой, правительством, проигрышем любимой команды… Всего того, чем мы бываем недовольны, и не перечислить! Кроме того, мы бываем недовольны ещё и кем-то: членами своей семьи, соседями, прохожими, пассажирами в транспорте, коллегами по работе, чиновниками, политиками, врачами и учителями, артистами и учёными…

Если проследить за «маршрутом» эмоциональной жизни людей несчастливых, он окажется перепрыгиванием с кочки на кочку в пространстве негативных эмоций. Такие люди побуждают свою эмоциональную систему генерировать все новые и новые негативные эмоции, находя для этого безграничное количество поводов. Многие из нас нередко ведут себя так же. При этом мы не просто ворчим и сетуем на что-то или на кого-то — мы позволяем недовольству развиваться, овладевать нами и перерасти в конфликты, депрессии, страхи. Проблема в том, что делается это автоматически, подсознательно. Мы даже не подозреваем о возможности управлять этим процессом. Управление же начинается с обращения внимания на саму негативную эмоцию и процесс перебора негативных поводов как бы со стороны. Подробнее об этом в параграфе «Наблюдение» в разделе «Счастье от ума» и в разделе «Источники счастья» («Эмоциональный нарратив», «Негативное мышление»).

Неудовлетворённость чем-либо — важный и полезный сигнал организма и подсознания. Неудовлетворённость должна проявляться: безмятежного и вечного удовлетворения у нормального человека не бывает. Пусть недовольства возникают, когда хотят. Надо лишь не позволять им управлять нами, переключать нас с одной неприятности на другую, не давая передышки. Надо самим ими управлять, осознанно выявляя структуру и состав неудовлетворённости. Говоря о структуре, я имею в виду то, что отрицательные эмоции, недовольства, депрессии могут быть разложены на составляющие их основные, базовые эмоции: обида, вина, стыд, зависть, страх и др.

Если неудовлетворённость разобрать по косточкам, несложно выявить основную негативную эмоцию, с которой и надо будет в дальнейшем работать. Например, кто-то был по отношению к вам несправедлив, и вы страдаете. От чего вы страдаете? От несправедливости? Да, это так, но это не тревожащая эмоция, а её причина, устранить которую мы чаще всего не можем, да и поздно устранять: эмоция уже родилась.

Надо работать с самой эмоцией (обидой) и понять её природу, её источник (см. параграф «Обида»). Мы этому ещё не научились, зато без всякой учёбы зацикливаемся на недовольстве тем человеком, который был с нами несправедлив. Важнейшая задача — научиться работать с миром собственных эмоций. О том, как с ними работать, в последующих главах.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я