1. Книги
  2. Общая психология
  3. Сергей Белкин

Искусство жить, или Как быть счастливым, несмотря ни на что

Сергей Белкин
Обложка книги

Искусство жить — это умение оставаться в хорошем настроении, даже когда этому что-то мешает: жизненные обстоятельства, люди, работа, город, страна. Искусство жить — это навык управления своими эмоциями и мастерство общения, это знание самого себя и способность приспосабливаться к самому себе и к окружающему миру.Автор рассказывает, как этому научиться. Эта книга — практическое пособие по персональной и социальной психологии, овладению навыками счастливой жизни и обретению философии счастья.

Автор: Сергей Белкин

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искусство жить, или Как быть счастливым, несмотря ни на что» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Я-концепция

Я-матрица — это наши качества, данные от рождения и некоторые из тех, которые были обретены в ходе жизни и стали устойчивыми. Этот комплекс качеств можно считать базисом нашего «подлинного Я». Я-матрица — лишь основа, которая задаёт нам некие возможности и ограничения. Поэтому мы можем быть разными и вести себя по-разному. Часто Я-матрица остаётся как бы «вещью в себе»: она существует, но мы о ней не думаем или осознаем не в полной мере. Думая о себе, мы формируем некий образ самих себя, который может существенно отличаться от Я-матрицы.

Это субъективный образ, связанный не столько с тем, какие мы в своей основе (Я-матрица), сколько с тем, какими мы себя воспринимаем и как мы бы хотели, чтобы нас воспринимали другие. Это наша самооценка, которую мы осознанно или интуитивно осуществляем на протяжении всей жизни. Мотивов для такой самооценки множество: это и детское стремление соответствовать (или не соответствовать) требованиям взрослых, и юношеское желание понравится друзьям и подругам, и те статусы и образы, которых мы хотим достичь во взрослой жизни. Общая самооценка складывается из множества разнородных оценок: тела и внешности, умственных качеств и талантов, умений, знаний и проч. В результате то сложное существо, воспринимаемое как «Я», складывается из разных частей, «ипостасей»: базиса (Я-матрица), образа, который воспринимается окружающими, и того образа, который я сам о себе формирую.

Образ, который я сам о себе формирую, называют «Я-концепцией». Представление о Я-концепции было введено в психологию более ста лет тому назад, разработаны различные методики её исследования. На эту тему написано немало книг и статей, некоторые из них приведены в списке литературы в конце книги. Погружение в эту тематику — увлекательное, но это не всегда лёгкое чтение. Постараюсь дать здесь облегчённый вариант знаний о Я-концепции, нужный для наших целей — освоения навыков искусства жить.

Первое, что хочу подчеркнуть: Я-концепция имеется у каждого, независимо от того, задумывался ли он когда-либо об этом. Большинство из нас не пользуется понятием «Я-концепция» и довольствуется самооценкой, время от времени возникающей по разным конкретным поводам. Второе: Я-концепция не есть что-то неизменное или даже устойчивое. Образ самого себя и представление о тех или иных своих качествах появляется в зависимости от возникших потребностей и обстоятельств и может существенно изменяться от случая к случаю. Третье, о чём следует сказать, это о содержании литературы по психологии, посвящённой Я-концепции. Это научная литература, в которой рассказывается об исследовании человека и его особенностей. В этой связи Я-концепция и то, из чего и как она складывается, является объектом исследования, а в книгах описаны его результаты. Возникает вопрос: что из этого надо знать простому человеку, не профессиональному психологу? Надо ли пытаться выявить и описать собственную Я-концепцию?

Следует отметить, что выявление Я-концепции — весьма непростое дело, даже если его проводить с участием профессиональных психологов. Хорошая новость для нас состоит в том, что мы можем обойтись без глубокого анализа и всестороннего описания Я-концепции. Нам достаточно знать, что она существует, из чего она складывается и как мы с ней соотносим свои действия. Отдельные важные стороны своей Я-концепции мы узнаём благодаря переживаемым нами отрицательным эмоциям. На это я обращаю внимание в разделе «Облики не-счастья». То, на что мы остро реагируем (скажем, обижаемся или стыдимся), является болевой, чувствительной зоной нашего «Я». Если я обиделся на то, что меня не посчитали умным или смелым, свидетельствует о том, что мнение о себе как об умном и смелом находится на почётном месте моей Я-концепции.

Познание самого себя путём внимательного отношения к своим негативным реакциям — эффективный метод. Важно также время от времени задумываться о ситуации, в которой я провожу самооценку и пытаюсь яснее осознать Я-концепцию. Вопросы самому себе, в зависимости от конкретики, могут звучать по-разному. Например, свою ли роль я играю в той или иной ситуации? Не приписал ли я себе несуществующих больших возможностей, знаний, талантов? Или, наоборот, не принизил ли я их? Не ломаю ли я себя, пытаясь быть тем, кем мне не свойственно? Не воспринял ли я чьи-то оценки себя (быть может, даже ярлыки) как соответствующие действительности просто потому, что не смог или поленился поглубже понять и рассмотреть самого себя? Подобную интеллектуальную игру с самим собой стоит вести время от времени, причём именно как игру, не надо слишком зацикливаться на идее «познай самого себя» и впадать в сосредоточенную серьёзность. Думая о себе, старайтесь доставлять себе удовольствие лёгкой самоиронией. Повторяю: нам не обязательно стремиться к полноте и точности построения своей Я-концепции. Для наших целей — самостоятельной работы над своими эмоциями — достаточно иметь общее представление о том, каким я самого себя представляю в той или иной ситуации.

Для удобства самоанализа достаточно знать, что Я-концепция складывается из трёх аспектов нашей самооценки: когнитивный, оценочный, поведенческий. Первый — это некий набор характеристик, которыми мы себя описываем, то, что я о себе «знаю». Слово «когнитивный» широко используется в психологии и в этой книге. Оно происходит от латинского «когитаре» — «познавать, мыслить». Когнитивный процесс — процесс познания, обдумывания, восприятия и переработки информации. Не стоит забывать, что мы нередко совершаем когнитивные ошибки, и это нормально («человеку свойственно ошибаться»). Так что «знание о себе» может не вполне соответствовать реальности. Формируя эту часть представлений о себе, мы действуем чаще всего путём сравнения себя с другими и приписываем себе определённые качества: я умный, смелый, ловкий и т. п. Второй аспект — наши оценки этих характеристик (его иногда называют эмоциональным: я умный — и это хорошо, я трусоват — и это моя слабость). Третий — это наше представление о том, как мы себя ведём в реальной жизни. Например, я считаю себя умным, и не просто «достаточно умён», но умён выше среднего — это первые два аспекта. Третий, поведенческий аспект самооценки может быть таким: я всегда веду себя как умный человек, не совершаю глупостей, не делаю ошибок, и всем вокруг это ясно, все меня таким и считают.

Для практической самостоятельной работы важно уловить хотя бы некоторые характеристики Я-концепции. Этого может быть вполне достаточно для отстранённого взгляда, для «размысливания» наших эмоций, о котором пойдёт речь в практической части этой книги. Размысливание эмоции — название методики анализа мыслительного процесса, выявления особенностей возникающих эмоций и причин их проявления. Автор этой методики и метода саногенного мышления (СГМ) — отечественный психолог Ю. М. Орлов. О методе рассказано в следующих главах, а в списке литературы в конце книги приведены ссылки на его книги.

Важно понимать, что «Я-концепция» и то, чем мы являемся в действительности, не вполне совпадают, хотя в своём поведении мы руководствуемся именно теми стереотипами, которые диктует нам наша «Я-концепция». Понятие «в действительности» нуждается в уточнении. Какими мы являемся во всей своей полноте (объективно) в каждый момент времени, человек знать не может. Я-концепция по определению субъективна и изменчива. То, как нас воспринимают и оценивают другие, тоже многозначно и изменчиво, в зависимости и от обстоятельств, и от того, кем в данный момент являются эти «другие».

Несмотря на эту неоднозначность, мы оперируем условным понятием «наша истинная природа» и многими достаточно устойчивыми характеристиками. Это позволяет заметить, выявить несоответствия между нашей «истинной природой» (Я-матрицей) и двумя образами: Я-концепцией и тем, какими нас воспринимают. Именно эти рассогласования и порождают неудовлетворённости, негативные эмоции и мешают нам быть счастливым. Поэтому надо время от времени вспоминать о том, каков я есть, о своей Я-концепции и пытаться приводить её в более точное соответствие с тем, что вам кажется вашей реальной сутью (Я-матрицей). Она нам тоже не полностью и не в точности известна, но и того, что мы знаем, достаточно для движения в верном направлении.

Согласие с самим собой

«Принятие себя таким, какой я есть» означает не просто абстрактное согласие со своей природой и несовершенствами, а максимально предметное понимание того, какой я есть в действительности, оперирование характеристиками, о которых говорится в этих и последующих главах. Расхожая рекомендация «познай самого себя» становится практически полезной, если вы стремитесь узнать об иерархии своих инстинктов, особенностях характера и психологического типа и лучше понять устройство своих Я-матрицы и Я-концепции. Мудрое принятие самого не означает отказа от критического отношения к себе, изменений, развития, самосовершенствования. Наоборот, только это понимание и даёт возможность быть счастливыми «прямо сейчас», а не тогда, когда мы «все в себе улучшим» и станем совершенными существами. Помните, что образ самого себя — это именно созданный образ, не более того, а раз так, можно создать другой. Здесь вы — творец, вы сами создаёте образы вашей Я-концепции, в ваших руках «подогнать костюмчик по фигуре».

Думая о самом себе, оценивая себя, можно испытать недовольство, огорчиться тому, что вы «такой», а не «эдакий». Недовольство может подтолкнуть к каким-то действиям, «улучшению»: вы начинаете развивать в себе какие-то качества, тренировать тело, менять причёски, макияж, выражение лица, речь. В этом нет ничего плохого, если недовольство не становится навязчивым. Это — норма, если не превращается в комплекс неполноценности, самоедство и депрессию. Чтобы этого не случилось, важно понять, что я в себе могу изменить, а что изменить невозможно, и это следует принять таким, как есть. Также важно не создавать недостижимый образ самого себя или делать его целью. Фантазировать и дурачиться, представляя себя киногероем, сверхчеловеком, волшебником и т. п., можно и нужно. Позитивно оценивать самого себя — свои знания и умения, способности, внешность и т. п. — тоже можно и нужно. Проблемы возникают тогда, когда вы не только неосознанно приписываете себе такие качества, которых у вас нет, но и пытаетесь себя вести как люди, такими качествами обладающие, да ещё и от окружающих ожидаете, чтобы они эти качества в вас видели и признавали. Например, вы, по сути, интроверт, застенчивый человек, но в силу каких-то обстоятельств — возможно, из неосознанного подражания кому-то — считаете себя общительным, открытым, пытаетесь вести себя соответствующим образом. Это получается у вас не очень убедительно, неуклюже. Тогда окружающие не воспринимают вас в качестве души компании, а тянутся к другому, который в любом застолье автоматически становится тамадой. А вы от этого страдаете… На мой взгляд, наибольшую сложность для постижения и корректировки представляет та часть Я-концепции, которая складывается из убеждений, верований, стереотипов поведения, ценностей — словом, всего того, что в нас формируется в процессе жизни под влиянием социума. Эти наши качества нелегко распознаются и часто очень активно противятся изменениям.

В следующих параграфах поговорим о самых влиятельных составляющих личности, осознание которых и работа с которыми являются важной частью гармонизации своей жизни: об убеждениях и установках.

Убеждения и установки

Что такое убеждения и установки, какова их природа и роль в жизни с точки зрения психологии и социальной философии?

Убеждения являются частью наших представлений о мире, его устройстве, месте и роли людей, происходящих процессах, целях и смыслах существования. Убеждения — это не просто абстрактные сведения, лозунги или образы, а активно влияющие на наши действия правила и принципы, указывающие что делать или не делать, куда стремиться, а откуда бежать. Убеждения в нашем сознании редко бывают оформлены в виде словесных формул. Чаще всего они существуют в эмоционально-образном виде. Они всегда эмоционально окрашены, и у нас есть к ним отношение по шкале «хорошо — плохо». Убеждения охватывают многие сферы. Существуют социально-политические, идеологические, нравственные, мировоззренческие убеждения. Они являются нашими ориентирами, путевыми указателями, определяют выбор возможных поступков, позволяют их оценить. Убеждения формируются и работают в тесной связи с ценностями и установками.

Ценности — одна из важнейших частей, базисов нашего подлинного Я. Ценности — это не абстрактные воспринятые извне принципы или идеи, а то, что мы сами наделяем этим качеством, что для нас действительно важно. Подробнее об этом — в параграфе «Ценности» в разделе «Общество и счастье». Здесь же напомню об одном классе не вполне материальных ценностей, но которые для нас бывают дороже всего: любовь, честность, порядочность, покой, свобода, радость, наконец, счастье! Ценности — это как бы карта, система координат того мира, в котором вы хотите жить. Соответственно, антиценности (они тоже существуют: ненависть, ложь, предательство, война и т. п.) — это тот мир, в котором вы жить не хотели бы. О связи ценностей и целей — в главе «Потребности, ценности, цели» раздела «Общество и счастье». На базе и с учётом ценностей формируются не только цели, но и убеждения и установки.

Установками называют некую (подсознательную) оценку конкретных объектов, событий или ситуаций как благоприятных или неблагоприятных. Эта оценка или психологический настрой диктует нам автоматически возникающую реакцию, отношение к ситуации и к самому себе, линию поведения. Установки не являются врождёнными, генетически обусловленными характеристиками человека, они возникают в процессе жизни. Часто они настолько сильны, так глубоко запрятаны в подсознание, что они соперничают по силе воздействия с врождёнными качествами — инстинктами, темпераментом, конституцией.

Ценности, убеждения и установки являются взаимосвязанным комплексом, определяющим то, какие мы есть, как будем действовать, к чему стремиться и как оценивать результаты. Его роль огромна, и, если мы хотим в самих себе разобраться, нам надо научиться этот комплекс анализировать, то есть рассматривать отдельные стороны: убеждения, установки, ценности.

Рассмотрим их подробнее (третий аспект Я-концепции — ценности — вынесен нами в отдельный параграф в разделе «Общество и счастье»).

Одни убеждения нас ограничивают, запрещают (воровать, убивать, обманывать и т. д. — плохо), другие мотивируют к действиям, формируют цели (кто хорошо учится и хорошо работает — достигает успеха; о здоровье надо заботиться смолоду). Убеждения, установки и ценности мы воспринимаем в семье с раннего детства, от учителей, друзей, коллег по работе, из книг и кинофильмов — отовсюду. Убеждения, когда о них начинают говорить или писать, принимают форму сформулированных плакатных лозунгов, но по сути это некие эмоционально-чувственные «зоны сознания», которые можно, упрощая, описывать словесными формулами и зрительными образами. Подобные лозунги, призывы и образы используются во всех обществах для формирования убеждений. Все на свете религии, идеологии и законы призваны сформулировать и внедрить в общественное сознание и в сознание каждого индивида в отдельности определённый набор убеждений, установок и ценностей. Что-то из этого мы воспринимаем и делаем своим, а что-то остаётся для нас чуждым.

Какие-то убеждения для нас более важны, какие-то — менее; что-то становится принципами, которыми мы не можем поступиться, а что-то можем и пересмотреть, хотя все, что стало убеждением, сопротивляется любым изменениям. Чаще всего твёрдые убеждения, не подлежащие пересмотру и корректировке, формируются в сфере идеологий и религий и внедряются в сознание людей. После этого люди готовы доказывать свою правоту, бороться «до конца» и даже идти на плаху или костёр «ради истины». В большинстве культур призывают гордиться людьми с твёрдыми убеждениями, почитать как героев тех, кто их вплоть до готовности за них погибнуть. Хорошо это или плохо? Как оценивать эти качества с точки зрения личного счастья? Однозначного ответа нет. Если вы чувствуете себя «пламенным революционером», борцом за идею, готовы терпеть муки и даже погибнуть, но отстаивать свои убеждения до конца, считая их не только верными, но и спасительными для других, быть может, вы и будете по-своему счастливы. Но эта книга и содержащиеся в ней советы вряд ли нужны и интересны таким героям. Книга может быть полезна другим, тоже имеющим убеждения, в том числе твёрдые, но готовым при этом размышлять и анализировать, соотносить их и диктуемое ими поведение с другими реалиями и ценностями, искать компромиссы и двигаться к целям, не теряя ощущения полноты и радости жизни. Кроме того, напомню, что убеждения, в том числе твёрдые, могут быть не просто вредными, а чудовищными, толкающими к совершению преступлений, к войнам, к порабощению и угнетению одних людей другими.

Психологи, занимающиеся вопросами личностного роста, часто обращают внимание на ряд «ограничительных» внутренних убеждений и установок, типа «я этого добиться не смогу: у меня нет таланта (связей)», «вечно мне не везёт», и предлагают изменить их на мотивирующие: «у меня есть все для достижения успеха», «я уверен в себе и смогу преодолеть все трудности» и т. п. Предлагается повторять подобные позитивные утверждения (в психологии их называют аффирмациями), используя как формулы самовнушения. Нередко кажется, что негативные ожидания и соответствующие формулы-убеждения («денег нет и не будет», «все мужики/бабы сволочи/стервы» и т. п.) «срабатывают» чаще, чем позитивные. Это, конечно, не так: на такую статистику работают не формулы и даже не ожидания, а привычка фиксировать плохое, говорить о неудачах. Рекомендации психологов по работе с убеждениями и установками могут принести пользу.

Несколько слов об отличии убеждений от знаний и верований.

Знания — это сведения, достоверность которых подтвердилась. Современное человечество считает науку, выработанные ею критерии и подходы рационального толка, методом, подтверждающим достоверность. Все, что наукой не подтверждено, может считаться гипотезами — правдоподобными суждениями, которые, возможно, будут когда-нибудь подтверждены, — или сферой ненаучных представлений, основанных на мифах, фантазиях и проч. Не все ненаучные знания являются при этом антинаучными. Например, сфера искусства, считающаяся формой познания — художественного, образного, — обретает понимание своими методами, наукой не являющимися, но ей и не противоречащими.

Вера — это признание истинности (достоверности) сведений и явлений на основе субъективного опыта, в том числе прозрения, откровения. Она не тождественна религии или вероучению, являющимися её формами как способа мышления. Наши убеждения могут основываться на вере, то есть на чьем-либо авторитете, и быть в этом смысле религиеподобными. При этом мы можем считать себя атеистами. Очень многие политические учения построены как религиеподобные системы, а их адепты являются в определённом смысле верующими.

Без убеждений мы жить не можем, без противоречий — тоже. Источником движения общества вперёд всегда являются противоречия, которые выявляются в виде столкновения взглядов, в том числе, в форме убеждений. Наши взгляды и убеждения, даже если они идут вразрез с общепринятой точкой зрения, не должны приносить нам слишком глубоких страданий, лишать возможности обрести счастье, надо спокойно осознавать свою «особость». Обществу необходимы разные взгляды, осознание этого помогает нормализовать конфликт своих убеждений с реальностью.

Помимо убеждений, с которыми стоит считаться, есть вредные, с точки зрения «искателя счастья», от которых следует избавляться. Среди них, например, ряд навязанных институтами современного общества и масскультурой представлений об успехе, о взаимоотношениях людей и о качестве жизни: «Я должен добиваться успеха, денег, высокого общественного положения. Если я этого не достигаю, я неудачник! Мир, в котором я живу, государство, общество должны быть устроены и вести себя так, чтобы мне жилось хорошо, комфортно и счастливо, а если происходит иначе, это отвратительная страна и общество, их надо разрушить или поменять на другое!» Существует ещё много вредных социальных стереотипов, навязанных масскультурой. С подобными убеждениями жить трудно, они не отражают реальность, не ведут к счастливой жизни, и с ними надо расставаться.

От проблем социума спустимся на бытовой уровень, вспомним об очень важной и весьма болезненной сфере конфликта убеждений с реальностью — семейной жизни. Сколько сломано судеб из-за убеждений мужа или жены в том, как должна (!) вести себя жена, как должен (!) поступать муж. Попробуйте всюду, где сможете, заменить «должен» на «может». Не забывайте об отличиях Я-матрицы и Я-концепции у каждого из супругов, детей, родных и близких. Помните, что мы разные и такими останемся. Отбросьте привычку сравнивать своего мужа с мужем подруги, свою жену — с другими: этот путь разрушает счастье. Не втаскивайте в ваши семейные отношения разрушительные «убеждения», откуда бы вы их ни взяли. Не твёрдость лежит в основе семейного счастья, а гибкость.

Психологи часто советуют в случае конфликта убеждений с реальностью изменить их, полагая, что реальность изменить невозможно (что не всегда так: иногда можно изменить и её). Стоит, однако, прислушаться к их советам и попытаться скорректировать убеждения и установки. Попробуйте понять, откуда они взялись. Осознаете ли вы те ценности, которые лежат в их основе, не окажутся ли эти ценности для вас не такими важными или вовсе ложными?

Второй аспект нашей Я-концепции — установки. В психологии проблема установок исследуется много десятилетий, и это один из наиболее сложных и обширных её разделов. Пересказать основные результаты кратко невозможно. Я обозначу лишь ключевые направления, более глубокое погружение возможно при чтении соответствующей литературы.

Установки возникают в процессе удовлетворения какой-либо возникшей у человека потребности. Удовлетворяя потребность, мы начинаем действовать, взаимодействовать с окружающей средой, при этом (порой неосознанно) запоминаются факторы, признаки и обстоятельства, приведшие нас к цели, а также те факторы, и признаки и обстоятельства, которые мешали её достижению. Во многих случаях установка — полезная и нужная вещь, помогающая нам действовать целесообразно и эффективно.

Установки по-разному влияют на нашу жизнь. Они способны увести нас от счастья, но могут и помочь его обретению, особенно если мы знаем о них. Полезно, в частности, соотнести себя с одним из стереотипов подсознательного отношения к окружающим. Психология рассматривает следующие подсознательные установки.

«Я хороший, и ты хороший» — это самый благоприятный тип. В этом контексте понятия «хороший» и «плохой» условны, не связаны с какой-то нормировкой. Люди такого типа изначально, до начала общения, исходят из предположения о взаимной доброжелательности. Разумеется, в результате общения все может оказаться иначе, можно натолкнуться на враждебность и агрессию, и тогда происходит коррекция предварительной оценки конкретного случая. Но сам тип такого отношения к людям — установка — не разрушается и в большинстве случаев приводит к благоприятному, конструктивному и результативному общению. Это установка счастливых людей.

Другой тип: «я хороший, а ты плохой». С такой подсознательной установкой ничего хорошего от другого не ждут изначально, человек настраивается на негатив и готовится к атаке, к тому, чтобы не дать себя в обиду и одержать над другим победу. Так люди этого типа самоутверждаются, их самооценка требует хоть «победить», унизить другого. Во всех своих проблемах люди с такой установкой винят окружающих и вымещают на них свои неудачи. Такие люди редко бывают счастливы.

Третий тип: «я плохой, а ты хороший». Это характерно для людей с комплексом неполноценности. Их психологическое состояние часто бывают близко к депрессивному. Они ищут защиты и поддержки более сильного человека. Они могут ненадолго обрести равновесие, когда сильная личность их «гладит по головке» и успокаивает.

Четвёртый тип: «я плохой, и ты плохой». Такое мироощущение характерно для мизантропов и социопатов. Их состояние — безнадёжность, тоска, стремление к уходу в себя, вплоть до тяжёлых депрессий. Нередок и вариант нарочито демонстративной агрессии: «Вот такое я дерьмо, да и ты не лучше!» Выйти из состояния, определяемого подобной установкой, самостоятельно очень непросто, хотя сам факт её осознания может помочь сделать первый шаг.

Люди, у которых при любых обстоятельствах «включена в работу» только одна из этих установок, встречаются редко. Чаще всего у каждого имеется некая смесь всех установок, причём включаться может то одна, то другая, в зависимости от того, с кем осуществляется общение, какова его цель. Но какой-то тип установки и поведения может быть «по жизни» доминантным. Зная эти свои особенности, легче строить отношения с людьми и наслаждаться жизнью.

Практический вывод из сказанного состоит в том, что для счастья желательно побольше знать о своих убеждениях, установках, ценностях, и быть готовым проявлять гибкость в реальной жизни. Понимание границ возможных компромиссов, не приводящих к неприемлемым мукам совести, позволяет не сходить с тропы, определяемой убеждениями и ценностями не оказаться в трясине неприемлемых поступков. Знание аналогичных границ других людей позволит адекватно строить отношения с ними, не углубляться в пространства, где им комфортно и правильно, а вам — нет.

Знание своих убеждений, установок и ценностей в области семейной жизни, работы, политики, понимание того, какую роль вы отвели членам семьи, коллегам, правительственным органам, что вы от них ожидаете и что вы видите в действительности, тоже своего рода путеводитель по жизни. Если вы осознали свои убеждения в отношении ролей в семейной жизни, вам гораздо легче будет найти компромисс, не допустить разрушительного столкновения убеждений. Распознать их можно, анализируя свои негативные реакции. Подробнее об этом — в разделе «Облики не-счастья». Знание своих представлений о справедливости в сравнении с тем, как это трактует общество, правительство, политики и др., помогут снизить остроту конфликта с обществом, с его несовершенствами, не воспринимать излишне эмоционально расхождение ваших представлений о должном с реальностью. Подробнее об этом — в разделе «Общество и счастье».

Чтобы перечисленные «знания» стали рабочим инструментом, о них надо позаботиться, попытаться их обдумать и хоть как-то сформулировать в словесной форме: так они из некого ощущения знания станут действенным ресурсом. Не опасайтесь отсутствия убеждений в тех или иных сферах, по тем или иным вопросам, несмотря на то что отсутствие убеждений воспринимается многими как признак слабости характера и глупости. Помните: вы не обязаны все понимать и во всём разбираться. А если вы не понимаете чего-то, то откуда возьмутся твёрдые убеждения? Если вы их в себе ощущаете, но специалистом в этой сфере не являетесь, значит, вам их кто-то внушил, навязал своим авторитетом, и вы ими пользуетесь бездумно. Пользоваться заимствованными убеждениями можно, но надо помнить, что они — не ваши собственные: это снизит их возможную токсичность.

Подвергайте свои убеждения сомнению. Не стремитесь к тому, чтобы они были твёрдыми, как алмаз, пусть они будут гибкими, как ива. Пусть покой и счастье — личное, в семье, на работе — будут хотя бы не менее важны и ценны, чем иные ваши убеждения. Наделите свои убеждения свойством мудрости и качеством доброты.

О книге

Автор: Сергей Белкин

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Искусство жить, или Как быть счастливым, несмотря ни на что» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я