В данной книге рассматриваются перемены, происходящие на железнодорожном транспорте России с средины 60-х годов прошлого века и до настоящего времени. Речь идет о переменах в сфере экономики и организации отрасли. Рассматриваются изменения во внутриотраслевых и внутрифирменных экономических отношениях на железных дорогах. Значительное внимание уделяется проблемам внешних для отрасли и ее предприятий отношений: с государством и потребителями услуг. Книга ориентирована на государственных служащих, занимающихся проблемами железнодорожного транспорта (и транспорта в целом), руководителей и специалистов предприятий железнодорожного транспорта (и других отраслей транспорта), на студентов, аспирантов и преподавателей транспортных вузов, научных работников. Может быть интересна читателям, интересующимся железными дорогами и их проблемами. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Железные дороги: адаптация к переменам и новым реальностям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Постников С.Б., 2022
© Издательство «Прометей», 2022
Сокращения
ОАО «РЖД» — открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
Ц — центральный аппарат компании (министр путей сообщения, президент/генеральный директор ОАО «РЖД»)
ЦЭКР — Департамент экономической конъюнктуры и стратегического развития
ЦЭУ — Департамент экономики
ЦФ — Департамент корпоративных финансов
ЦБС — Бухгалтерская служба
ЦКИ — Департамент информатизации
ЦЧУ — Управление анализа и статистики ЦКИ
ЦРЖ — Департамент управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура»
ЦЛ — Департамент пассажирских перевозок
ЦРБ — Департамент безопасности движения
ЦГЦУ — Главный центр управления Российскими железными дорогами
ЦД — Центральная дирекция управления движением
ЦДИ — Центральная дирекция инфраструктуры в т. ч.:
ЦДИМ — Дирекция по эксплуатации путевых машин.
ЦДМ — Дирекция по диагностике и мониторингу
ЦУСИ — центр управления содержанием инфраструктуры
ЦТ — Дирекция тяги
ЦТР — Дирекция по ремонту тягового подвижного состава
ЦДМВ — Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава
ТЭ — Трансэнерго
ЦФТО — Центр фирменного транспортного обслуживания
ЦСС — Центральная станция связи (в т. ч. Центр управления телекоммуникационными ресурсами)
ГВЦ — Главный вычислительный центр
ЦДРП — Центральная дирекция по ремонту пути
ДОСС — дирекция скоростного сообщения
ЦУП — центр управления перевозками
ФГК — Федеральная грузовая компания
ФПК — Федеральная пассажирская компания
ВРК — Вагоноремонтная компания
ПГК — Первая грузовая компания
ЦППК — Центральная пригородная пассажирская компания
ДЦУП — диспетчерский центр управления
ЦУТР — центр управления тяговыми ресурсами управления по тяговым ресурсам ЦД
ЦТЭ — отделы (службы) управления тяговыми ресурсами службы эксплуатации ЦТ
ДО и ДЗО — дочерние организации, дочерние и зависимые организации
РЦКУ — региональный центр корпоративного управления
Н — железная дорога (начальник железной дороги), РЦКУ
НЗ — заместитель начальника железной дороги,
НЗтер — заместитель начальника железной дороги по территориальному управлению
Железные дороги:
НН — экономическая служба
НФ — финансовая служба
НЭФ — служба экономики и финансов
НИНВ — инвестиционная служба
РБ — аппарат дорожного ревизора по безопасности движения
НТЕХ — техническая служба
НОК — служба кадров
НЧ — служба статистики
НУРС — отдел (сектор) корпоративного управления и реализации стратегии
Региональные дирекции (центры):
Д — управления движением (служба движения)
ДИ — инфраструктуры
Т — тяги (служба локомотивного хозяйства)
П, Ш, Э — службы пути, сигнализации и связи, электрификации
НТЭ — по энергообеспечению
ТЦФТО — территориальный центр фирменного транспортного обслуживания
НС связи ЦСС
ИВЦ — информационно-вычислительный центр
ДРП — по ремонту пути
ДПМ — по эксплуатации путевых машин
РЦДМ — центры диагностики и мониторинга
НОД — отделение железной дороги (начальник отделения железной дороги)
НОДПЭ — планово-эконмический отдел
НОДФ — финансовый отдел
НОДУ — отдел учета
НОДН — отдел движения
НОДТ — отдел локомотивного хозяйства
НОДП, НОДШ, НОДЭ отделы пути, сигнализации и связи, электрификации
НОДЛ — отдел пассажирского хозяйства
ДС — железнодорожная станция
ТЧ — локомотивное депо
ВЧД — вагонное депо
ПЧ — дистанция пути
ШЧ — дистанция автоматики и сигнализации
ЭЧ — дистанция электрификации и электроснабжения
ЛВОК — вокзал
ВСМ — высокоскоростная железнодорожная магистраль
Уважаемый читатель! Когда Вы прочтете эту книгу, наверняка обратите внимание на то, что она отстала от жизни. Причем отличия могут как совпадать с позицией автора, так и совершенно противоречить ей. Что поделаешь, такова участь книги, которая не может отражать быстрое течение времени, в отличие от журнальной, а тем более — газетной статьи. Зато книга может компенсировать этот недостаток большей системностью и глубиной анализа.
Автору довелось работать в отрасли в периоды перемен: в 80-е годы (в условиях плановой социалистической экономики СССР), на этапе перехода и после перехода к рыночной системе хозяйствования. По результатам этой работы у него сформировались определенные взгляды на то, как должен выглядеть железнодорожный транспорт и почему именно так он должен выглядеть. Автор достаточно часто высказывался по вопросам функционирования и развития железнодорожного транспорта как в части теоретико-философских аспектов (условно назовем их так), так и в части конкретных аспектов работы отрасли на разных этапах перемен и развития.
В данном материале автор постарается обобщить свои теоретические и системные взгляды на отрасль. Автор постарается использовать минимальное количество цифр государственной, отраслевой и корпоративной статистики для того, чтобы объемные или качественные параметры не отвлекали от системных содержательных вещей, но иллюстрировали определенные существенные моменты и тезисы. И еще, с учетом эпидемиологической специфики 2020 года статистические выкладки заканчиваются, в основном, на показателях 2019 года.
Автор на данном этапе не претендует на юридическую точность формулировок и выверенные экономически определения для того, чтобы, не вдаваясь в споры по формулировкам, отразить принципиальные взгляды на проблемы отрасли в условиях рынка. Но проблема формулировок и точности определений сама по себе важна и должна найти свое отражение в дискуссиях на экономические и правовые темы. Также автор не претендует на полноту упоминания абсолютно всех событий и фактов, произошедших за рассматриваемый период времени, а ставит задачу выявления базовых тенденций и основополагающих принципов.
В основу данной работы легли, прежде всего, статьи автора в журнале «Экономика железных дорог»: «Внутриотраслевые экономические взаимоотношения в переходный период (опыт и перспективы)» (2000), «Совершенствование финансовой системы железнодорожного транспорта в условиях его дальнейшего реформирования» (2001), «О некоторых принципиальных вопросах реформирования железнодорожного транспорта» (2002), «Принципы формирования внутриотраслевых и внешних экономических отношений на железнодорожном транспорте» (2008), «Актуализация теоретических подходов к экономике и организации железных дорог» (2015), «Неуставная инфраструктура» (2016) и ряд других. Также использованы труды, состоявшейся в 2019 г.
Международной научно-практической конференции «Современные экономические проблемы развития и эксплуатации транспортной инфраструктуры» и статья А.В. Рышкова и С.Б. Постникова «ОАО «РЖД» — потребности в изменениях в эпоху перемен «Экономика железных дорог», № 1, 2020 г.).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Железные дороги: адаптация к переменам и новым реальностям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других