История случайного бизнеса, изменившего целый сегмент рынка, не нова. Но здесь она рассказана так легко и весело, что кажется, будто это происходит прямо с вами, здесь и сейчас. Автор не претендует ни на маркетинговый анализ, ни даже на объективность. В книге полно сплетен, интриг, нелепых ситуаций, а ещё много иронии и чуть-чуть ностальгии. Здесь не происходит ничего особенного – однако, начав читать, вы уже не оторвётесь до самого конца.Валентина Кучина, директор и совладелица РА «Valencia» Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Почему бы и нет? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Фирма «К»
За дело я взялся с энтузиазмом.
Компания моих друзей называлась РОСАН, то есть РОман С АНдреем. Офис находился на самой окраине города. Дальше располагались только тюрьма и Южная ТЭЦ. Напротив зеленело кладбище, а улица напоминала забытое шоссе.
Место было настолько глухим, что здесь регулярно устраивались бандитские разборки: «братки» приезжали на машинах и выясняли отношения прямо у нашей ограды. На случайных покупателей надеяться не приходилось.
МЕЖДУ ПРОЧИМ
В середине девяностых мало кто из бизнесменов мог похвастать собственным двухэтажным зданием. Именно в таком размещались офис РОСАН, торговый зал Bombardier и станция по обслуживанию BMW.
Знакомые часто спрашивали: «Интересно, откуда у РОСАНа деньги?».
Я объяснял, что это результат труда и удачного стечения обстоятельств: «Когда-то Роман и Андрей получили кусочек никому не нужной земли. Там они стали строить Здание, вкладывая в него всё, что зарабатывали. Друзья не ходили по ресторанам, не покупали жёнам одежду, а детям — игрушки. Денег всё равно не хватало.
Тогда они договорились с одним серым дилером BMW, что он закончит строительство, а за это получит Здание в аренду. Тот так и сделал: отделал помещения, оборудовал автосервис и торговый зал. Но не успел толком поработать, как его арестовали за контрабанду. А в Здание въехал РОСАН.
ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?
Не бросать же его совсем! Тем более, что всё по закону».
Многие верили.
Реальность была сложнее. Серому бээмвэшнику так понравилось Здание, что он решил оставить его себе. Подумаешь, какие-то коммерсанты!
Тут надо сделать отступление.
В начале девяностых многие работали «парами» — так проще и надёжней. Через несколько лет пары, как правило, распадались. Хорошо, если мирно. К счастью для РОСАНа, Роман и Андрей договорились ещё «на берегу»: любой вопрос решается при условии согласия обоих. Если один «за», а другой «против», вопрос снимается. Тогда же сложилось и разделение имиджа: Роман — жёсткий и напористый, Андрей — мягкий и дипломатичный. Выражаясь языком фортификации, там, где нужен был таран, действовал Роман, а за подкоп отвечал Андрей. Иногда для разнообразия дольщики менялись ролями.
Когда бээмвэшник попытался «отжать» здание, Андрей договорился с кем следует. И друзья остались владельцами собственности. Правда, к ним перешли и все долги неудачливого рейдера. Борьба за выживание продолжалась.
МЕЖДУ ПРОЧИМ
Как всегда, на такое добро находилось находились и другие охотники.
Во время очередного «наезда» в РОСАН нагрянули бандиты. Тёмные фигуры замелькали в коридорах, заглядывая в каждый кабинет. Потом собрались внизу для «разговора». Старший демонстративно выключил рубильник:
— Всё, фирма закрыта!
Свет погас. Механики бросили работу, с пролетарским безразличием ожидая окончания разборки. Роман подошёл к щитку и молча поднял рукоятку назад. Лампы загорелись. Старший удивился:
— Ты чо, не понял? Я сказал: всё, лавочка закрывается!
И снова погасил свет. Роман, так же молча, включил рубильник ещё раз. Бандит помрачнел.
— Это. Моё. Здание, — отчеканил Роман. Было видно, что он скорее сдохнет, чем отдаст собственность. Бандиты, кое-как сохранив лицо, отступили.
С целью «популяризации продукта» я стал возить гидроцикл по городу. В приличных местах останавливался и раздавал буклеты. Вернее, пытался раздавать: граждане опасливо обходили меня стороной.
Не стеснялись только братки. «Чо стоит? — спрашивали они и тут же интересовались: — С кем работаете?». Работали мы… нет, поправлюсь: не работали, а просто знали местного авторитета Кирпича.
«МАРКЕТИНГ»
К этому времени я насмотрелся на «представителей криминального мира». Некоторые внушали уважение, некоторые страх. Большинство наводило тоску.
Но оказалось, что именно они — наши главные покупатели. Приметив издалека фактурный силуэт, я уже смотрел на него, как на клиента. Наш товар покупали те, кто легко расстаётся с деньгами. Я вывел первое правило:
Не важно, сколько у человека денег — важно, как он их тратит.
В то время у всех бизнесменов была «крыша». У некоторых даже две. Говорят, один из наших первых клиентов (сегодня у него неплохая позиция в списке Forbs) платил сразу нескольким структурам. Видимо, поэтому постоянно имел не то чтобы испуганное, но несколько напряжённое выражение лица.
Время от времени к нам заходили грубые парни в кроссовках и кожаных куртках.
— Почём? — кивали они на гидроцикл и, не дожидаясь ответа, уточняли: — А подарить?
И, сообразив, что территория занята, гордо уходили.
Гордо получалось не у всех. «Красноярские» (так они представились) никак не могли уразуметь, что к чему. Наконец, пообещав «разобраться», пацаны вышли на улицу и сели в старую «Волгу». Сидели, наверное, час. Мы уже начали беспокоиться. В сумерках они вылезли из машины и стали её толкать, старательно отворачиваясь от наших витрин.
МЕЖДУ ПРОЧИМ
Через три года Кирпича расстреляли в ресторане. Но покататься на снегоходе он успел.
Однажды в лесу у него закончился бензин. Кирпич добрался домой и послал за снегоходом своих «бойцов». Те добросовестно притащили снегоход из леса на руках.
«Идиоты, — сокрушался Кирпич, — взяли бы канистру бензина и доехали своим ходом!».
К моему приходу штат РОСАНа состоял из шести человек, включая Андрея с Романом. Теперь они называли себя «учредители». Работали, впрочем, наравне со всеми, не гнушаясь даже разгружать технику.
Постепенно это сократилось до формата «Ленин на субботнике»: приподняв за лыжу очередной снегоход, друзья несколько метров кряхтели, затем на что-нибудь отвлекались и озабоченно уходили.
Главный работником считался Костя Быстров. Оправдывая свою фамилию, он бодро брался за всё: за доставку техники, за продажу, за обслуживание, за клиентов… Начинал Костя горячо, но быстро остывал и переключался на другое. Моему появлению он не обрадовался. Так же, как и новому сотруднику, Андрею Крылову.
Главный бухгалтер — прокуренная дама с золотыми зубами — смотрела на всё снисходительно. Как-то она остановила меня на крыльце:
— Кто у нас отвечает за «Бомбардье»?
— Я. А что?
Главбух стряхнула пепел в пачку:
— Сядете…
— Почему это?!
— А как вы думали — чёрная бухгалтерия, контрабанда, расчёты без кассы…
Я только махнул рукой: это было нормой любого бизнеса. Не могут же посадить всю страну!
Однако Крылов так не считал. До РОСАНа он работал здесь же, в автосалоне неудачливого дилера BMW. И вместе с ним попал «под статью». Поэтому Андрей вёл себя осторожно: лишнего не говорил, работал усердно, умел это усердие показать и постоянно ходил с таким видом, будто знает, что происходит «на самом деле». Может быть, он и вправду это знал.
Скоро Крылов сделался управляющим, а через несколько лет — директором РОСАНа. Но это в будущем. А первую осень мы встретили с непроданными гидроциклами.
— Так. Нужно разобраться, почему это произошло, — строго сказал Роман, собрав совещание.
— Ну как почему? — удивился Костя. — Вот если бы сейчас был июнь…
— Если б я имел коня, это был бы номер, — назидательно продекламировал Роман. — Если б конь имел меня…
–…я б, наверное, помер! — уныло закончил Костя. Это была любимая присказка Романа.
Совещание затянулось допоздна. В перерыве Костя возбуждённо бухтел:
— Ну какие гидрики в Питере? У нас лето два месяца, да и то с дождями!
У Романа было другое видение.
— Сколько народу живёт в городе, миллионов пять? Плюс пригород! Убираем женщин, пенсионеров и детей… остаётся два с половиной миллиона. А какой у нас процент богатых людей? Тех, кто может купить гидрик? Пусть даже два процента… Получается пятьдесят тысяч. Пятьдесят тысяч!!! Понимаете? — он обвёл нас блестящими глазами. — Мы можем продать в Петербурге пятьдесят тысяч снегоходов! И пятьдесят тысяч гидроциклов!
— Отчего же не продаём? — неосторожно спросил я.
— Так никто не знает! Рекламы нет! В общем, так: ты будешь отвечать за рекламу, Крылов — за продажи, а Костя — за всё остальное.
ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?
Через несколько месяцев Костя уволился.
С тех пор РОСАН странным образом притягивал сотрудников, фамилии которых, как и фамилии учредителей, начинаются на букву «К».
Только сейчас я сообразил, что до сих пор не назвал фамилии главных героев. Пожалуйста: Роман КАНЕВСКИЙ и Андрей КУШУЛЬ.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Почему бы и нет? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других