1. Книги
  2. Историческая литература
  3. Татьяна Разумова

Свидетель по делу о шабаше

Татьяна Разумова (2025)
Обложка книги

Исторический детектив с элементами производственного. Детектив, в котором читателю предоставлены все «ключики», чтобы он имел возможность первым, задолго до сыщика найти разгадку. Поиску решения способствует отсутствие в повести фантастических допущений, а также то, что её герои ведут следствие в рамках своих средневековых представлений и средств. О многих важных деталях читатель XXI века нередко знает или догадывается больше, чем они. Инквизиторский детектив, то есть такой, где следствие ведёт инквизитор, а многие события продиктованы логикой инквизиторского расследования. Мир в преддверии охоты на ведьм, но пока ещё в святой службе нет согласия по вопросу существования и действенности колдовства. Чему верить, кому верить, кому довериться, что и какими средствами защитить — выбор героев повести.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Свидетель по делу о шабаше» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. ТРИБУНАЛ

В ночь на тридцать первый день стены красного дома с жестяными химерами — их грозными заледеневшими пастями обращались к земле водосточные желоба — огласил хриплый мужской вопль:

— Mea culpa! Mea culpa!

Надо вам сказать, что дом этот был отдан под нужды инквизиционного трибунала.

— Mea culpa! («Моя вина!») — доносилось со двора.

Крики несчастного переходили в сдавленные рыдания.

Братья-доминиканцы переглянулись:

— А давайте не пустим его, — предложил брат Лотарь.

В своей прежней домонашеской жизни он служил герцогским шутом.

— Околеет бедолага, — вздохнул брат Бернар и бережно уложил с ножа на ломоть хлеба колёсико кровяной колбасы.

В хлебе блестели запечённые орехи, чернел изюм. В медном блюде, полном бликов светильников, сочились жиром толстенные карпы.

— Замёрзнет — прикопаем с утречка, — пошутил брат Лотарь и глотнул сливовой настойки.

— А я вернусь из этой волчьей дыры в Страсбург! — подхватил брат Фома. — Только-только отписали оттуда, что старик наш почти размяк на цепи. Да на хлебе и на воде, да в кандалах, да в камере без окон. Скоро будет готов указать на своих собратьев. Хочу помочь его признаниям сам.

— Это сапожник твой? — спросил у брата Фомы брат Лотарь. — Он ещё настоятеля собора вороным конём и молоденькой кухаркой попрекал?

— Вроде не он.

— Да нет, он! Тот, который потом пьяным кликушествовал на ярмарке. — Брат Лотарь забарабанил пальцами по столу. — Орал там как недорезанный, что Святые Дары, принятые из таких нечестивых рук, как у нашего настоятеля, в гадов и в жаб превратятся.

— Нет, кликушествовал Жиль Башмак трезвым, — отвечал брат Фома. — Пьяниц среди вальденсов не бывает. И кликушествовал он не на ярмарке, а когда мы его арестовывать пришли. Он наутро прочитал в протоколе, как себя вёл, — у вальденсов все башмачники грамотные — устыдился, чего нам наговорил, — раскаялся.

— Mea culpa! Mea culpa! — неслось со двора.

— Хвала вразумляющим! — кротко улыбнулся брат Лотарь.

Годы монашества почти отучили его гримасничать и хохотать. Вот и теперь вместо того, чтобы снова подметить нечто забавное из жизни башмачников-еретиков, он неловко потянулся через стол и выудил из блюда мочёное яблоко.

Брат Фома продолжал свой рассказ уже в спину товарищу:

— Жиль Башмак, ещё пока ты на юге подвизался, отрёкся от ереси. Пишут мне про булочника Жана.

— Ишь ты! — прошипел брат Лотарь из глиняного блюда.

Гулко прошипел.

— Вот только обсудим епитимии для моих подопечных, — выдохнул брат Бернар.

Сам он ласково оглядывал цепь из звеньев — кружков колбасы — да примеривался допить сливовую настойку залпом.

— За пару дней управимся! — решил себе брат Фома и поставил кубок на стол. — Будет вам праздник на площади. И я смогу поехать. И укажет мне этот ваш Жан-вальденс на залесских еретиков. И выеду я, как просохнут дороги, уже к ним, несчастным-болезным.

— А я возвращусь к моему графскому отродью.

Так ласково брат Бернар называл местного епископа, голубоглазого юношу тринадцати лет от роду. Монах был приставлен к нему опекуном до совершеннолетия подопечного.

Графское отродье вернее было бы называть «отроком-клириком», но люди звали его «отрок-епископ». А как велите именовать бастарда, коему покровительствующий герцог да братья-доминиканцы сговорили пустовавшую кафедру? Пока дела её частью оставались в ведении брата Бернара, частью — понемногу передавались воспитаннику, но большей частью дожидались появления у города полноправного князя церкви.

В инквизиционном трибунале брат Бернар принимал участие на правах советника.

Надо вам сказать, что в те годы подобных советников предоставлял приехавшим следователям местный епископский суд. Инквизиция, разбирая дела, должна была учитывать репутацию подследственных.

— А я отосплюсь до весны, а там, глядишь, увяжусь за вагантами, послушаю сорбоннских мудрецов, — прищурился брат Лотарь. — Кто им без меня супчика горячего сготовит по дороге? С кем их, бедолаг, пустят переночевать на сеновал за одно только доброе слово и благословение?

— Mеa culpa! Mеa culpa! — Рыдания во дворе стали сопровождаться тяжким и гулким стуком в двери.

— Железом долбит, — насторожился брат Лотарь.

— Пойду-ка отберу у него сковороду, или чем он там? — поднялся брат Бернар.

— А я карпиков пока в камине укрою, чтобы не слишком остыли, — поддержал его брат Лотарь.

— Сколько волка ни корми… Ох, боже ты мой, сколько времени на покаяние ни оставляй, всё равно кому-нибудь последнего дня не хватит, — покачал головой брат Фома.

— Но зато ты не поедешь сюда строить инквизиторскую тюрьму для еретиков, пропустивших срок Милосердия, — улыбнулся ему брат Лотарь.

И пока брат Бернар мыл перед выходом из трапезной руки в тазу, стряхивал с них воду, крестился на распятие, брат Фома вздохнул томно да налил себе ещё сливовой настойки.

Последнее слово останется за ним. По часам завершившихся на сегодня служб шёл уже вторник — тридцать первый день после оглашения указа Милосердия. По городским обычаям, все понедельниковые дела тоже были завершены, ворота заперты до утра. Неужели ночной пришлец не успеет покаяться в срок? А ведь для простеца могла сейчас длиться ночь, протекающая с понедельника на вторник и неизвестно, относящаяся ли к понедельнику, но явно не принадлежащая тридцать первому дню.

Да и мужик этот припозднившийся мог ехать к ним из глухой деревни. Пока туда дошла новость об открытии трибунала против веры в оборотней-волков. Пока разобрался, что грешен. Может быть, слухи распускал про старух, превращающихся в волчиц. Может быть, как тот егерь, пилигрима не пустил на порог, испугавшись, что гость его загрызёт. А может, подозревал в колдовстве соседа и подбивал приятелей убить оболганного и поделить волчью шкуру. Пока добрался. По таким-то морозам! Когда голуби, говорят, замерзают на лету и бьются, как склянка, ударившись о землю.

Миловать!

— Mеa culpa!1 — рычал и выл во дворе раскаявшийся еретик.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Свидетель по делу о шабаше» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Mea culpa (лат. «моя вина») — формула покаяния, принятая у католиков с XI века. В начальной части мессы прихожане, произнося или выкрикивая: “Mea culpa!”, трижды ударяли себя в грудь.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я