1. книги
  2. Общая психология
  3. Татьяна Сергеевна Азаренко

Эмоции для логиков

Татьяна Сергеевна Азаренко
Обложка книги

Эмоции с одной стороны — это что-то простое, понятное, очевидное. Но с другой стороны, у каждой эмоции есть свой смысл и предназначение.Если тебе говорили, что ты черствый, бесчувственный, что ты никого не жалеешь или не умеешь быть благодарным — эта книга для тебя.Эмоции это самый лучший критерий в познании себя во взаимодействии с другими людьми. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Эмоции для логиков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Матрица эмоций

Сегодня нам нужно с вами научиться составлять когнитивную матрицу эмоций.

Вот этот кружок, можете его использовать прямо здесь. Или перерисовать от руки в тетрадь к себе.

рисунок 1

Это наш диагностический инструмент. Вот этот кружочек, разделенный на 10 частей, каждая из частей называется названием определенной эмоции. У нас здесь базовых эмоций. Каждая шкала, она будет разделена на 10 пунктов. Вот по этой шкале мы с вами можем отмерять все свои эмоции по десятибальной шкале.

Где 0 — это я вообще не чувствую, не понимаю, не определяю у себя эмоцию. А 10 — это прям меня эта эмоция захлестывает.

Наша матрица эмоций состоит из трёх основных категорий измерения. Это три вопроса, которые определяют матрицу.

— Это «что ты чувствуешь?». То есть на этом круге мы находим эмоцию, которую мы сейчас испытываем. Мы потом будем учиться их определять, всё нормально.

— Насколько сильно ты это испытываешь? То есть на сколько баллов? Я сейчас испытываю радость. Хорошо, на сколько баллов ты сейчас испытываешь радость? На 2, на 3, на 5, на 10 баллов.

— И как ты к этому относишься? Вот ты испытываешь радость там на 7 баллов. И как ты к этому относишься? Это хорошо или плохо? Хорошо. Как бы к этому отнеслись твои родители? Можно радоваться на 7 баллов или нельзя? Или радоваться можно только на 4 балла? А ты радуешься на 7, значит, всё, ты уже плохой. И сама по себе вроде бы хорошая эмоция радости становится плохой эмоцией.

Бывает, что нам разрешены эмоции только до определённого спектра, до определённой границы. Вот, например, на 4 балла грустить можно, на 6 баллов уже нельзя. У некоторых, кстати, в домашнем задании прописано, что сильную эмоцию проявлять было нельзя. Именно вот сильную эмоцию.

Сильная эмоция — это сколько-то баллов. Вот вы сейчас отследите, что вот эту вот эмоцию вы сильнее запрещаете, редко проявляете. Но это зависит от вашего сценария. Если ваш сценарий это надежда, семьи, моё продолжение, моя лучшая часть, то вам разрешено много эмоций. У вас спектр будет явно больше пяти.

А если вы козёл отпущения, вы неудачник, вы моя худшая часть, то есть такие исключающие сценарии, то ваш спектр будет меньше пяти, как правило. Вот просто сейчас посмотрите, как оно у вас, как оно в вашем вот этом колесе будет.

И самое интересное, что те сценарии, где стоит запрет на сексуальность, А их у нас несколько сценариев, где стоит запрет на сексуальность. Есть такой интересный нюанс. Любое максимальное проявление эмоций, то есть максимальное проявление любой из эмоций, абсолютно любой даже радости, блокирует сексуальность. Вот это важный момент.

То есть если у вас заблокирована сексуальность, то есть какой-то из сценариев, где у вас заблокирована сексуальность, значит, у вас где-то стоит какая-то эмоция, проявленная на максимуме. Ваша задача просто найти. И вот эта эмоция, она расколдует вашу сексуальность, когда вы её начнёте ею управлять, этой эмоцией. Потому что заколдовывание происходит именно через вот это проявление максимальной эмоции. Это очень важная мысль.

Например, сценарий «хороший сын, только дочь», родители хотели сына, а родилась, я, то там тоже идёт блок на сексуальность. И там идёт тоже запрет на какие-то эмоции, тоже через максимальное проявление. То есть, например, ты должна быть максимально злой или агрессивной, или ты должна очень сильно вину испытывать. То есть максимальное испытывание чувства вины блокирует сексуальность.

Ваша задача отследить. Если у вас нет в вашем сценарии блокировки сексуальности, тогда значит у вас нет максимального проявления какой-либо эмоции. Это вот будет в домашнем задании посмотреть, есть у вас такое или нет у вас такого. Может быть, у вас такого нет, безусловно. На это очень сильно влияют наши родители, на то, как проявляются наши эмоции. Родители что делают с эмоциями? Они их подавляют. Говорят, что нельзя, а что можно.

Громко не смейся, не грусти, это подавление, это прямой запрет. Вот нельзя так делать. Родители могут сверхстимулировать наши эмоции. Это когда, например, говорят о том, что «ты что такой грустный, давай радуйся, выдавливай из себя радость, выдавливай из себя то, что мне нужно, будь для меня тем, кем мне нужно». Что ещё могут выдавливать? Не только же радость, могут выдавливать грусть. «Ты что такой радостный? У нас есть повод для радости». Или «что ты так громко смеёшься? Плакать скоро будешь». Поэтому давай-ка вот погрусти, попечалься, да, печаль, эмоцию печали, давай-ка мне тут выдай, пожалуйста.

Или, например, стараются выдавливать, то есть сверхстимулировать чувство вины. Я виноват. Я, может быть, и не виноват, но я должен чувствовать себя виноватым, чтобы родителям было комфортно. Это тоже выдавливание из себя того, чего нету.

И смотрите, вот это подавление эмоций, выдавливание эмоций, это всегда ведёт к тому, что мы, собственно говоря, не знаем, как мы эту эмоцию на самом деле испытываем. Когда я испытываю радость, а мне её подавляли, то есть мне говорят, нельзя радоваться, не смейся, сиди везде себя тихо, счастье любит тишину. Я не знаю, как это проявлять эмоцию на 10 баллов, на 9 баллов, на 8. До какой степени мне можно проявлять эмоцию, а после какой становится страшно.

И вот сейчас смотрите, это тоже важный момент. Если у меня, например, заблокирована эмоция радости, то есть мне говорили, нельзя смеяться. То обычно нельзя на сколько-то баллов. Например, на 4 балла это по внутренним ощущениям.

Родители, понятно, что никому так дословно не говорили. Тебе можно смеяться на 4 балла, на 5 баллов уже нельзя смеяться. Хотя это было бы намного удобнее для работы с психологом, но нам так не говорили, к сожалению.

Но вот по внутренним ощущениям, вот когда я радуюсь на 2, на 3, на 4 балла, мне комфортно. Но если я испытываю радость на 5 баллов, у меня начинается тревога, у меня начинается беспокойство. Значит… у меня вот на этих 4 баллах произошла блокировка.

Теперь я скажу вам секретный секрет, волшебного секрета. Вот пока вы радуетесь на 4 балла, вы исполняете родительский сценарий, вы следуете своему сценарию. Соответственно, вы никогда не заработаете денег, чтобы порадоваться на 6 баллов. Потому что у вас запрет стоит на 4 балла. Вы всегда будете денег получать на 4 балла, чтобы они вам приносили радость на 4 балла. Больше радоваться вам нельзя. Как расколдовываться мы будем проходить, еще не переживайте. Это не приговор, это все можно поменять. Соответственно, это и есть внутренний объем денег.

Вот это вот шкала радости, шкала удовольствия. Это то, сколько денег, внутренний объем денег я смогу выдерживать безопасно для себя. Если я получаю сумму, от которой я могу порадоваться на 9 баллов, я ее куда-то дену, и у меня останется ровно такая сумма, которая принесет мне радость на 4 балла. К этой сумме я привык, она для меня безопасная. Она причиняет мне радость на 4 балла.

Примерно то же самое происходит со всеми остальными эмоциями. Поскольку мы сейчас про деньги заговорили, если, например, эмоция печали, подавлена. Печаль — это эмоция прощания, расставания с чем-то или с кем-то. И вот если она у меня подавлена, и мне нельзя грустить, Что грустишь? «Не грусти, грудь не будет расти.» Нельзя печалиться. Ты же живая, мы не умерли. Нельзя грустить. Это приводит к тому, что человек не может, во-первых, завершить свои отношения, свои какие-то истории. Самое главное, он не может отдать долги. Потому что это тоже история, требующая завершения. У него всегда будет какая-то история с долгами непонятная.

Потому что ты, блин, печалиться не умеешь, ты не умеешь расставаться со своим прошлым.

С другой стороны, существует сверхстимулирование. И тогда тебе наоборот надо печалиться. Тебе как бы не грустно-то на самом деле. Тебе на самом деле пофигу, что этот дядя Фёдор умер, ты его ни разу в жизни не видел, ты его даже не знаешь. Но тебе надо грустить. Тебе надо выдавить из себя грусть, тоску, печаль, несусветную, посочувствовать всем, а ты как бы нет. Ты как бы такая, ну, я не сочувствую тебе. Но надо показать, что ты страдаешь обязательно, потому что иначе ты плохая дочь, ты чёрствая, ты вообще ужасный человек. И ты такая, ну ладно, давайте я изображу страдания на 10 баллов, что это ужасно, что вот это вот не должно такое было произойти. Я должна страдать. Окей.

А это тоже ограничение, и ограничение на деньги в том числе. Потому что если у тебя будет потеря 5 тысяч, ты расстроишься на 5 баллов, но должна будешь изобразить, что ты расстроилась на 10. Потому что тебя так научили — преувеличивать свою печаль.

А если ты расстроишься на 5 баллов, тебе никто не поверит. Потому что все привыкли, что ты изображаешь страдания на 10. Драмы, больше драмы.

Так вот, а что случится, если ты потеряешь 100 миллионов? Это же пипец страдания, сразу базово на 10 баллов. Но изобразить драму на 20 баллов ты не сможешь. А ты должна изобразить больше, чем ты испытываешь. Это твоя схема.

Поэтому твоя эмоция печали, она тоже ограничена 5 баллами и всё. Соответственно, и денег ты заработаешь только на тот уровень страданий, которые ты можешь изобразить. А на 20 ты не можешь изобразить. А на 10 баллов ты изображаешь страдания, когда ты потеряла 5000. Все, вот 5000 это твой предел. Твой предел заработка условно. Вот это про сверхстимулирование эмоции.

Вот этот первый кружочек, который был в самом начале. Вам нужно будет написать, допустим, на сколько мне можно было по мнению родителей, проявлять радость? На 6 баллов. Вина у меня должна была быть на 10 баллов, стыд у меня на 9 баллов, страх на 2 балла, нельзя было бояться, презрение, отвращение должно быть на 7 баллов, именно в детстве.

Насколько сильной должна была быть у вас эта эмоция по количеству баллов именно в детстве? Сейчас у вас, возможно, все уже поменялось, все по-другому. Мы уже работали, мы уже там что-то проработали. В любом случае, мы с вами уже молодцы.

Вот то, что вы нарисуете, это сценарий ваших эмоций.

А второй кружочек — это те эмоции, которые вы испытывали на самом деле. (рисунок 1)

Например, У вас был страх на 7 баллов (это пишем на втором кружочке), а родители требовали показать на 3 балла (это пишем на первом кружочке)

Надо оценить, насколько в детстве я чувствовала внутри и насколько можно было показать внешне. Если не помню детство, то пишу про текущее время.

Если нужна помощь в расшифровке, то пишите в чат поддержки.

Чат поддержки

На рисунке 2 указано распределение эмоций по разным уровням потребностей. Нам это нужно, чтобы отслеживать, на каком уровне начинаются проблемы с эмоциями.

Эмоции должны проявляться от первого уровня к пятому. Если на первом уровне или на втором их нет, значит на последующих уровнях они токсичные.

Ваша задача при прочтении каждой главы писать, что у вас вызывает эту эмоцию на каждом уровне. Чем подробнее вы это напишите, тем лучше вы сможете познать себя.

рисунок 2

Уровень физиологии — базовые потребности: сон, еда, питьевой режим, режим физической активности, режим отдыха, секс. В норме у вас все эти потребности должны быть закрыты. Не в смысле, что вы должны этого постоянно хотеть. А в смысле, что если вам этого хочется (вы умеете распознавать, чего хочется), то вы это себе обеспечиваете.

Уровень безопасности — ощущение, что здесь и сейчас я в безопасности. Это избегание занятия чем-то опасным, избегание опасных маршрутов, не возвращаться домой в состоянии алкогольного опьянения в одного, не провоцировать конфликты, свести к минимуму экстремальный спорт, мотоциклы и тд.

Уровень социум — друзья, коллеги, семья (родительская или своя), соратники по интересам, профессиональные сообщества, команда. Любое место, к которому вы так или иначе принадлежите и выстраиваете там отношения.

Уровень работа — профессиональная деятельность, основная работа, дополнительная, хобби, творчество, увлечения. Деятельность не в одиночку, а с другими людьми, с общим результатом. Если вы работаете в одиночку (хотя это сложно представить, потому что даже удаленщики как-то общаются с заказчиками), но вдруг, это не этот уровень. Если вы работаете в одиночку, то это уровень безопасности — вы просто обеспечиваете себе безопасное одиночество.

Уровень творчество — это не рисование и лепка с танцами, потому что они относятся к предыдущему уровню. Уровень творчества, это когда вы с командой (которая у вас уже была сформирована на уровне 3), создаете что-то общее, что включает в себя, вовлекает посторонних людей.

О книге

Автор: Татьяна Азаренко

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Эмоции для логиков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я