«…Святой Франциск Ассизский не написал трактата о молитве, не обучил своих братьев какому-либо способу молиться. Однако сам он был воистину живым примером молитвенной жизни и истинным наставником на пути к общности с Богом…»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Франциск – учитель молитвы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1
Глава 1. Жажда духа господня
Святой Франциск Ассизский не написал трактата о молитве, не обучил своих братьев какому-либо способу молиться. Однако сам он был воистину живым примером молитвенной жизни и истинным наставником на пути к общности с Богом.
Секрет жизни святого нам открывают слова, содержащиеся во втором «Уставе»: «… и чтобы не стремились не знающие грамоты обучиться; но пусть помыслят, что более всего должны желать иметь Дух Господень и Его святое действие в себе» (ССФ, с. 1 33, X). Эта фраза подводит нас к пониманию его личного опыта молитвы.
Жизнь молитвы, согласно святому Франциску, — непрекращающийся поиск Духа Господня и глубокое желание, чтобы Он действовал в нас: мы не способны даже достойно называть Бога, ибо не умеем молить Его как подобает. Для христианина молиться означает устанавливать отношения с Отцом Небесным, объединившись с Ним в Иисусе из Назарета. Когда мы молимся, мы учимся говорить: «Авва!», и это возможно лишь благодаря поддержке Духа Святого. Дух Господень вводит нас в жизнь молитвы, следовательно, необходимо желать Его превыше всего и позволять Ему действовать в нас.
Рассуждения
Святой Франциск Ассизский прекрасно знал, что для того, чтобы исполниться Духа Святого, недостаточно быть просто человеком набожным. В «Увещеваниях» святой хочет помочь братьям найти Духа Господня, чтобы они понимали, чем Он является, и отличали Его действие от побуждений плоти. Франциск дает им простой и точный критерий: религиозный человек, раздраженный неисполнением своих замыслов, показывает своеволие, замыкается в себе самом: он хочет реализовать свои планы, а не замысел Бога касательно его. Он хочет быть хозяином собственной жизни; им не руководит Дух Господа. Как мутная вода не может быть чистой, так и «раздраженный» человек обнаруживает желание реализовать собственные планы. Ему присуще это тайное стремление обладать самим собой.
Как же возможно открыться Духу Господа всем сердцем? В средневековой «Повести о Святом Граале», относящейся к циклу «Круглого стола», только Персиваль, рыцарь с чистым сердцем, получает дар созерцания Бога в свете Духа. Так и святой Франциск, знакомый, без сомнения, с этой литературой, полагает, что поиски Духа Господа — деяние, предполагающее чистое сердце. Он часто приглашает братьев желать Духа Господня превыше всего, просит их «молиться Ему всегда с чистым сердцем и исполниться смирения, терпения в гонении и немощи» (ССФ, с. 133, X).
У того лишь чистое сердце, кто умеет быть бедным и смиренно обращаться к Господу: только в Нем он находит радость и не хочет замыкаться в себе. Как пишет французский ученый Э. Лекперк, Франциск «полностью обращен к Богу, очи его всегда устремлены к Нему, и он неустанно прославляет и благодарит Господа. Только тот, у кого чистое сердце, в состоянии поклоняться Господу». «Воистину чисты сердцем те, кто отвергает земное, ищет небесного и непрестанно молится и видит Господа Бога живого и истинного чистым сердцем и душой» (ССФ, с. 67, XVI).
Однако, с другой стороны, богопочитание очищает сердце человека: тот, кто поклоняется Господу, освобождается от своей рассеянности, озабоченности и открывается Духу Божьему. Чистота сердца — это качество человека, делающее его душу способной к глубокому и истинному восприятию Бога. «Чистое сердце» ищет Бога, ищет Его свет, Его бесконечную Святость, вечную радость, и этого достаточно; способность к этому является действием Духа Святого в человеке.
Святой Франциск в «Посланиях» просит братьев, чтобы они обращались всем сердцем ко Господу и воздавали честь Ему ночью и днем: «Возлюбим же Бога и станем поклоняться Ему с чистым сердцем и чистою душою, ибо этого Он хотел от нас прежде всего, когда говорил: Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин 4, 23)» (ССФ, с. 1 57). Обратим внимание на слова «в духе истины», не повторяющие дословно слова евангелиста Иоанна: «В духе и истине». Франциск хочет сказать нам, что только Дух, знающий Бога в истине, помогает нам поклоняться Ему с чистым сердцем.
«Но в святой любви, которая есть Бог, прошу всех братьев, как настоятелей, так и прочих, чтобы, отклонив все препятствия и оставив все заботы и тревоги, как только могут, служить, любить, чтить и поклоняться Господу Богу с чистым сердцем и чистым разумом, чего Сам Он ищет более всего. И всегда сотворим там обиталище и пристанище Тому, Кто есть Господь Бог всемогущий, Отец и Сын и Святой Дух» (ССФ, с. 111, XXII).
Святой Франциск любил молиться в уединенных местах. После посвященных проповедничеству долгих путешествий по городам и деревням Италии он любил в одиночестве обращаться к Богу в молитве. Для него необходимо было погрузиться в Бога. Святой Бонавентура, автор «Большой Легенды», пишет: «И поскольку ему открылось в молитве, что ему будет тем легче ощутить столь желанное присутствие Святого Духа, чем дальше он удалится от мирского шума, он стал искать места уединенные и по ночам уходил молиться на пустыри и в заброшенную церковь» (ИФ, с. 613).
Франциск всю жизнь странствовал по горам и уединенным возвышенностям. Там, наверху, он основал маленькие скиты, где проводил много времени в молитве: Карчери (рядом с Ассизи), Челле, Сан-Урбано, Поджо Бустоне, Фонте Коломбо, Греччо, Верна.
Как уже было сказано, он очень любил оставаться один в горах, иногда он поднимался туда и с некоторыми братьями. Поднявшись, он созерцал прекрасную панораму, затем скрывался в пещере. Фома Челанский рассказывает: «Человек Божий Франциск в ущелий скалы… находил себе жилье и под кровом утеса было его обиталище» (ИФ, с. 258–259). В этих удаленных от людских глаз, уединенных местах он предавался молитве, «ведь молитва и была для него надежнейшим прибежищем, и ни в какую минуту он не отвлекался от нее, но никогда она не становилась в его устах суетной или заносчивой, но длилась непрерывно, исполненная любви и умиротворенная смирением. И если случалось ему запоздать вечером с началом молитвы, то зато он и не оканчивал ее до утра» (ИФ, с. 259), вплоть до того, что «он уже не был молящимся человеком, но скорее весь преображался в живую молитву» (ИФ, с. 41 2).
Однако молитва в скитах, в тишине и уединении, не отвратила Франциска от общения с людьми: по тропинкам этого мира Дух Господа вновь вел его к ним. Франциск любил искать Бога в молитве и подражать живущему в мире Иисусу Христу, благословляя людей словами и деяниями. Он чувствовал тесную связь между любовью к Богу и любовью к Сыну, Иисусу Христу, Благодетелю людей, между мистической созерцательностью и желанием делать людям добро.
Иисус Христос для Франциска — прежде всего дорога к Отцу. Приведем здесь прекрасные слова молитвы, обращенной к Богу, к его Отцу, молитвы за себя и братьев, содержащейся в заключении «Послания, обращенного ко всему Ордену»: «Всемогущий, вечный, праведный и милосердный Боже, дай нам, несчастным, поступать по Твоей воле, делать, что Ты хочешь, и всегда хотеть того, что Тебе угодно, чтобы, внутренне очищенные, внутренне освещенные и огнем Святого Духа зажженные, мы могли следовать по стопам возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и достигнуть Тебя, Всевышний, Твоею милостию, Который в Троице совершенной и Единстве простом живешь, и правишь, и славишься, Боже всемогущий, во веки веков. Аминь» (ССФ, с 1 87).
В этой молитве заключен синтез всего духовного учения Франциска. Дух Святой очищает, освещает и зажигает любовь в человеке, и он вступает на путь подражания Иисусу Христу, возлюбленному Сыну, ведущий к союзу с Отцом. Молитва движет человеком, который, под влиянием Духа, с Христом идет и достигает союза с Отцом.
Дух Святой вводит нас в близость с Богом Отцом и ведет к подражанию Христу: «…эти мужи и жены, когда творят подобное и твердо в этом стоят, ибо почиет на них Дух Господень и создает себе у них пристанище и обитель» (ССФ, с. 1 51, гл. 1). Дух Святой направляет нас по следам Христа и ведет к встрече с Отцом.
Источники
Отметим основные источники молитвы святого Франциска.
Святой Франциск любил читать и слушать Священное Писание: во всех его молитвах мы обнаруживаем множество библейских цитат. Франциск не только цитирует Евангелия, но и приводит цитаты из текста всего Священного Писания, включая Ветхий Завет; в момент смерти он пел псалом.
Несомненно, псалмы сформировали его молитвенную жизнь: с того момента, как он долго молился, читая псалмы, он получил как бы собственный духовный облик; некоторые биографы называют его «типом библейского человека». Когда Франциск описывает облик «раба Божиего», благодаря молитвенному откровению, полученному при чтении псалмов, он говорит о том, что раб Божий — тот человек, кто кричит о своем ничтожестве и о своем доверии к Богу, человек, который поклоняется Богу и полностью предается прославлению Его.
Литургия тоже была одним из источников, вдохновивших молитву Франциска. Он участвовал в богослужениях с такой глубокой верой, что после него ощущал желание удалиться, дабы продолжить молиться в тишине. Слово Божие, ставшее основой личной молитвы, звучит во время литургии. Слово Божие лежит в основе и литургической, и личной молитвы: оно не просто объект чтения и медитации, а оно провозглашается и переживается во время литургии.
Евхаристия занимает центральное место в молитвенной жизни Франциска: это было его самое любимое таинство. Кроме того, он участвовал в главных праздниках литургического года, что позволило ему постичь тайну Христа. Всем известно, какое значение имеет личное участие в праздновании Рождества и Пасхи.
Чтение Слова Божьего и возвещение его во время церковных богослужений придали молитве святого Франциска богоцентрическую ориентацию: его молитва всегда обращена к Богу Отцу. В молитвах мы постигаем, насколько Франциск был поглощен реальностью Бога и Его бесконечным величием — он не замыкается в самом себе, а полностью поглощен чудесной тайной Бога.
Встреча с Богом
В первом «Увещевании», цитируя Священное Писание, Франциск говорит: «Отец обитает в свете неугасимом, и Бог есть Дух, и Бога не видел никто никогда» (ССФ, с. 55, гл. 1). В «Уставах», пораженный величием и совершенством Бога, он всегда показывает пропасть, отделяющую человека от Бога: «И поскольку мы все, несчастные грешники, не достойны произносить имя Твое, молим коленопреклоненно, чтобы Господь наш Иисус Христос… вместе со Святым Духом Утешителем благодарил Тебя» (ССФ, с. 115, XXIII).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Франциск – учитель молитвы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других