Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
грамме́ма | грамме́мы |
Родительный Кого? Чего? |
грамме́мы | грамме́м |
Дательный Кому? Чему? |
грамме́ме | грамме́мам |
Винительный (неод.) Кого? Что? |
грамме́му | грамме́мы |
Творительный Кем? Чем? |
грамме́мой грамме́мою |
грамме́мами |
Предложный О ком? О чём? |
грамме́ме | грамме́мах |
Грамме́ма (англ. grammeme) — грамматическое значение, понимаемое как один из элементов грамматической категории; различные граммемы одной категории исключают друг друга и не могут быть выражены вместе. Так, в русском языке единственное и множественное число — граммемы категории числа; обязательно должно быть выражено то или другое значение, но не одновременно оба. Также граммемой может называться грамматический показатель — план выражения грамматического значения (в этом же значении употребляется предложенный Дж. Байби термин грам, англ. gram), а также единство значения (плана содержания) и способов его выражения. (Википедия)
Грамме́ма (англ. grammeme) — грамматическое значение, понимаемое как один из элементов грамматической категории; различные граммемы одной категории исключают друг друга и не могут быть выражены вместе. Так, в русском языке единственное и множественное число — граммемы категории числа; обязательно должно быть выражено то или другое значение, но не одновременно оба. Также граммемой может называться грамматический показатель — план выражения грамматического значения (в этом же значении употребляется предложенный Дж. Байби термин грам, англ. gram), а также единство значения (плана содержания) и способов его выражения.
Все значения слова «граммема»Разумеется, в это время он еще не вполне владеет своим родным языком (узок лексикон, нет привычки использовать сложные синтаксические структуры и т. п.), однако основы такого важнейшего и максимально этноспецифического компонента индивидуальной языковой системы, каким является морфология, уже сформированы, т. е. он практически безошибочно выбирает нужную граммему (морфологическую форму: падеж существительного, время и даже вид глагола и т. п.), умеет в случае необходимости построить нужную словоформу и т. д.
Очевидно, лёгкость выбора граммемы для ребёнка определяется именно функциональным характером складывающейся языковой системы, о которой мы говорили выше, – каждая языковая единица и категория постигается ребёнком как носитель определённого содержания, при опоре на данное содержание обрабатывается сознанием, занимая то или иное место в формирующейся языковой системе.
Полагаем, кроме того, что морфологическое развитие проявляется не только в соответствующем норме способе конструирования морфологической формы, но и в способности квыбору граммемы из числа образующих морфологическую категорию.