1. Русская классика
  2. Цветаева М. И.
  3. Крысолов
  4. В РАТУШЕ (Глава пятая)

Крысолов

1925

В РАТУШЕ

(Глава пятая)

Тайные, статские —

Здравствуйте, ратсгерры!

Старого Гаммельна

Стены избавлены

От даровых жильцов.


Праздник котлов,

Шествие протвеней, —

Крысы утоплены!


Не был Цезарем бы —

Стал бы поваром бы…

Бейте в сковороды!

Бейте в сковороды!


Дням беспрепятственно

Радуйтесь, ратсгерры!

Ибо очищены

Склады — от хищников,

Головы — от идей.


В сковороду — бей!


Иллюминацией

Празднуйте, ратсгерры,

— Цукром с цикорием —

Чудо-викторию

Без кулаков, без пуль.


Праздник кастрюль.

Ратсгерры, дожили:

Крысы уложены.


Сладко ль, солоно ли —

Делать нечего

Вам — исполненное,

Мне — обещанное.


Трепеток.

Шепоток.

Раты — вкось,

Герры — в бок.


Щеки — мак,

Брови — еж:

— То есть — как?

— То есть — что ж?


(Полка с мопсами

В лавке глиняной!)

— Что же — собственно?

Что же — именно?


— Ясно и точно, без некто и где-то:

В собственность деву, по имени Грета.


— Грету? Не Греты у нас и нет:

В землях живем германских.

В городе Гаммельне столько ж Грет,

Сколько, к примеру, Гансов.


Ганс или Грета. Не Грета — Ганс.

За валунами в реку —

В Гаммельн за Гретами. Контраданс:

Коли не Ганс — так Грета.


Выйдет тебе

Суженая!

Выводками!

Дюжинами!


Не косорукий, да не слепой —

Уж себе Грету сыщешь!

Яминка — все на один покрой! —

В ямку и прыщик в прыщик.


Оспа в оспину,

Чутка в чуточку.

Чью же собственно

Грету?

— Шутите!


Чью же, думали, высвистывал

Грету — как не бургомистрову?


Кипяток.

Топотёж.

Раты в скок,

Герры — в лёжь,


Раты — в ик,

Герры — в чих.

— И шутник!

— И жених!


Сто кабанов захрюкало:

Заколыхали брюхами.


— Ой насмешил! Утешил же!

Заполыхали плешами.


— В эдаком фартучке

Девоньку?

— Так-таки.


— С коробом почестей

Девоньку?

— В точности.


Раты — в фырк,

Герры — в верт.


— Ну и франт!

— Ну и ферт!


Очи — в узь,

Щеки — в глянц.

— Ну и гусь!

— Ну и Ганс!


С кузовом серебра —

Девоньку?

— Сеяли!

— Полную житницу

Девоньку?

— Жните же!


— Нотный тюк!

Штанный клок!


— Ну — супруг!

— Ну — зятек!


Уж и шустр!

Уж и быстр!

Ржет без чувств

Бургомистр.


— Наспех, да наскоро

Свадебку?

— Ратсгерры!


— Первую в городе

Девушку?

— Боровы!


“Будь то хоть бес, хоть жид,

Тот, кто освободит

Город — хоть слеп, хоть спятил! —

В дом бургомистра зятем

Вступит, в графу особ

В городе — первых”…

— Стоп!


Не в хороводе, небось, дуда, —

В думе! Шажком! Анданте!

Только про беса и про жида,

Где же про музыканта


Сказано?

Как завершен обряд —

Милости просим, брате!

Всяк музыканту на свадьбе рад —

Только не в роли зятя.


За музыканта! за нотный крюк!

Звук! — флейтяную дырку!

Где ж это видано, чтобы вдруг

Да с музыкантом — в кирку?


За музыканта! За нервный ком —

Дочку! милей ковач мне!

Что же и делать-то ей с тюком

Нотным — на ложе брачном!


За музыканта! за голый боб!

Может — в краях незнамых —

Только не слыхивал Гаммельн, чтоб

За музыкантов — замуж!


— Что есть музыка? Щебет птах!

Шутка! Ребенок сладит!

— Что есть музыка? — Шум в ушах.

— Увеселенье свадеб.


— Беспоследственный дребезг струн.

— Скука и крики браво.

— Что есть музыка? Не каплун,

А к каплуну — приправа.


— За — бывается: молод был —

Сам загибал преловко!

— Мешанина из бычьих жил,

Дерева и сноровки.


— Околпачивающий пар.

— Нет! Музыкантов кормим

Для того, чтобы пищи вар

В нас протекал проворней.


— Полегонечку — за пивцом —

Да чтобы женский пол был…

Две-три арийки перед сном…

Только не очень долго.


— Что есть музыка? с первых нот:

“Что бы вам, братцы, кончить?”

— Ну а я так — наоборот:

Только бы что погромче,

Побасистее!


— Рано встав,

Да коли восемь ртишек…

— Превышение всяких прав.

Гетто: себя не слышишь!


— Музыка? Гриф

С лентами.

— Шлиф.

— К зёву позыв,

— Так… перелив…


— После сольцы — пирожное…

— Из пустоты — в порожнее…


— Не осведомлены, префект:

Музыка есть аффект.


Аффектация неких чувств,

Коих и нету. Хам, мол, —

Кто не чувствует.


— Как ни тщусь

Что-либо, кроме гаммы —


Беспоследственно.

— Факт есть факт:

Музыка есть антракт.


— Рукоделие праздных дур.

Что до меня — так стойко:

Пуще всяческих увертюр

Мне по нутру — настройка


Перед оными.

— Фонд есть фонд.

Музыка есть афронт —


Смыслу здравому. Вящий вздор,

Нежель чулок с ажуром.


БУРГОМИСТР:


Выше-высказанное — вздор.

Истина есть. Скажу вам.


Думали — гриф

С лентами? Шлиф?

К зёву позыв?

Так… перелив —


Музыка? Тиф —

Музыка! Взрыв!

По степи — скиф!

Жил перерыв!


За головню — да голыми —

Хвать! Из огня да в полымя!


Пострашнее, чем шум в ушах,

Грезы, глаза зажмуря.

Музыка — это банков крах,

Раскрепощенье фурий.


Приглашается папа Пий

На Рождество предместий.

Quatuor [Квартет (лат.).] четырех стихий,

Раскрепощенье бестий.


Рабской сущности унтергрунд —

Музыка — есть — бунт.


Бунт архангела. Бунт скота.

Бунт галуна в передней.

Не невеста: — клоком — фата!

За фортепьяно — ведьма!


Лучше шулера пощади,

Чем музыканта! Дрема —

В креслах? Бесы на площади

Думской — и бесы в доме!


Женской сущности септ-аккорд —

Музыка — есть — черт.


Лупоглазого школяра

В пасмах — кулак Потсдаму.

Что есть музыка? Са ira! [Будет дело! (фр.)]

Ратсгерры, вот вам гамма!


В оперении райских птах

Демоны: stirb und todte! [Умри и убей! (нем.)]

Что есть музыка? Тайный страх

Тайного рата Гёте —


Пред Бетховеном.


Брови — вверх,

Краска — в нос.

Раты — в перх,

Герры — в чёс.


Раты — в крёхт,

Герры — в чох.

— С нами фохт!

— С нами Бог.


Только, талант непризнан,

Ратсгерр от Романтизма,


Новорожденски-розов

И Филомелой прозван:

“Музыка в малых дозах —

Это не так серьезно”.


Бурго-же-мистр, величав и льдист:

— В вас говорит артист.


РАТСГEРР ОТ РОМАНТИЗМА:


Tempi passati! [В прошлом! (ит.)]


БУРГОМИСТР:


Ратсгерры, сядьте!

Шутки — за рюмкой.

Думсгерры, думьте!


Можно ли — непостижим Господь —

За музыканта — плоть


Нашу?

* * *

В городе — впрочем, одна семья

Гаммельн! Итак, в семействе

Гаммельнском — местоименья “я”

Нет: не один: все вместе.


За исключением веских благ

Я — означает всяк.


Славное слово, и есть в нем прок:

Всяк! Так и льнет шубейкой!

Автору же этих скромных строк

— Озолоти! убей хоть! —


Только одна в нем — зато моя! —

Буква понятна: я.


Необоримая! Так алмаз

Жив в черноте пожара.

Неповторимая! Что есть аз?

Что не бывает парой.


На языке невозвратных рас

Аз означает: раз.


(Азры…)


В городе Гаммельне лишь азы…

Впрочем, язык прикусим.

Страшное слово! Страшней грозы

В полночь, гостей за гусем:


Я! (В пожирающем большинстве

Я означает — все).


Как у соседей! как у людей!

Не мое дело — все так!

Автору же, ясновидцу лжей,

Оку — из самых светлых,


Только одна в нем — прошу понять —

Буква доступна: ять.


Я: нагруженная по края

Яблонь: снимай не снимешь!

В Гаммельне ж — вместо именья: я —

Мы — лишь тогда не мнимость,


Не глухонемость, не пень, не тын —

С буквы когда — в аршин!


(Право гигантов!)


— За музыканта?

Это пикантно!

Это пикантно!

Время — пропало!

Место — пространство!

— За зубоскала!

— За голодранца!


— Без будущего!

— За дудочника!


В доме — гнусь.

В лавке — долг.

Черный гусь!

Белый волк!


С крыши — душ,

В спальне — штранд.

— Кто ваш муж?

— Му — зы — кант.


Рук — вместо платы,

Плеск — вместо мяса.

— За звездохвата!

— За лоботряса!


В грезы да в планы

Первенца кутай.

— За великана!

— За лилипута!


— За опусника!

— За фокусника!


Вечный иск!

Всё в ломбард!

Крысий писк

Квинт да кварт.


Деток — кладь.

Geld ist Sand [Деньги – песок (нем.).].

— Кто ваш зять?

— Му — зы — кант.


Дудка! для этого нужен дых

Дюжий, — весь день дудишь-то!

Не затруднительно в молодых

Летах, а что с одышкой?


Не пригодишься и нужники

Чистить. В слепцы, с жестянкой?

А неоплатные должники —

Все они музыканты!


Ратсгерры белым

Полнятся гневом:

— Первую в целом

Городе — деву?


Первому? — браво!

Встречному? — ново!

— За крысодава?

— За крысолова?


— Бессахарника?

— За каторжника!


Общий ров.

Гроб в обрез.

Ни венков.

Ни словес.


Помер — прей.

Unbekannt [Неизвестен (нем.).].

— Кто был сей?

— Му — зы — кант.


Сомущены — в сумятице —

Глазки, обычно в маслице,

Губки, обычно бантиком,

Ратсгерра от Романтики:


— “В городе Гаммельне вечных благ

Нет, хоть земных и густо.

Гения с Гаммельном — тот же брак,

Что соловья с капустой.


К Розе приписана соловью

Страсть. Изменив пенатам,

Над соловьем моим слезы лью,

А соловей — женатый!


Гения с Гаммельном — где же такт?

Вкус? — не в родстве! не в тоне!

Невразумительней есть ли факт,

Чем соловей — в законе?


Брак — это за борт: засесть, залечь,

Закись — тюфяк — свинина…

Не небожителя слышу речь,

Други, а мещанина!


Сам в бургомистровы рад бы влезть

Туфли — так я — предместье!

Но небожителю — что за честь

Звать бургомистра — тестем?


Многозначителен — так красив,

Высокосерд — так знатен.

Миродержателя сыном быв,

Стать бургомистра зятем?


Кухонку?

Куколку?

Кольчико?

Только-то?


Что не для лириков — Гименей,

Вам и ребенок скажет.

Остепенившийся соловей —

Недопустимый казус!


Коль небожители в царстве тел —

Ни лоскутка на дыры

Вам, ибо правильный был раздел

Благ при начале мира:


Нам — только видимый, вам же весь

Прочий(где несть болезни!).

Коль божество, в мясники не лезь,

Как в божества не лезем.


Вам — миродержствовать, нам — родить:

Здесь близнецы, там тройня.

Но музыканту счастливым быть —

Попросту непристойно!


Так предоставьте же сладкий кyc

Обыкновенным смертным!

Ваша амброзия слаще уст

Женских, и чище — нектар.


Иерофанты в грязи колес,

Боги в чаду блудилищ —

Плачьте и бдите, чтоб нам спалось,

Мрите — чтоб мы плодились!


А бургомистрову дочку — план

Дольний — другим заменим.

Впрочем, в подобных делах профан

И ожидаю мненья


Следующих…”


Поразрумянился весь совет,

Лбищи понапружили.

В Гаммельне собственных мыслей нет,

Только одне чужие.


Не мудрено: на земле живут,

Не в облаках витают.

Да и чужих не сказать, чтоб пуд, —

Только одна, и та ведь


Авторская… Шепоток вдоль стен:

“Что бы ему взамен?”


— Что-нибудь нужное!

Удочку! Дюжину

Недорогих носков!

— Туфельку для часов!


— Что-нибудь на стену!

Краскою масляной

Кайзера на коне!

— Дело ведь не в цене!


— Нотную папочку!

— Тросточку! На плечи

Что-нибудь из тряпья!

— Кисточку для бритья!


— Так себе — чуточку!

— Штучно! — Посуточно!

Не при дворе ж! в глуши!

— Главное — от души!


— Самую капельку!

— Крохотку! — Крапинку!

— Каб налицо — сюртук,

Я б предложил — утюг:


Прочно и дешево!

— Главное — пошибом

Взять: для подобных бар

Жест — наилучший дар.


Прочее — дорого.

— Дешево — здорово!

Без роковых затрат,

В дельности — аттестат.


Деньги — безвкусица!

Каперцы, устрицы, —

Не диабет — нефрит.

— Гений мечтами сыт.


Доброе мнение —

Вот она, гению,

Плата: кошель похвал.

— Смертный дороже б взял.


Стало быть — аттестационный лист.


РАTCГEPP ОТ РОМАНТИЗМА:


— Эврика! В руки бейте!

Коль по призванию он — флейтист,

Значит — футляр на флейту!


Раты — в плёск,

Герры — в хлоп.

— Ну и мозг!

— Ну и лоб!


Geben — frisst,

Leb’ heisst spar’… [Дадим – слопает, жить – значит экономить… (нем.).]

Раз флейтист —

Так футляр.


— Слажено! — Сложено!

— Замшевый! — Кожаный!


— Для музыкальных душ

Так же приятен плюш.


— Стало быть — плюшевый!

— Ратсгерры, кушанье

Стынет. — Коль нежность — цель,

Так же нежна фланель.


— Главное — умысел!

— В траты не сунувшись,

Чтоб от души — к душе —

Так из папье-маше!


Кабы малейший какой в душе

Прок был — у всех была бы.

А в переводе папье-маше —

Жеваная бумага.


Хоть не корова, а нажую!

Боги — а рты замажем!

Так же как критика — соловью:

Жвачкой, притом — бумажной.


— Чистой! без примеси!

— Принято! Принято!


— Хлопковой! Рисовой!

— Браво! Подписано!


БУРГОМИСТР:


Не проскочил — в зятья!

Но, человека чтя

И в музыканте —

Ратсгерры, встаньте!


Девы, монет не тратящей,

Постановленье ратуши:


Гаммельн — не в царстве душ.

Раз музыкант — не муж,

Раз музыкант — не зять.

В названной отказать

Девушке. (В царстве цен!)

И предложить взамен

Нечто из царства чар:

На инструмент — футляр.


Жвачно-бумажный.

Ибо не важно —

Что — (“Вещество — лишь знак”.

Гёте) — а важно — как.


Тих как мех.

Тих как лев.

Губы в смех.

Брови в гнев.


Выше звезд,

Выше слов,

Во весь рост —

Крысолов.


“Раз музыкант — так мот.

Дудки не бережет

Дудочник. Треснет — свистнет,

Чехолоненавистник

Он — и футлярокол.

Раз музыкант — так гол.


Чист. Для чего красе —

Щит? Гнойники скрывают!

Кто со всего и все

В мире — чехлы срывает!


Нехороша — так пнуть!

Чтоб просияла суть.


Не в ушеса, а в слух

Вам протрубят к обедне

В день, когда сбросит дух

Тело: чехол последний.


В день, когда станут — льды.

В душу — и без трубы.


Не в инструменте — в нас

Звук. Разбивайте дудки!

Зорче всего — без глаз

Видящий. Самый гудкий


И благодарный зал —

Грудь. Никогда не мал.


Не соловью беречь

Горло. (Три капли на ночь!)

Что до футляра — в печь!

Или наденьте на нос…


Ратсгерры! Долг и мзду —

Дочь бургомистра. Жду”.


Зашушукали: шу-шу-шук…

“За каких-нибудь десять штук


Жалких — благо бы крыс! — мышей!

Не видать как своих ушей”.


Грета, Грета, попалась в сеть!

Легче уши свои узреть,


Нежель душу.

— Камыш, шурши!

Не видать как своей души.

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я