Неточные совпадения
Более утонченные философские направления видят в
духе не эпифеномен материи, а эпифеномен
жизни, которой приписывают неистощимую творческую силу.
В истории понятия «
дух» большую роль играло понимание духовности как универсальных, всеобщих начал человеческой
жизни в отличие от частного и индивидуального.
Только в этой сфере пробуждается
жизнь духа, ее еще нет ни в каких идеальных, универсальных началах.
Отвлеченный спиритуализм и идеализм отделяют
дух от полноты
жизни, переносят его в «идеальную» сферу и потому не знают активного и конкретного
духа.
Можно сказать, что
дух есть
жизнь, но если не вкладывать в
жизнь биологического смысла.
У Филона
дух, отделенный от Бога, приобретает характер самостоятельного принципа, дающего
жизнь.
В сложной истории раскрытия сущности
духа философское и религиозное понимание
духа были различны: философия понимала
дух главным образом как разум, ум, религиозные же течения понимали
дух как силу высшей
жизни, которая вдыхается в человека Богом, т. е. понимали более целостно.
Так прорывался
дух в замкнутый круговорот космической
жизни.
В апостольской церкви
Дух был не догматом и учением, а центральным фактом религиозной
жизни.
Дух не есть эпифеномен
жизни.
Но
жизнь духа более свободна от определенной формы, чем
жизнь тела.
У М. Шелера
дух резко отличается от
жизни, но он совершенно пассивен.
Реальность
духа засвидетельствована всем опытом человечества, всей его высшей
жизнью.
Нельзя, как то делает М. Шелер, отнять от
духа активность и сообщить активность лишь
жизни.
Именно
дух есть активность,
жизнь же в биологическом смысле слова пассивна.
Принцип каузальности неприменим к
духу и его
жизни.
Дух есть качество, стоящее вне всякой утилитарности, заражающей
жизнь мира, вне употребления средств, не похожих на цели, вне внешних достижений и реализации, вне орудий, которыми пользуется «мир» в борьбе, вне «общественного мнения», вне социальной обыденности.
Дух выше
жизни, как свобода выше детерминации, как личность выше безликой стихии, как активность выше пассивности, как целостный смысл выше бессмыслицы и бессвязности.
Но
дух есть сила, действующая в
жизни, и в жизненном процессе мы должны угадывать признаки
духа.
Отвлеченный спиритуализм некоторых типов духовной
жизни и некоторых типов философских построений очень мешал понять существо
духа и уловить его признаки.
Философия, не поднимающаяся до понимания
духа, свойственного религиозному сознанию и мистическому опыту, все же различает
дух и называет идеальными ценности, которые должны быть реализованы в человеческой
жизни.
Дух вносит целостность, единство, смысловую связь в душевную и душевно-телесную
жизнь человека.
Самое трудное для понимания и самое парадоксальное — это отношение между
духом и личностью, между универсальным содержанием, сообщаемым человеку
духом, и самим человеком с его эмоциональной
жизнью, с его единственной личной судьбой.
Клагес, вдохновляемый Бахофеном и Ницше, противополагает
дух и
жизнь,
дух и душу.
В отличие от самого Бахофена, он считает
дух, который отождествляется с разумом, интеллектом, сознанием, паразитом, враждебным
жизни.
Дух есть порождение виталистического процесса, но порождение болезненное, сковывающее
жизнь.
Таково понимание
духа так называемой философии
жизни (Lebensphilosophie).
Отвлеченное понимание
духа у интеллектуального класса, у представителей интеллектуального труда, отделенного от полноты
жизни, связано с ложным дуализмом
духа и тела, духовного, интеллектуального и материального, физического труда.
Дух и есть та сила, которая обнаруживается во всей полноте
жизни.
Именно отрезанность духовной
жизни от полноты
жизни и человеческого труда породила ложную, иллюзорную духовность. В некоторых формах оккультизма, теософизма, спиритизма мы видим такое иллюзорное, галлюцинаторное общение с
духами и духовным миром. Это есть результат нарушения целостности человеческого существа.
Дух коллективный или
дух объективный детерминирует духовную
жизнь личности, извне определяет человеческую
жизнь.
Коллективный
дух есть лишь метафорическое выражение, за которым скрыта социализация
духа в человеческой
жизни.
Дух есть в-себе-бытие и самое трансцендирование, с которым связана духовная
жизнь, не есть выбрасывание вовне.
Дух означает прерывность, прерывность в
жизни мира, в истории мира.
Дух означает постоянное трансцендирование в человеческой
жизни.
Это принадлежит к тайне
духа и духовной
жизни.
И вместе с тем
жизнь духа есть неустанное Трансцендирование, выход за свои границы, но не из детерминации, а из свободы.
Человек проходит через объективацию
духа в культуре, в государстве, в национальной и хозяйственной
жизни и пр.
Дух реально, экзистенциально воплощается в человеческой личности, в ее творчески интуитивном отношении к
жизни и в братском общении людей, а не в объективированном обществе, государстве, исторической
жизни наций.
Дух, объективируя себя в культуре и социальной
жизни, легко попадает в плен.
Объективация
духа в
жизни обществ и государств находится во власти того полезного заблуждения, что общество, государство, цивилизация могут иметь своей опорой Истину, что Истина может быть полезна для дела человеческой организации.
Объективация
духа в истории порождает сакрализацию, освящение элементов природной и человеческой
жизни.
Дух и духовная
жизнь не символичны, они реалистичны.
Техника дегуманизирует человеческую
жизнь, но она есть продукт человеческого
духа.
Дух воплощается в органическом, не только в органическом теле человека, но и в органических телах истории, например в органической народной
жизни, в традициях и т. п.
Никакие изменения условий человеческой
жизни не могут убить реальности
духа.
Но техника есть также одно из вступлений человеческого
духа в мировую
жизнь.
Но согласно закону поляризации человеческого существования,
дух овладевает объективностью техники и может сделать ее орудием спиритуализации и гуманизации космической и социальной
жизни.
В Евангелии раскрывается свобода
духа и духовной
жизни, аскеза же остается подчиненной детерминации.
Враги
духа, враги религиозной
жизни пытались этим скомпрометировать самый генезис духовности и веры в духовный мир.
Неточные совпадения
Человеческая
жизнь — сновидение, говорят философы-спиритуалисты, [Спиритуали́зм — реакционное идеалистическое учение, признающее истинной реальностью
дух, а не материю.] и если б они были вполне логичны, то прибавили бы: и история — тоже сновидение.
Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская
жизнь поражала их своею цельностью, и справедливо приписывают это счастливому отсутствию
духа исследования.
Правда, когда они оба были в хорошем расположении
духа, радость
жизни их удвоялась.
Они оба одинаково старались в последующей
жизни вычеркнуть из своей памяти все уродливые, постыдные обстоятельства этого нездорового времени, когда оба они редко бывали в нормальном настроении
духа, редко бывали сами собою.
Но зачем же, спрашивал он всегда, зачем же такая важная, такая решительная для него и в то же время такая в высшей степени случайная встреча на Сенной (по которой даже и идти ему незачем) подошла как раз теперь к такому часу, к такой минуте в его
жизни, именно к такому настроению его
духа и к таким именно обстоятельствам, при которых только и могла она, эта встреча, произвести самое решительное и самое окончательное действие на всю судьбу его?