Неточные совпадения
Противники реальности
духа говорят, что
дух есть лишь субъективное душевное состояние
людей.
В германской идеалистической метафизике совсем не была поставлена проблема
человека и личности, которые были подавлены универсальным безличным
духом.
И тело
человека может быть в
духе, может быть спиритуализировано.
Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в существо
человека и сообщающее ему высшее достоинство, высшее качество его существования, внутреннюю независимость и единство.
Субъект творит весь мир, но этот субъект не
человек, это есть трансцендентальное сознание, сознание вообще, сверхличный субъект, абсолютный
дух.
Но это не есть дуализм Бога и
человека, Творца и творения, это есть дуализм субъективного и объективного, свободы и детерминации,
духа и природы, личного и общего.
Дух не может определяться универсалиями, которые являются уже порождением объективации, но
дух означает выход
человека из замкнутости к конкретно-универсальному.
Целостный ум
человека, не ratio, не отвлеченная мысль, есть уже
дух, он духовен, внедрен в существование.
Дух утверждает свою реальность через
человека.
Человек есть манифестация
духа.
В Библии, как и у греков,
дух не присущ
человеку, а подается ему свыше.
Дух значил дуновение, и воздух и
дух значили дыхание живого существа,
человека, богов.
У Филона
человек уже сотворен по образу Божьему через божественный
дух.
Дух человеческий божествен, не
человек божествен, а
дух в
человеке божествен.
В сложной истории раскрытия сущности
духа философское и религиозное понимание
духа были различны: философия понимала
дух главным образом как разум, ум, религиозные же течения понимали
дух как силу высшей жизни, которая вдыхается в
человека Богом, т. е. понимали более целостно.
Фомы Аквината,
дух есть прежде всего интеллектуальная сила, через которую только и соприкасается
человек с бытием.
Греческая философия хотела победить зависимость
человека от
духов, добрых и злых, подчинив его разуму, интеллекту.
В индусской религиозной философии, которая существенно духовна и акосмична, Manos есть
дух и мысль, Atman есть духовная глубина
человека, и она тождественна с Brahman.
Все делает
Дух, а не
человек, т. е. все делает
человек через
Духа, получая
Дух: Царство Божье приходит в
духе и силе.
Дух и делает
людей христианами.
Держась новозаветного понимания
духа, Тареев считает, что
дух не есть вторая или третья составная часть человеческой природы, а есть божественное начало в
человеке.
Дух Святой ближе всего
человеку, наиболее имманентен ему, духовное, от
Духа происходящее делается внутренним достоянием
человека, как бы его составной частью, божественное переходит в
человека через
Дух.
По св. Григорию Нисскому, который наиболее замечателен,
дух есть умопредставимая часть
человека в отличие от чувственной души и питательного тела.
Иринея
дух отходит от
человека в грехе, что ближе к первоначальному смыслу евангельскому и апостольскому.
Для диалектической теологии К. Барта
Дух парадоксально, диалектически себя обнаруживает, выставляет, осуществляет, но несоизмерим с
человеком.
Дух Божий делается имманентным натуральному
человеку.
Наиболее замечательно в гегелевском учении о
духе, что у него между
человеком и Богом, между
духом и
Духом нет бездны объективности.
Гегель монист, и у него нет человеческого и божественного разума и
духа, а есть лишь единый разум и
дух, который и делает
человека человеком.
Религия есть знание божественного
духа о себе через конкретный
дух, т. е. через
человека.
Религия возможна и философия возможна лишь потому, что
человек есть
дух.
Но
дух в
человеке относится к общему, а не к частному.
Фихте считал творческую активность
человека главным признаком
духа, Гегель же считает главным признаком свободу.
Но провалом гегелевской философии
духа было непонимание внутреннего существа личности, личной духовности, личного отношения
человека и Бога.
У Ясперса
дух есть, в сущности, то, к чему
человек трансцендирует.
Дух есть божественный элемент в
человеке.
Дух есть целостный творческий акт
человека.
Дух не творится Богом, как природа,
дух эманирует от Бога, вливается, как бы вдувается Богом в
человека.
Дух поставлен перед иррациональной, бессознательной природой в
человеке, и он мужественно овладевает ею.
И Бога в
человека можно понять только через
дух.
Дух всегда означает, что
человек не раб, а господин космических сил, но господин — друг и освободитель.
Дух вносит целостность, единство, смысловую связь в душевную и душевно-телесную жизнь
человека.
Это совсем не значит, что
дух подавляет душу, и еще менее значит, что
дух вытесняет душу у
человека.
И
человек, живой конкретный
человек, восстает против такого понимания
духа.
Самое трудное для понимания и самое парадоксальное — это отношение между
духом и личностью, между универсальным содержанием, сообщаемым
человеку духом, и самим
человеком с его эмоциональной жизнью, с его единственной личной судьбой.
Дух есть божественный элемент в
человеке, но он неотрываем от человеческого элемента и действует в соединении с ним.
Стремление
человека к истине и смыслу, к духовности первично в
человеке, оно не выводимо из душевного и виталистического процесса, оно от
Духа Божьего в
человеке.
Подчинение техники
человеку есть ее подчинение
духу, есть внесение
духа в самую технику.
Существует противоположность между действием соборного
духа на
человека и социальной детерминацией.
И вместе с тем в истории
человек не узнает своего собственного субъективного
духа, своей собственной духовной свободы.
В истории происходит как бы отчуждение субъективного
духа от
человека.
Неточные совпадения
— А, как это мило! — сказала она, подавая руку мужу и улыбкой здороваясь с домашним
человеком, Слюдиным. — Ты ночуешь, надеюсь? — было первое слово, которое подсказал ей
дух обмана, — а теперь едем вместе. Только жаль, что я обещала Бетси. Она заедет за мной.
И я и миллионы
людей, живших века тому назад и живущих теперь, мужики, нищие
духом и мудрецы, думавшие и писавшие об этом, своим неясным языком говорящие то же, — мы все согласны в этом одном: для чего надо жить и что хорошо.
Из его родных гостил в это лето у них один Сергей Иванович, но и тот был не Левинского, а Кознышевекого склада
человек, так что Левинский
дух совершенно уничтожался.
Самая полнота и средние лета Чичикова много повредят ему: полноты ни в каком случае не простят герою, и весьма многие дамы, отворотившись, скажут: «Фи, такой гадкий!» Увы! все это известно автору, и при всем том он не может взять в герои добродетельного
человека, но… может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского
духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения.
В продолжение этого времени он имел удовольствие испытать приятные минуты, известные всякому путешественнику, когда в чемодане все уложено и в комнате валяются только веревочки, бумажки да разный сор, когда
человек не принадлежит ни к дороге, ни к сиденью на месте, видит из окна проходящих плетущихся
людей, толкующих об своих гривнах и с каким-то глупым любопытством поднимающих глаза, чтобы, взглянув на него, опять продолжать свою дорогу, что еще более растравляет нерасположение
духа бедного неедущего путешественника.