Неточные совпадения
Дух выше
жизни, как свобода выше детерминации, как
личность выше безликой стихии, как активность выше пассивности, как целостный смысл выше бессмыслицы и бессвязности.
Нация, государство, общество могут быть признаны индивидуальностями, ступенями индивидуализации
жизни, но не могут быть признаны
личностями.
Самое трудное для понимания и самое парадоксальное — это отношение между духом и
личностью, между универсальным содержанием, сообщаемым человеку духом, и самим человеком с его эмоциональной
жизнью, с его единственной личной судьбой.
В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной
личности, в моральной
жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить
жизнь людей, в
жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Дух реально, экзистенциально воплощается в человеческой
личности, в ее творчески интуитивном отношении к
жизни и в братском общении людей, а не в объективированном обществе, государстве, исторической
жизни наций.
Вся проблематика человека, стоящего перед вечностью, перед конфликтом
личности с миром объективным, отчуждается во внешнюю сферу устроения социальной
жизни.
Один из типов избавления от страдания и зла мировой
жизни есть отказ от
личности.
Можно даже сказать, что при более рациональном устроении социальной
жизни усилится трагическое в
жизни, трагический конфликт
личности и общества,
личности и космоса,
личности и смерти, времени и вечности, все проблематическое еще усилится.
Попытки рационализировать и регулировать духовную
жизнь лишь обострят трагический конфликт
личности и общества.
Возрастающая духовная
жизнь синтезирует душевную и даже телесную
жизнь человека, останавливает аналитическое расчленение и распадение целостной
личности.
Эта духовность будет бороться против тирании общества над человеческой
личностью, она признает священные права человека на интимную
жизнь и даже на одиночество.
— Теперь дело ставится так: истинная и вечная мудрость дана проклятыми вопросами Ивана Карамазова. Иванов-Разумник утверждает, что решение этих вопросов не может быть сведено к нормам логическим или этическим и, значит, к счастью, невозможно. Заметь: к счастью! «Проблемы идеализма» — читал? Там Булгаков спрашивает: чем отличается человечество от человека? И отвечает: если
жизнь личности — бессмысленна, то так же бессмысленны и судьбы человечества, — здорово?
Неточные совпадения
Томилин «беспощадно, едко высмеивал тонко организованную
личность, кристалл, якобы способный отразить спектры всех огней
жизни и совершенно лишенный силы огня веры в простейшую и единую мудрость мира, заключенную в таинственном слове — бог».
— Зря ты, Клим Иванович, ежа предо мной изображаешь, — иголочки твои не страшные, не колют. И напрасно ты возжигаешь огонь разума в сердце твоем, — сердце у тебя не горит, а — сохнет. Затрепал ты себя — анализами, что ли, не знаю уж чем! Но вот что я знаю: критически мыслящая
личность Дмитрия Писарева, давно уже лишняя в
жизни, вышла из моды, — критика выродилась в навязчивую привычку ума и — только.
— Роль
личности он отрицал, будучи марксистом, а затем, как тебе известно, перекрестился в идеализм, а идеализм без индивидуализма не бывает, а индивидуализм, отрицающий роль
личности в
жизни, — чепуха! Невозможен…
А минутами ему казалось, что он чем-то руководит, что-то направляет в
жизни огромного города, ведь каждый человек имеет право вообразить себя одной из тех
личностей, бытие которых окрашивает эпохи. На собраниях у Прейса, все более многолюдных и тревожных, он солидно говорил:
— Вот, я даже записала два, три его парадокса, например: «Торжество социальной справедливости будет началом духовной смерти людей». Как тебе нравится? Или: «Начало и конец
жизни — в
личности, а так как
личность неповторима, история — не повторяется». Тебе скучно? — вдруг спросила она.