Торжество духа в обществе означало бы торжество персонализма, личного общения,
отношения личности к личности в человеческом и человечном «мы», признании каждой данной личности высшей ценностью.
В мистике типа индусского, типа платонического все противоположно тому диалогическому, драматическому отношению между человеком и Богом, которое раскрывается в Библии, т. е.
отношению личности к личности.
Неточные совпадения
Гегель — универсалист, он не знает тайны
личности и
отношения личного духа к личному духу.
Но провалом гегелевской философии духа было непонимание внутреннего существа
личности, личной духовности, личного
отношения человека и Бога.
В порядке природы господствует детерминизм и безличность, в нем неуловима победа смысла, в порядке же духовном господствует свобода, и все основано на
личности и личных
отношениях, в нем побеждает смысл.
Самое трудное для понимания и самое парадоксальное — это
отношение между духом и
личностью, между универсальным содержанием, сообщаемым человеку духом, и самим человеком с его эмоциональной жизнью, с его единственной личной судьбой.
В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной
личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное
отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Дух реально, экзистенциально воплощается в человеческой
личности, в ее творчески интуитивном
отношении к жизни и в братском общении людей, а не в объективированном обществе, государстве, исторической жизни наций.
В мире объективации нет
отношения к живой, конкретной
личности, а есть
отношение к объектам.
Я бы это выразил в такой форме: Бог не есть Абсолютное, Бог-Творец, Бог-личность, Бог, вступающий в
отношение с миром и человеком, не может мыслиться в той совершенной отрешенности, в которой вырабатывается предельное понятие Абсолютного.
Но есть внехристианская мистика противоположного типа, хотя столь же враждебная
личности и личному
отношению между человеком и Богом.
В мире должна образоваться духовность, христианская духовность, которая может быть названа социалистической, коммюнотарной, но которая прежде всего персоналистическая, так как в основании ее лежит
отношение человека к человеку, к ближнему, ко всякой конкретной человеческой
личности.
Любовь определяется не отношением естественного к сверхъестественному, а
отношением личности к личности, отношением личности человека к личности Бога, отношением одного человека к личности другого человека.
Неточные совпадения
— Если общество не ценит
личность, оно вооружает ее правом враждебного
отношения к обществу…
На Западе проблема демократии в ее
отношении к проблеме
личности давно уже ставится очень сложно.
На Западе давно уже беспокоит вопрос о гарантии прав меньшинства и прав
личности по
отношению к абсолютным притязаниям демократии, не ограничивающей себя абсолютными ценностями личного духа.
Загадочная антиномичность России в
отношении к национальности связана все с тем же неверным соотношением мужественного и женственного начала, с неразвитостью и нераскрытостью
личности, во Христе рожденной и призванной быть женихом своей земли, светоносным мужем женственной национальной стихии, а не рабом ее.
Просыпающаяся, подымающаяся и сознающая себя
личность всегда жестока в
отношении к окружающей ее среде и господствующей в ней системе приспособления, она не может не причинять боли.