Неточные совпадения
Он не сомневается лишь в
реальности видимых
вещей, принуждающих себя признать.
Спиритуализм обычно понимает дух как субстанцию, как
реальность особого качества среди
вещей природного мира, но все же
реальность в том же смысле.
В так называемом объективном мире нет такой природы, такой
вещи, такой объективной
реальности, которую мы могли бы назвать духом.
Реальность универсалий означала
реальность общего и отвлеченного, присутствие в
вещах того, что утверждается в понятиях, имеющих универсальное значение.
Неточные совпадения
Огромная масса людей живет не
реальностями и не существенностями, а внешними покровами
вещей, видит лишь одежду и по одежде всякого встречает.
Пора сбросить внешние покровы и обнаружить истинную сущность
вещей, истинные
реальности.
Для рассудка («чистого разума») такое удостоверение, может быть, и является «мистическим» и установляется «верою», но это показывает только всю условность и недостаточность отвлеченно-рассудочного понимания познания, ибо корень познания жизненно-прагматический, и понятие эмпирии должно уже наперед включать в себя признак действенности, ощупывающей
вещи и отличающей идеальности от
реальностей (кантовские «талеры» в воображении или в кошельке) [Имеется в виду рассуждение И. Канта в «Критике чистого разума» (Кант И. Соч · · В 6 т. М., 1964.
В свое время «антитезу между номинализмом и реализмом» пытался, подобно Булгакову, примирить Абеляр, решивший проблему универсалий в духе концептуализма: понятия не имеют самостоятельной онтологической
реальности, но воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных
вещей.
Для того чтобы схемы понятий наполнялись жизненным содержанием и в сети разума уловлялась действительная, а не воображаемая рыба, надо, чтобы познание имело орган такого удостоверения действительности, чувство
реальности, которая не разлагается на отдельные признаки
вещи, но их связывает собой в бытии.