Неточные совпадения
Но
дух не
есть видимая вещь, он совсем не
есть вещь среди вещей.
Это и не может
быть иначе, потому что и отрицающие существование
духа все-таки его имеют.
Материалистическое отрицание
духа есть в конце концов неверное описание данных в опыте реальностей, как неверно описание световых явлений дальтонистом.
Это
есть виталистическое понимание
духа.
Противники реальности
духа говорят, что
дух есть лишь субъективное душевное состояние людей.
Но германская метафизика
была искажена своею монистической и эволюционной тенденцией, отождествлявшей
дух и природу и признававшей существование объективного
духа.
Но для него это стало путем к раскрытию становления, развития мирового
духа, в то время как отсюда могли
быть сделаны и совсем другие выводы.
В германской идеалистической метафизике совсем не
была поставлена проблема человека и личности, которые
были подавлены универсальным безличным
духом.
По-другому это должно
быть сделано и для философского познания
духа.
Дух не только не
есть объективная реальность, но не
есть бытие как рациональная категория.
Философия
духа должна
быть не философией бытия, не онтологией, а философией существования.
Дух есть реальность не только иная, чем реальность природного
духа, чем реальность объектов, но
есть реальность совсем в другом смысле.
Применяя терминологию Канта, у которого, впрочем, мы не находим самого слова «
дух», можно, сказать, что реальность
духа есть реальность свободы, а не реальность природы.
Дух никогда не
есть объект, и реальность
духа не
есть реальность объекта.
Но
дух есть иное, высшее качество существования, чем существование душевное и телесное.
И тело человека может
быть в
духе, может
быть спиритуализировано.
Но реальность
духа имеет иной генезис, это реальность не от объекта, а от Бога, который
есть субъект.
Дух есть сфера, на которую не распространяется различение и противоположение мышления и бытия и в которой нет объективации и гипостазирования продуктов мысли.
Дух есть истина души, ее вечная ценность.
Дух дает смысл действительности, а не
есть другая действительность.
Дух есть как бы дуновение Божье, проникающее в существо человека и сообщающее ему высшее достоинство, высшее качество его существования, внутреннюю независимость и единство.
Субъект творит весь мир, но этот субъект не человек, это
есть трансцендентальное сознание, сознание вообще, сверхличный субъект, абсолютный
дух.
Дух и
есть реальность, раскрывающаяся в экзистенциальном субъекте и через него, реальность, идущая изнутри, а не извне, не от объективированного мира.
Дух же и
есть то, что преодолевает эту падшесть и разобщенность.
Реализм
духа не
есть реализм объекта.
Но
есть ли реализм
духа реализм универсалий, реализм общего?
Это
есть объективный, универсальный
дух, источник общеобязательного знания универсалий.
В действительности верно
было бы определить
дух как противоположный общему, объективированному и безличному.
Дух и духовность находятся вне того противоположения субъективного и объективного, общего и частного, родового и индивидуального, которое
есть уже продукт объективации.
Дух совсем не
есть идеальная, универсальная основа мира.
Дух не может
быть детерминирован и миром идей в платоновском смысле.
Одно из восприятий
духа человеком
есть восприятие его как вдыхания, вдохновения Божьего, что не
есть детерминация, свойственная логическому универсализму.
Гегель знал, что свобода значит «
быть у себя», а
дух есть вечное возвращение к себе.
Дух ни в коем случае не должен означать монизма, хотя так часто бывало в истории мысли,
было и у самого Гегеля.
Но это не
есть дуализм Бога и человека, Творца и творения, это
есть дуализм субъективного и объективного, свободы и детерминации,
духа и природы, личного и общего.
Реальность
духа есть также обращенность к реальностям.
Это и значит, что царство
духа есть царство свободы и любви.
Этим путем не может
быть усмотрена реальность
духа.
Дух, духовная действительность не сообразна с универсальными законами разума, совсем не
есть мир универсальных идей, совсем не
есть мир объективный.
Дух не может
быть также понят виталистически.
Можно сказать, что
дух есть жизнь, но если не вкладывать в жизнь биологического смысла.
Целостный ум человека, не ratio, не отвлеченная мысль,
есть уже
дух, он духовен, внедрен в существование.
Дух есть субъект, потому что субъект противоположен вещи.
Человек
есть манифестация
духа.
Дух есть действие сверхсознания в сознании.
В Священном Писании
дух есть термин основной.
Древнееврейской мысли
было чуждо противопоставление
духа и материи, свойственное Платону или Декарту.
Живое существо
есть тело, заключающее в себе
дух жизни.
Дух Ягве,
Дух Божий
есть сила Божья.
«И почему бы сие могло случиться, — говорили некоторые из иноков, сначала как бы и сожалея, — тело имел невеликое, сухое, к костям приросшее, откуда бы тут духу быть?» — «Значит, нарочно хотел Бог указать», — поспешно прибавляли другие, и мнение их принималось бесспорно и тотчас же, ибо опять-таки указывали, что если б и
быть духу естественно, как от всякого усопшего грешного, то все же изошел бы позднее, не с такою столь явною поспешностью, по крайности чрез сутки бы, а «этот естество предупредил», стало быть, тут никто как Бог и нарочитый перст его.
Неточные совпадения
Но как ни горька
была эта чаша, Беневоленский испил ее с бодрым
духом.
Но так как он все-таки
был сыном XVIII века, то в болтовне его нередко прорывался
дух исследования, который мог бы дать очень горькие плоды, если б он не
был в значительной степени смягчен
духом легкомыслия.
Был, после начала возмущения, день седьмый. Глуповцы торжествовали. Но несмотря на то что внутренние враги
были побеждены и польская интрига посрамлена, атаманам-молодцам
было как-то не по себе, так как о новом градоначальнике все еще не
было ни слуху ни
духу. Они слонялись по городу, словно отравленные мухи, и не смели ни за какое дело приняться, потому что не знали, как-то понравятся ихние недавние затеи новому начальнику.
Все в ней
было полно какого-то скромного и в то же время не безрасчетного изящества, начиная от
духов violettes de Parmes, [Пармские фиалки (франц.).] которым опрыскан
был ее платок, и кончая щегольскою перчаткой, обтягивавшей ее маленькую, аристократическую ручку.
Вынуждены
были позвать соседнего капитан-исправника, который и засвидетельствовал исшествие многомятежного
духа его".