Неточные совпадения
«Самоубийство при потере идеи о
бессмертии является совершенной и неизбежной необходимостью для каждого
человека, чуть-чуть поднявшегося в своем уровне над скотами».
Человек, который убивает другого
человека, убивает самого себя, отрицает
бессмертие и вечность в другом и в себе.
В гениальной по силе прозрения утопии грядущего, рассказанной Версиловым,
люди прилепляются друг к другу и любят друг друга, потому что исчезла великая идея Бога и
бессмертия.
Исчезла бы великая идея
бессмертия и приходилось бы заменить ее; и весь великий избыток прежней любви к тому, который был
Бессмертие, обратился бы у всех на природу, на мир, на
людей, на всякую былинку.
Это — безличная, коммунистическая любовь, в которой
люди прилепляются друг к другу, чтобы не так страшно было жить потерявшим веру в Бога и в
бессмертие, т. е. в Смысл жизни.
В безбожной любви
человек отрекается от своей духовной природы, от своего первородства, он предает свою свободу и
бессмертие.
Любовь мужчины и женщины, любовь
человека к
человеку становится безбожной любовью, когда теряется духовная свобода, когда исчезает лик, когда нет в ней
бессмертия и вечности.
Человек отказывается от великих идей Бога,
бессмертия и свободы, и им овладевает ложная, безбожная любовь к
людям, ложная сострадательность, жажда всеобщего устроения на земле без Бога.
Кириллов хочет быть спасителем
человека, дать ему
бессмертие.
Нельзя жить, не решив вопроса о Боге и дьяволе, о
бессмертии, о свободе, о зле, о судьбе
человека и человечества.
Смерть так легко избавляет от всех затруднений и бедствий, что неверующие в
бессмертие люди должны бы желать ее. Люди же, верующие в бессмертие, ожидающие новой жизни, еще больше должны бы были желать ее. Отчего же большинство людей не желает ее? А оттого, что большинство людей живет телесной, а не духовной жизнью.
Для Достоевского же нет добродетели, если нет бессмертия; только убить себя остается, если нет бессмертия; невозможно жить и дышать, если нет бессмертия. На что нужен был бы Достоевскому бог, если бы предприятие александрийской женщины удалось? Знаменательная черточка: для Достоевского понятия «бог» и «личное
бессмертие человека» неразрывно связаны между собою, для него это простые синонимы. Между тем связь эта вовсе ведь не обязательна.
Неточные совпадения
— Смерть уязвляет, дабы исцелить, а некоторый
человек был бы доволен
бессмертием и на земле. Тут, Клим Иванович, выходит, что жизнь как будто чья-то ошибка и несовершенна поэтому, а создал ее совершенный дух, как же тогда от совершенного-то несовершенное?
Между тем, отрицая в
человеке человека — с душой, с правами на
бессмертие, он проповедовал какую-то правду, какую-то честность, какие-то стремления к лучшему порядку, к благородным целям, не замечая, что все это делалось ненужным при том, указываемом им, случайном порядке бытия, где
люди, по его словам, толпятся, как мошки в жаркую погоду в огромном столбе, сталкиваются, мятутся, плодятся, питаются, греются и исчезают в бестолковом процессе жизни, чтоб завтра дать место другому такому же столбу.
Угадывая законы явления, он думал, что уничтожил и неведомую силу, давшую эти законы, только тем, что отвергал ее, за неимением приемов и свойств ума, чтобы уразуметь ее. Закрывал доступ в вечность и к
бессмертию всем религиозным и философским упованиям, разрушая, младенческими химическими или физическими опытами, и вечность, и
бессмертие, думая своей детской тросточкой, как рычагом, шевелить дальние миры и заставляя всю вселенную отвечать отрицательно на религиозные надежды и стремления «отживших»
людей.
Исчезла бы великая идея
бессмертия, и приходилось бы заменить ее; и весь великий избыток прежней любви к Тому, который и был
бессмертие, обратился бы у всех на природу, на мир, на
людей, на всякую былинку.
И как мало эти
люди верят в дух, в его
бессмертие и неистребимость, в его неодолимость темными силами.